Урок по Истории и культуре Башкортостана
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по истории и культуре Башкортостана теме "Поэт Галимов Салям. Пламенное сердце поэта.«Кошка и новогодняя елка» и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по истории и культуре Башкортостана. | 36.5 КБ |
oat_alimov_alyam_lamennoe_serdce_poatabroshka_i_no.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Поэт Галимов Салям. Пламенное сердце поэта.
«Кошка и новогодняя елка»
Цели. Познакомить с биографией поэта Галимова Саляма и его произведением «Кошка и новогодняя елка». Знакомить с историей Башкортостана, расширять знания детей о прошлом. Учить выборочному чтению. Совершенствовать навыки правильного и выразительного, осознанного чтения. Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование.Презентация к уроку.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Работа над пройденным материалом.
С каким художником мы познакомились на прошлом уроке?
(Михаилом Васильевичем Нестеровым)
(Слайд № 1 и 2)
Что узнали о художнике? Когда и где он родился? (1862г в Уфе)
Кого изобразил Нестеров на своих картинах?(Портреты видных деятелей науки и культуры, художников, академиков ,писателей..)
( Слайд № 3 и 4) Узнали их? (Л.Толстой и художники братья Корины)
Где учился Нестеров, когда жил в Москве?
Какой музей был открыт в Уфе в 1920 году?
(Слайд № 5)
Вы дома прочитали рассказ « Воспоминание»
Какие детали подсказывают в образе мальчика будущего художника?
- С какими чувствами вспоминает мальчик о домашней обстановке, о поездке за Белую?
- Для чего они отправились по реке?
Любит ли Нестеров свою Родину?
-Найдите прочитайте слова, которые показывают его любовь.
Свою любовь он изобразил на картинах.
С какой картиной мы познакомились?
Вот некоторые его картины.
(Слайд№ 6, 7, 8)
3. Изучение новой темы. Сегодня познакомимся с ещё одним нашим земляком поэтом Галимовым Салямом Галимовичем.
(Слайд № 9, 10)
Словарная работа: псевдоним – вымышленное имя;
Знакомство с биографией поэта.
Салям Галимович Галимов, вошедший в литературу под псевдонимом Галим Салям, родился в январе 1911 года в глухой деревушке Таскино Кунашакского - ныне Сосновского - района Челябинской области (умер 19 июля 1939 года). Родился в семье муллы. Лишившись отца, с 10 лет батрачил.В 14 лет, во время учебы в Аргаяшской школе второй ступени, юноша стал комсомольцем. Окончив в 1928 году школу, Салям работал учителем, возглавлял комсомольские ячейки в деревнях Ибрагимово и Галикеево.
Вот тогда-то он и стал селькором, публикуя заметки в республиканской комсомольской газете "Башкортостан яшляре" ("Молодежь Башкирии") и "Кызыл Башкортостан". Газетные заметки о жизни односельчан, первые стихи активного селькора заметили журналисты. Весной 1930 года Салям Галимов был приглашен в редакцию газеты "Кызыл Башкортостан". Он стал литсотрудником сельскохозяйственного отдела и одновременно редактировал приложение к газете - журнал "Трактор".
В 1932 году вышел первый сборник Саляма "Тревога", в который вошли стихи о жизни красноармейцев, написанные, когда поэт проходил учебные лагерные сборы.
В 1933 году поступает в Башкирский пединститут на факультет языка и литературы, где тоже становится признанным вожаком литературной молодежи. Именно здесь раскрывается и крепнет его удивительный поэтический дар. Во время учебы в институте из-под пера поэта выходят новые стихи. Он тщательно, порой мучительно долго работал над каждым своим новым стихотворением, добиваясь предельной точности языка и лаконичности.
"Весной и летом Салям вставал очень рано, - вспоминал Салях Кулибай, - бормотал про себя строфы стихов и, схватив книгу или блокнот, исчезал с глаз. Он отправлялся на прогулку, а то и в сад - в какое-нибудь укромное местечко, где записывал стихи или готовил урок. Стихи он любил сочинять на ходу, на прогулке, заучивал их на память, шлифовал, заменял, переставлял слова. В такие минуты он забывал даже о своем спутнике, если был не один, думал и рассуждал вслух, проверял начатое стихотворение, делал наброски новых".
В 1967 году была учреждена республиканская премия имени Галимова Саляма (Салям Галимович Галимов). Она присуждалась за лучшие произведения в области литературы и искусства, отображающие славные дела молодежи.
(Слайд № 11, 12, 13)
В Башкортостане сейчас более тридцати лауреатов премии имени Галимова Саляма. Но, к сожалению, места жизни и деятельности поэта до сих пор не отмечены памятными символами. Затерялась и могила на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Между тем, дом в Уфе по улице Коммунистической, 49, где жил поэт, стоит поныне и, наверняка, будет стоять еще долго.
( Слайд № 14)
Окончив в 1937 году с отличием вуз, он был оставлен для работы в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. А через год товарищи проводили его в аспирантуру при Ленинградском филиале Академии наук СССР. Но долго учиться было не суждено. В 1939 году Галим Салям скончался.
Словарная работа- аспирантура – вид учебы после вуза, где готовят научных деятелей.
4.Знакомство с произведением .
- Какой праздник мы все любим отмечать зимой?
- Без чего не обходится этот праздник?
_Познакомимся с историй, которая произошла в канун Нового года в доме ,где жили Луиза и Альберт.
(Слайд № 15)
5. Знакомство со стихотворением Галимова Саляма «Кошка и новогодняя елка» Начинает читать учитель,затем продолжают ребята по цепочке.
( стр.34 – 24)
6. Беседа по содержанию.
- Какие события произошли в первый день?
- На какие игрушки украшенной елки обратила внимание кошка?
- Опишите, что вместо нарядной елки увидели разбуженные шумом дети?
- В какое время кошка снова появилась в доме?
- Как ее встретили дети, собравшиеся на новогодний праздник?
7. Выборочное чтение.
- Найдите отрывок как наряжали ёлку.
-Прочитайте ,что сказала кошка увидев ёлку.
- Найдите отрывок, где автор ввёл сказочный момент.
- Найдите и прочитайте, что сказал Альберт кошке.
- Что сказала в своё оправдание кошка.
8. Анализ содержания.
- Какой суд вынесли дети кошке?
- Согласны ли вы с их решением?
- А как бы вы поступили на месте Луизы и Альберта?
9. Подведение итога.
-Что нового вы узнали на уроке?
- С каким автором мы познакомились?
- Что вы узнали о нём?
- Понравилось вам стихотворение?
- Чему нас учит автор в этом стихотворении?
- Кто захотел еще раз перечитать произведение?
10. Домашнее задание.
Прочитать выразительно.стр.34- 42.
-Какой вы себе представили новогоднюю ёлку и кошку, которая чуть не испортила ребятам праздник.
11. Оценивание ответов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
г. Уфа, художественный музей им. М.В. Нестерова
На горах. (1896, Киевский музей русского искусства). В картине художник одним из первых в русской живописи попытался создать образ родины.
«Видение отроку Варфоломею»
Галимов Салям ( Салям Галимович Галимов ) (1911- 1939)
Равиль Тухватович Бикбаев
Радик Гареев
Родионов Генадий Степанович Народный артист РБ
« Кошка и новогодняя ёлка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...
Урок по истории и культуре Башкортостана на тему "Композитор Рим Хасанов"
Урок знакомства с творчеством башкирского композитора Рима Хасанова.Даный урок размещен на сайте "Фестиваль педагогических идей" (http://festival.1september.ru/articles/598320/)...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Петропавловская крепость"
Презентация на тему "Петропавловская крепость"...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Площадь Островского"
презентация к уроку...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Казанский собор".
презентация к уроку....
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Из истории наводнений..."
презентация к уроку....