Интеграция школьного обучения в начальной школе.
материал по теме
За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции. Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у ребёнка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в своё время к активному поиску различных способов интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya_shkolnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция школьного обучения в начальной школе.
За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции. Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у ребёнка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в своё время к активному поиску различных способов интеграции.
В чём же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может иметь два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (при этом интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связи отдельных частей мира как элементов системы, научить ребёнка с первых шагов познания представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция – это также средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Сложность проблемы заключается в динамическом развитии интеграции от начала к концу обучения. Если в начале наиболее важно усвоить «немного обо всём», а затем синтезировать разрозненные знания и умения, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», т.е. это уже специализация, хотя и на новом, интеграционном уровне.
В качестве психологических основ процесса интеграции школьного обучения могут быть использованы идеи советского психолога Ю. А. Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система ассоциаций. Ю. А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные – и классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня. Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь относительно изолирована (так как не соотносится с другими знаниями), поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную деятельность. Она характерна для младшего школьного возраста. Частносистемные ассоциации – это простейшие системные ассоциации. Они возникают на основе изучения отдельной (частной) темы или какого-либо предмета, явления. Познания отдельных предметов, явлений сопровождается отбором новых фактов и понятий, сравнением их с уже имеющимися. Происходит обобщение знаний, но полученное знание ещё не соотносится со смежным знанием. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание учащимся целостных систем знаний (физической, химической, биологической и др.). Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и другие связи. Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явления или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, подчинять их друг другу, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний. Изложенные психологические посылки дают возможность определить основные черты возможной интеграции обучения в начальной, неполной средней и средней школах.
Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер – «немного обо всём». Я. А. Коменский называл это «энциклопедическим принципом отбора содержания». Это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). Психологическая основа этого вида интеграции – существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций. Международный педагогический опыт показывает, что на сегодняшний день наиболее оправдавшие себя формы интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и осуществление преподавания различных учебных дисциплин одним учителем. В начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении близких областей знаний.
К позитивным факторам интеграции относят наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка. К негативному фактору относится неготовность учителя строить интегрированный курс. Многие учителя не понимают, что математика развивает и навык чтения учебного текста, совершенствует язык, формирует умение планировать деятельность. Такая интеграция не только не мешает формированию навыков, но и является их гарантом. Поурочный план такого урока показывает, когда, на каком этапе и каким способом включается материал другого предмета. Главное – это распределение и последовательность изложения учебного материала, приёмы переноса знаний. Разнообразные формы и методы работы активизируют механизм познавательной деятельности, давая выход индивидуальным особенностям, развитию творческих способностей.
Интегрированные уроки оставляют заметный след в сознании каждого ученика, они нацелены на продвижение детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии.
Шавалиева А. Б.,
учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Мультидисциплинарный подход к диагностике причин трудностей школьного обучения в начальной школе
«Мультидисциплинарное исследование учащихся младших классов с трудностями школьного обучения»В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблемы трудностей школьного обуче...
Использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе.
Использование интеграции предметов в образовании позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на р...
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недостижимым как вследствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.Обязат...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
«Реализация интеграции на уроках в начальной школе»
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельно...