Этикет
статья (4 класс) на тему

Наговицына Мина Александровна

 

Тема:  Этикет

Цель:  формирование у обучающихся мотивации к осознанному применению    

            правил этикета

Задачи:

1) познакомить с историей этикета;

2) усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

3) показать необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

4) развивать умение высказывать свою точку зрения и уважительно относиться

    к мнению других о правилах поведения в различных ситуациях.

Виды деятельности:  беседа, самостоятельная работа с источниками  информации, участие в учебном диалоге, ответы на вопросы, работа в группах.

Основные термины и понятия: этикет, правила этикета

Оборудование: презентация, карточки для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_etiket.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль:  «Основы светской этики»

Класс:  5

№ урока:  27

Тема:  Этикет 

Цель:  формирование у обучающихся мотивации к осознанному применению    

            правил этикета

Задачи:

1) познакомить с историей этикета;

2) усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

3) показать необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

4) развивать умение высказывать свою точку зрения и уважительно относиться

    к мнению других о правилах поведения в различных ситуациях.

Виды деятельности:  беседа, самостоятельная работа с источниками  информации, участие в учебном диалоге, ответы на вопросы, работа в группах.

Основные термины и понятия: этикет, правила этикета

Оборудование: презентация, карточки для работы в группах.

          Ход урока:

  1. Начало урока (мотивация).

Для создания мотивации используется приём "появление гостя". На первом слайде презентации - изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. презентацию).

Учитель:

- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Слайд 2,3,4 - "Близкие Пети" (Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см.презентацию).

Учитель:

- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

Дети высказываются.

Учитель:

- С возмущением Петя восклицает...

Слайд 5 с репликами “гостя”:

-А кому нужны эти хорошие манеры?

-Не все ли равно, как есть?

-И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

2. Введение понятия этикет. Путешествие в прошлое.

 Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.

Слайд 6.

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

Дети дают ответы.

Учитель:

- Что для этого надо знать?

Слайд 7

?

Выслушиваются предположения детей.

Учитель:

- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе – этикет.

Слайд 8: Этикет.

Слайд 9:

На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

Но французы были не первыми, кто задумался о правильном поведении. Ещё древние греки пытались научить людей «красивому поведению».

Слайд 10.

Слайд 11.

Изображение рыцаря.

Учитель:

-В те романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.

Слайд 12: изображение джентльмена.

Учитель:

- В XIX веке считалось, что джентльмен, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и образованностью.

  1. «Юности честное зерцало». Игра «Переводчики».

Слайд 13 и комментарий учителя:

-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого пособия для обучения и воспитания детей дворян «Юности честное зерцало» (1717 г.). На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование.

Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":

“Переводчики” №1.

… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

“Переводчики” №2.

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

“Переводчики” №3.

… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

“Переводчики” №4.

…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

Вопрос учителя:

-Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения, общения  в современном обществе?

Эти правила были придуманы в начале 18 века, но они не потеряли своей значимости и сегодня. Но мы с вами живём в 21 веке. Давайте рассмотрим ситуации из современной жизни и постараемся сформулировать свои правила этикета.

3.Самостоятельная работа с текстами, обсуждение правил этикета в разных жизненных ситуациях.

Каждой группе учащихся даются тексты. Ребята должны по ролям прочитать текст, ответить на вопросы и выполнить задание.

1 группа.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

– Разве не видишь? – буркнула Аленка.

– Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он невкусный, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же невкусный!

Вопросы:

  Права ли Алена?

Что она забыла?

Что сделала не так?

 Что бы вы сделали на ее месте?

Задание:

Обсудите в группе и запишите правила дружбы и товарищества.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 14.

• С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

• Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

• Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.

• Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

• Останови товарища, если он поступает плохо.

• Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

• За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

2 группа.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Вопросы:

Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова?

 Как вы бы поступили на месте Нины?

Задание:

Обсудите в группе и запишите правила гостеприимства.

Слайд 15.

• Надо уметь вежливо принимать гостей.

• За поздравления и подарки благодарят.

• Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

• Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее,  развлечь.

• Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

3 группа.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком,  не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

Вопросы:

Что Буратино сделал неправильно?

А как надо было поступить?

Задание:

Обсудите в группе и запишите правила поведения за столом.

Слайд 16.

• Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

• Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

• Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

• Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.

• Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.

• Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

• Не сиди боком к столу – это некрасиво.

• Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

4 группа.

Коля и Маша –  брат с сестрой. Маше 5 лет. Коле 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Маша села у окна, Коля рядом с ней.

- Машка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Коле.

– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

– Спасибо.

– Пожалуйста, не стоит благодарности.

Вопросы:

Как вели себя дети?

Что бы вы сделали на месте Коли?

Задание:

Обсудите в группе и запишите правила поведения в автобусе.

Слайд 17.

• При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.

• Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.

• Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

• В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

• Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

• Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

• Если нужно взять билет, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

Учитель:

Везде и во все  времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться и с этими «посланиями из прошлого»?

Слайд 18.

4.Детям в группы предлагается задание «Этикет в пословицах»: соедини половинки пословиц, прокомментируй их смысл.

  1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
  2. Береги платье снову, того и сам не делай.
  3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
  4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
  6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

5.Рефлексия.

-Ребята, вы познакомились с правилами поведения в различных ситуациях. Надеюсь, вы убедились в том, что знать и соблюдать нормы этикета необходимо каждому воспитанному человеку.

Слайд 19.

-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?

6. Домашнее задание (по рядам):

1 ряд. Обсудить с родителями и записать правила разговора по телефону.

2 ряд. Придумать и записать правильный, вежливый разговор по телефону.

3 ряд. Придумать и записать «неправильный», невежливый разговор по телефону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...