Этикет
статья (4 класс) на тему
Тема: Этикет
Цель: формирование у обучающихся мотивации к осознанному применению
правил этикета
Задачи:
1) познакомить с историей этикета;
2) усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
3) показать необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
4) развивать умение высказывать свою точку зрения и уважительно относиться
к мнению других о правилах поведения в различных ситуациях.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, ответы на вопросы, работа в группах.
Основные термины и понятия: этикет, правила этикета
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_etiket.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 5
№ урока: 27
Тема: Этикет
Цель: формирование у обучающихся мотивации к осознанному применению
правил этикета
Задачи:
1) познакомить с историей этикета;
2) усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
3) показать необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
4) развивать умение высказывать свою точку зрения и уважительно относиться
к мнению других о правилах поведения в различных ситуациях.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, ответы на вопросы, работа в группах.
Основные термины и понятия: этикет, правила этикета
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах.
Ход урока:
- Начало урока (мотивация).
Для создания мотивации используется приём "появление гостя". На первом слайде презентации - изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. презентацию).
Учитель:
- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?
Дети:
- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …
Слайд 2,3,4 - "Близкие Пети" (Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см.презентацию).
Учитель:
- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?
Дети высказываются.
Учитель:
- С возмущением Петя восклицает...
Слайд 5 с репликами “гостя”:
-А кому нужны эти хорошие манеры?
-Не все ли равно, как есть?
-И вообще, кто все это выдумал?
Учитель:
- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
2. Введение понятия этикет. Путешествие в прошлое.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.
Слайд 6.
1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?
Дети дают ответы.
Учитель:
- Что для этого надо знать?
Слайд 7
?
Выслушиваются предположения детей.
Учитель:
- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе – этикет.
Слайд 8: Этикет.
Слайд 9:
На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
Но французы были не первыми, кто задумался о правильном поведении. Ещё древние греки пытались научить людей «красивому поведению».
Слайд 10.
Слайд 11.
Изображение рыцаря.
Учитель:
-В те романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.
Слайд 12: изображение джентльмена.
Учитель:
- В XIX веке считалось, что джентльмен, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и образованностью.
- «Юности честное зерцало». Игра «Переводчики».
Слайд 13 и комментарий учителя:
-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого пособия для обучения и воспитания детей дворян «Юности честное зерцало» (1717 г.). На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование.
Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":
“Переводчики” №1.
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
“Переводчики” №2.
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
“Переводчики” №3.
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
“Переводчики” №4.
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
Вопрос учителя:
-Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения, общения в современном обществе?
Эти правила были придуманы в начале 18 века, но они не потеряли своей значимости и сегодня. Но мы с вами живём в 21 веке. Давайте рассмотрим ситуации из современной жизни и постараемся сформулировать свои правила этикета.
3.Самостоятельная работа с текстами, обсуждение правил этикета в разных жизненных ситуациях.
Каждой группе учащихся даются тексты. Ребята должны по ролям прочитать текст, ответить на вопросы и выполнить задание.
1 группа.
Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.
– Разве не видишь? – буркнула Аленка.
– Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он невкусный, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же невкусный!
Вопросы:
Права ли Алена?
Что она забыла?
Что сделала не так?
Что бы вы сделали на ее месте?
Задание:
Обсудите в группе и запишите правила дружбы и товарищества.
После ответов учащихся демонстрируется слайд 14.
• С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
• Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
• Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
• Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
• Останови товарища, если он поступает плохо.
• Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
• За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
2 группа.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
Вопросы:
Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова?
Как вы бы поступили на месте Нины?
Задание:
Обсудите в группе и запишите правила гостеприимства.
Слайд 15.
• Надо уметь вежливо принимать гостей.
• За поздравления и подарки благодарят.
• Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
• Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
• Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
3 группа.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Вопросы:
Что Буратино сделал неправильно?
А как надо было поступить?
Задание:
Обсудите в группе и запишите правила поведения за столом.
Слайд 16.
• Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
• Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
• Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
• Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
• Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.
• Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.
• Не сиди боком к столу – это некрасиво.
• Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.
4 группа.
Коля и Маша – брат с сестрой. Маше 5 лет. Коле 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Маша села у окна, Коля рядом с ней.
- Машка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Коле.
– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
– Спасибо.
– Пожалуйста, не стоит благодарности.
Вопросы:
Как вели себя дети?
Что бы вы сделали на месте Коли?
Задание:
Обсудите в группе и запишите правила поведения в автобусе.
Слайд 17.
• При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
• Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
• Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
• В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.
• Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
• Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
• Если нужно взять билет, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.
Учитель:
Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться и с этими «посланиями из прошлого»?
Слайд 18.
4.Детям в группы предлагается задание «Этикет в пословицах»: соедини половинки пословиц, прокомментируй их смысл.
- Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
- Береги платье снову, того и сам не делай.
- У Сидора обычай, а честь смолоду.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Мил тот гость, а думай быть опрятным.
- Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
5.Рефлексия.
-Ребята, вы познакомились с правилами поведения в различных ситуациях. Надеюсь, вы убедились в том, что знать и соблюдать нормы этикета необходимо каждому воспитанному человеку.
Слайд 19.
-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?
6. Домашнее задание (по рядам):
1 ряд. Обсудить с родителями и записать правила разговора по телефону.
2 ряд. Придумать и записать правильный, вежливый разговор по телефону.
3 ряд. Придумать и записать «неправильный», невежливый разговор по телефону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"
Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...