Слово. Что это за сила?
творческая работа учащихся (3 класс) по теме
Исследовательская работа социальной направленности, которая поможет детям понять, как слово, плохое или хорошее может влиять на чувства, настроение людей и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Слово. Что это за сила?" | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Исследовательская работа на тему:
«Слово. Что это за сила?»
Выполнил: Антонов Владимир
ученик 3 а класса
Руководитель: Мышинская Ж.М.
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
2010 год
Оглавление
- Введение
- Актуальность выбранной темы
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Гипотеза
- Теоретическая и практическая значимость
- Методы исследования
- Исследовательская часть
- Наблюдение
- Анализ
- Сравнение
- Заключение
- Практические предложения
- Выводы
- Библиография
- Приложение
- Введение
Тема: Слово. Что это за сила?
Актуальность выбранной темы:
Однажды на уроке наша учительница рассказывала об эксперименте, который проводили ученые с водой и рисом.
Вот он: в три стеклянные банки поместили рис, залили его водой и каждый день в течение месяца говорили «спасибо» - одной банке, «ты дурак» - второй банке, а на третью – не обращали внимание. Через месяц рис, которому говорили «спасибо» начал бродить, издавая приятный запах; рис из второй банки почернел; рис, на который не обращали внимание стал загнивать.
Я очень удивился, что неодушевленные предметы - вода и рис так реагируют на слово и безразличие к ним. Это меня заинтересовало, и я решил понаблюдать, как слово, доброе и злое, влияет на людей и животных, на их поведение и настроение.
Цель исследования: определить влияние слова на чувства и настроение людей и животных.
Задачи исследования:
- Сравнить чувства и настроение, которые передают авторы художественных произведений и которые испытывают читатели.
- Проанализировать реакцию окружающих людей на добрые и грубые слова.
- Проанализировать реакцию животных на добрые и грубые слова.
Объект исследования: люди и животные, испытывающие различные
настроения путем воздействия словом.
Предмет исследования: настроение и поведение людей и животных.
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к тому, как употребляемые ими слова действуют на окружающих людей и животных то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Теоретическая и практическая значимость: данную исследовательскую работу я рекомендую разместить на сайте школы для проведения классных часов в начальных классах и использовать материал работы для выпуска школьной газеты.
Методы исследования: эмпирические – изучение конкретных жизненных ситуаций по теме исследования, наблюдение; теоретические – анализ литературы, сравнение.
- Исследовательская часть
Слово — великое оружие жизни
Ключевский В.
Слово обладает огромной силой: оно может утешить, вдохновить, исцелить, ранить, разрушить. Слово может повести в бой, позвать на подвиг, а может и унизить, и даже «убить». Человек несет полную ответственность за использование этого дара.
В течение этого учебного года я наблюдал за учениками нашего класса (Приложение 1), за животными друзей с целью воздействия разных слов и выражений на их поведение. Представляю вашему вниманию несколько наблюдений, которые помогли мне сделать соответствующие выводы из выше сказанного.
Наблюдение 1.
Учащимся нашего класса было предложено прочитать стихи и рассказы разных авторов. Дети должны были высказаться, какие чувства они испытывают и какое настроение вызывают у них эти произведения. (Приложение 2)
Вывод: наблюдения показали, что те чувства и настроение, которые авторы выразили в своих произведениях, вызвали те же самые чувства и настроение у детей. Таким образом, художественное слово оказывает огромное влияние на эмоциональное настроение читателей.
Наблюдение 2.
Для того чтобы увидеть, как дети реагируют на обидные слова, я наблюдал за своими одноклассниками, родным братом и собой. (Приложение 3)
- Одну девочку в классе дразнят обидными прозвищами. Результат – девочка плачет от обиды и грубит в ответ.
- Одно плохое слово в адрес моего брата вызывает драку. Результат – подрался с собственным братом.
- Поссорился с другом, в горячке обозвал его обидным словом. Результат – это удалило нас друг от друга, нет прежнего общения, избегаем друг друга.
- Учительница в музыкальной школе назвала меня самым плохим ее учеником. Результат – нет желания делать домашние задания, посещать ее уроки.
Вывод: обидные слова вызывают слезы, драку, возбуждают в человеке злость и ненависть. Недобрые слова парализуют желание учиться, повергают в уныние.
Наблюдение 3.
Дальше я исследовал свою реакцию на добрые слова.
Родители дома хвалят меня за уборку в своей комнате, за полученные отличные отметки, а в школе учитель сказал мне, что я хороший ученик.
Результат – на душе приятно, хорошее настроение, хочется быть прилежным, стараться.
Вывод: добрые слова согревают, успокаивают, поднимают настроение, появляется желание быть еще лучше.
Наблюдение 4.
У моего товарища есть собака. Мы с ней любим играть в выходные дни. Но однажды пес, играя, порвал рисунок друга, который нужно было сдать в школе на следующий день. Хозяин накричал на собаку и выгнал из комнаты. Позже, когда друг успокоился и решил поиграть с псом, собака равнодушно отвернулась. Тогда мой друг извинился перед ней, сказал, что он ее очень любит. На это собака завиляла хвостом и лизнула его. (Приложение 4)
Вывод: плохие слова и действия хозяев животных могут вызвать у их любимцев обиду, а доброе слово – понимание и отзывчивость.
III. Заключение
Практические предложения:
Изучив эту тему, я предлагаю:
- вместе с учителем сделать подбор художественной литературы, которую можно предложить для прочтения детям нашего класса, с целью снижения употребления плохих слов в речи;
- сделать подборку пословиц и высказываний разных философов и ученых о словах;
- провести классный час о воздействии разных слов и выражений на поведение людей и животных;
Выводы:
В ходе исследовательской работы я убедился, что слово – это особый инструмент, которым нужно пользоваться очень умело, чтобы не ранить души людей. Словом можно до смерти обидеть человека, а можно осчастливить. Нельзя забывать как сильно и могущественно слово. Нужно применять этот тонкий инструмент только для добрых дел. От сказанных слов в жизни будет зависеть очень многое: настроение, здоровье окружающих людей, взаимопонимание между родственниками, друзьями и знакомыми.
Словно травы, шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи.
Говорим – целебная трава,
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки.
А порой с собою нету сладу,
Если в речи всходят сорняки.
Есть слова, пьянящие как розы.
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слезы,
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу покалечить,
Словом можно рану исцелить,
Бремя безысходности облегчить,
Веру и надежду воскресить.
IV. Библиография:
- Ефросинина Л.А. Литературное слушание: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса. – М.: Вентана – Граф, 2007. [стр. 55]
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2008. [стр. 127-128]
- Журнал «Ямальский меридиан» № 7, статья «Оскверняет, разрушает и губит» [стр. 45-54]
- Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула: Арктоус, 1998. [стр. 311-313]
- Толстой Л.Н. Книга для детей. – М.: Московский рабочий, 1977. [стр. 131-133]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...