Золотые правила поведения.
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Золотые правила поведения
Цели и задачи урока.
Обобщить материал курса «Основы мировых религиозных культур». Закрепить понимание «золотого правила нравственности», сделав его условием оценивания собственного поведения, провести презентацию самостоятельно изготовленных буклетов «Золотые правила поведения».
Социальная направленность проекта.
Передача проектных работ (буклетов «Золотые правила поведения») учащимся 1-го класса.
Оборудование урока: ММП, бумага для рисования, цветные карандаши, презентация «Золотые правила поведения»
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, участие в учебном диалоге, работа в группе.
План урока.
- Организационный момент
- Введение в тему урока.
- Работа в группах с информационным материалом.
- Подведение итогов урока.
- Презентация итогового продукта.
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в тему урока.
Учитель: Сегодня заключительное занятие по курсу «Основы мировых религиозных культур». Изучая духовное наследие народов России, мы убедились, насколько разные и интересные люди населяют нашу страну. Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики, т. е. золотых правил поведения.
- Как должен вести себя человек по отношению к другим людям?
Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.
Нужно проявлять уважение к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, разрезом глаз, овалом лица – не враг тебе.
Ведь все мы абсолютно разные.
И конечно, у каждого есть свое мнение, которое каждый пытается отстоять. Интересная история произошла с мудрецами и слоном.
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
-Предположите, каким мог бы быть финал?
Вывод:
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. Умей слушать!
- Сейчас я предлагаю послушать те притчи, которые подготовили ребята и ответить на вопрос: «Чему они учат?»
Работа в группах. Анализ притч и поиск основной мысли.
Молчание и молчание.
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
- О чем эта притча? Чему она нас учит?
Вывод.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Только в общении рождается понимание.
Но, в любом случае, людям не избежать конфликтов, и только мудрое решение способно вывести человека из сложной ситуации. Давайте познакомимся с мудрым царем древнего еврейского народа Соломоном.
Притча о царе Соломоне.
Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
-Какая женщина была матерью ребенка?
-Почему вы так решили?
Вывод:
Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье. Только там, где есть любовь царит мир и согласие.
Еще одними из важных условий человеческого общения являются уважительное и справедливое отношение друг к другу. Важно видеть в том, кто находится с нами рядом – человека, и понимать, что каждый может допустить ошибку, все мы не святые.
Давайте послушаем притчу о древнем старце Моисее.
В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.
- Зачем Моисей повесил за спину дырявую корзину?
-Чему хотел он научить монахов?
Вывод.
Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания
Предлагаю сыграть в игру.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, то рисуете красный кружочек, а если пока нет, то черный.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, самостоятельный, послушный, ответственный, ласковый, всегда прилежный ученик, слушаю во всем своих родителей, внимательный, никогда не обманываю.
—Посмотрите в тетрадку к своему соседу. Какой у него человечек? Пестрый. А ваш, разве он не пестрый? Тоже. В первую очередь надо видеть пестроту в себе, а не искать ее в ком-то и стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
Ребята, вы увидели насколько мы все разные, но всех нас должно объединять одно – доброе отношение к ближнему. Представители разных народов, разных времен, на разных языках всегда учили: «Неси добро»
Работа с высказываниями. Подведение итогов.
Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:
«Не делай другим того, что сам
считаешь злом».
Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».
Смысл законов первопророка Индии Ману:
«Не делай другим того, что причинило
бы боль тебе».
Мудрец Гиллель изложил суть иудейского закона:
«Не делай ближнему того, что неприятно тебе».
-Какая единая мысль объединяет эти высказывания?
«Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!» – это «золотое правило нравственности», основа всех человеческих отношений.
На протяжении нескольких занятий мы разрабатывали «Золотые правила поведения» для школьников. Каждая группа предложит основные правила поведения в школе, дома, в общественных местах, которыми необходимо пользоваться и передаст изготовленные своими руками буклеты ученикам начальной школы.
Рекомендации младшим школьникам «Золотые правила поведения»
Ребята, запомните:
- Попробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
НЕСИ ДОБРО
– И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Подарите улыбку своим одноклассникам (ученики рисуют улыбки и пишут добрые пожелания в тетради одноклассников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки
Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Конспект классного часа «Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»
«Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»...
Беседа по соблюдению правил поведения и правил техники безопасности.
Беседа по соблюдению правил поведения и правил техники безопасности....
«Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте».
Конспект открытого занятия в ГПД по теме: «Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте» для 3-их классов....
«Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса.
laquo;Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса....