Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока "Православное учение о человеке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravoslavnoe_uchenie_o_cheloveke._dusha.doc | 76 КБ |
tetrad.docx | 303.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Православное учение о человеке.
Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Планируемые результаты урока
личностные Смыслообразование, формирование основ православной и гражданской идентичности, эмоциональная и личностная оценка
предметные представления о празднике Пасха
метапредметные
регулятивные УУД :самооценка, взаимооценка, целеполагание, планирование деятельности
познавательные УУД: работа с текстом, поиск информации анализ, синтез, классификация
коммуникативные УУД:построение высказывания, опознавательный анализ, умение работать в парах в группе, коллективный поиск.
Основные понятия: Спаситель,душа
Межпредметные связи: литература
Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке» К.Д.Ушинского для каждого учащегося.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
- Актуализация знаний.
1) Опрос (по желанию).
Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».
- Блиц – опрос «Основы православия».
- Кто такие христиане?
- Что значит быть православным человеком?
- Что значит слово «молиться»?
- Как по-другому называют Библию?
- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
- Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
- Чем человек отличается от животных?
- Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
3. «Открытие» нового знания.
- Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный домик.
К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».
2) Беседа.
- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
- Как вы думаете, что такое «тело»?
- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.
- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
3) Построение информационной карты слова.
- Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».
1
- Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
- Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
- Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
- Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
- Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
- Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
- Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?
Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.
- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?
Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?
- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.
Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.
- Давайте подведем итог: что же такое душа?
4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.
- А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»
4.Первичное закрепление.
- Выборочный пересказ текста.
- Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.
- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.
- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.
- Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
- Как Библия рассказывает о происхождении души?
- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.
- Объясните, как поняли эти предложения.
- Обобщение изученного на уроке.
Работа с текстом К.Д.Ушинского.
- А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:
- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.
«Размышления маленького христианина о человеке»
(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.
Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
К.Д.Ушинский.
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Какая главная мысль этих размышлений?
- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):
- Дар слова
- Память
- Воображение
- Вера в Бога
- Желание и возможность сделаться лучше
- Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?
- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?
- Бог-Творец.
Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
7. Итог.
- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?
- Рефлекия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Предварительный просмотр:
Православное учение о человеке
У человека есть
ДУША и ТЕЛО
(образ Божий в человеке) (храм для души)
ходит
думает
питается
мечтает
любит
болеет
Чем человек отличается от животного?
инстинкт
свобода
речь
творчество различение добра и зла
Если болит
ТЕЛО ДУША
Нужно
___________________________ ___________________________
Чем вылечить болезни души
НЕНАВИСТЬ ПРЕДАННОСТЬ
ЗАВИСТЬ ПРАВДА
ЛОЖЬ ЛЮБОВЬ
ЖАДНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ РАДОСТЬ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЩЕДРОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ
(найди пару и соедини стрелочками)
Вставь недостающие слова
Не позволяй душе ________________,
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана ____________________
И день и ночь, и день и ночь.
Н. Заболоцкий
Проанализируй один день своей жизни по табличке
Мои добрые дела | Добрые дела окружающих |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»
Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....