материал к педсовету по введению ФГОС
материал на тему
Педсовет на тему «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Поиски. Пути. Решения» проводился учителями начальных классов для коллег старшей школы с целью определить пути обеспечения инновационного сценария развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к педсовету по введению ФГОС | 2.91 МБ |
сценарий педсовета по введению ФГОС | 41.1 КБ |
текст выступления к презентации к педсовету по введению ФГОС | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА
«Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения. Поиски. Пути. Решения»
Цель педагогического совета: определить пути обеспечения инновационного сценария развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
ПОВЕСТКА:
- Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. (заместитель директора по УВР - Грахова Т.В.)
- Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения. (учитель начальных классов - Блинкова О.В.)
- Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
( учитель начальных классов - Кузьмина Т.Н.)
- Организация внеурочной деятельности. (учитель начальных классов - Юдина В.П.)
- Организация проектно-исследовательской деятельности. (учитель начальных классов - Черкасова В.В.)
- Принятие решения педагогического совета.
По всем вопросам были выступления и презентации, печатный материал.
По первому вопросу прилагается выступление и презентация заместителя директора по УВР начальной школы Граховой Т.В.
По второму вопросу Блинкова О.В. провела дискуссию «Плюсы и минусы традиционного урока», в результате которой обозначилась проблема. Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал.
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
По третьему вопросу Кузьмина Т.Н. познакомила учителей с технологической картой урока, соответствующего требованиям ФГОС.
Технологическая карта позволяет учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
3. Моделирование. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся. | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирова- ние нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль. |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
По четвёртому вопросу Юдина В.П. рассказала о том, как коллектив педагогов начальной школы организовал внеурочную деятельность, оптимально используя все возможности школы и социума (ДК, ЦРТД и Ю, ДЮСШ, школа искусств).
Педагоги Направления внеурочной деятельности | Сташкова Н.П. | Блинкова О.В. | Андреева Ю.С. | Ишина Н.А. | Кузнецова Т.А. | Белокрылова М.А. | Скрыльникова С.В. Тимчук Е.П. | Мочалова И.В. |
Спортивно-оздоровительное | «Крепыш» | ЛФК | бассейн | |||||
Художественно-эстетическое | «Этика и этикет» | «Весёлая мастерская» «Юный умелец» «Начальное техническое моделирование» | ||||||
Научно-познавательное | «Информационная грамотность» | «Удивительный мир слов» | ||||||
Военно-патриотическое | «Я-гражданин России» | |||||||
Общественно-полезная деятельность | В рамках воспитательной работы | В рамках воспитательной работы | В рамках воспитательной работы | |||||
Проектная деятельность | в рамках предметов математики, русского языка литературного чтения, окружающего мира и воспитательной работы |
-на базе МБОУ СОШ №1 - педагоги ЦРТ Д и Ю -педагоги ДЮСШ
По пятому вопросу Черкасова В.В. обосновала необходимость организации условий для исследовательской деятельности младших школьников, т.к. им свойственны любознательность, желание узнавать новое, жажда деятельности. Организация исследовательской деятельности в рамках урока, внеурочной деятельности (кружок), во внеклассной работе (исследовательское общество), как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и жизни: ребенок должен научиться свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни, освоить новые виды деятельности. Итогом деятельности является научно-исследовательская конференция, на которой представляются проекты обучающихся.
В школьной конференции «Старт в науку» победителями стали:
место | ФИ обучающегося | класс |
I | Ткач Владимир | 1 «Б» |
Кобяшов Кирилл | 3 «В» | |
II | Митюхина Елена | 2 «Б» |
Пицур Екатерина | 4 «В» | |
III | Шматко Диана | 4 «А» |
Суетова Анна | 4 «А» | |
Родин Павел | 4 «А» | |
Дубова Яна | 4 «А» | |
Губка Полина | 4 «А» |
Победители стали участниками муниципальной конференции «Меня оценят в ХХI веке», на которой они ярко выступили, и их торжественно приняли в члены исследовательского общества, вручили удостоверения, сертификаты участника, грамоты победителям.
Проект решения педагогического совета:
- Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения.
- Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы.
- Методическим объединениям учителей-предметников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.
4. Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС):
- Своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по вопросам перехода на новый ФГОС.
- Обеспечивать материально-техническую поддержку и создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов, программ).
5. Организовывать методическую поддержку учителям:
- Провести расширенное заседание методического объединения учителей начальной школы и методических объединений учителей гуманитарного и естественно математического цикла по вопросам перехода на новый ФГОС .
6. Разработать систему мониторинга формирования универсальных учебных действий, соответствующую требованиям ФГОС.
Решение было принято единогласно.
Материалы педсовета размещены на сайте школы, в печатном и электронном виде предложены всем коллегам.
Предварительный просмотр:
Текст выступления по первому вопросу | |
| Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Поиски. Пути. Решения. |
| Цель: пути обеспечения инновационного сценария развития общеобразовательного учреждения как системы, ориентированной на новые образовательные результаты |
| Повестка педагогического совета:
Грахова Т.В.
поколения. Блинкова О.В.
требованиям ФГОС. Кузьмина Т.Н.
|
| Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании". Приказы об утверждении. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования. Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года. |
Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников. | |
| Что это такое? Федеральный государственный образовательный стандарт – это: Требования к
|
| Требования к результатам освоения основной образовательной программы Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Личностным
Метапредметным универсальные учебные действия:
Предметным
|
| I - ЦЕЛЕВОЙ • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
освоения основной образовательной программы начального общего образования. II- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы отдельных учебных предметов, курсов; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы III- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ • учебный план образовательного учреждения; |
| Требования к условиям реализации основной образовательной программы
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
информационная среда образовательного учреждения |
| Чем отличается новый стандарт от предыдущих? По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию. В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение. |
| Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме. |
Как организован процесс образования? В первой половине дня первоклассники изучают учебные предметы. Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов — математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура. Во второй половине организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Кроме того, стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Важно и то, что мера ответственности за конечный результат будет в равной степени возложена на педагога и родителей. Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы и так называемый «портфель достижений». | |
| Учитель-профессионал
Воспитатель
Педагогическая поддержка
|
| Информационно-методическая поддержка: |
| Проект решения педагогического совета:
5. Организовывать методическую поддержку учителям:
перехода на новый ФГОС 6. Разработать систему мониторинга формирования универсальных учебных действий, соответствующую требованиям ФГОС. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Поэтапное введение ФГОС нового поколения" из опыта работы. Материал в помощь учителю прилагается
В 2010-2011 уч. году я работала по ФГОС нового поколения. Поэтапное введение и апробация стандартов 2 поколения успешно осуществляется. Опыт своей работы представлен в ресурсе....
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...
Материал по теме "Индивидуальный образовательный результат первоклассника в рамках введения ФГОС НОО"
В данной работе представлены материалы диагностики предметных и метапредметных результатов , проводимой в первом классе. Материал представлялся на городском МО учителей начальныхклас...
Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения
Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...
Педсовет "Управление введением и реализацией ФГОС в школе-интернате"
Практический педсовет приближенный к структуре урока по ФГОС. Знакомство педагогов с УУД, их видами и способами формирования....
Педсовет. Управление введением и реализацией ФГОС в школе-интернате.
Педсовет - практикум. накомство педагогов с УУД. Работа в группе....
Выступление на педсовете " Использование современных приемов и методов обучения в условиях введения ФГОС"
Обновленный стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интере...