программа кружка "Умнички" по пособию А.Зак
материал (3 класс) по теме
Программа составлена по книге А.Зак "Развитие умственных способностей младших школьников". Спланированы занятия по развитию наглядно-дейсвенного, наглядно-образного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Умнички» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» Москва «Просвещение» «Владос»1994 г..
Цель программы: развитие компонентов теоретического мышления – теоретических действий анализа, планирования, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
-создать условия для развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- воспитывать самостоятельность в мышлении, активности в поиске достижений поставленной цели;
Для умственного развития младших школьников нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у детей лучше формируется те или иные качества ума. Так, решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учащихся способность управлять своими поисковыми действиями, осуществлять целенаправленные попытки решения задач.
Своеобразие наглядно-действенно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи, ученик не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти наилучший.Ученик сможет формировать умение рассматривать разные пути, разные способы решения задач с помощью игр «Прыгающий заяц», «Путешествие насекомых».
Объем курса в 3 классе 34 часа, из расчета 1 ч. В неделю.
Планируемые результатыосвоения обучающимися программы курса:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-анализировать содержание задач;
-выделять существенные отношения данных в условии задач;
-планировать свою поисковую деятельность;
-рефлексировать свои способы решения задач;
-находить общий способ решения задач одного класса, имеющих общий принцип построения при внешне разных условиях;
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
– понимание значения математики в собственной жизни;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины»
Обучающийся получит возможность для формирования:
– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
– восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания важности осуществления собственного выбора
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых объектов;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых ситуациях);
– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
– использовать правила вежливости в различных ситуациях;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
– понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности
Содержание курса.
1.Игра «Переставь карточку» 14 ч
Знакомство с правилами игры. «Сделай как я», «Карточка наоборот», «Найди место для карточки», «Переставь карточку с двумя перестановками», «Переставь карточку с тремя перестановками», «Составление одновариативных задач игры «Переставь карточку».
2. Игра «Прыгающий заяц» 8 ч
Знакомство с правилами игры «Прыгающий заяц», решение простых задач игры «Прыгающий заяц», «Прыгающий заяц. Игра в два хода», «Загадка в два хода», «Составление задач «Прыгающий заяц».
2. Игра «Путешествие насекомых» 8 ч
Игра «Путешествие насекомых». Одиночный ход гусеницы. Одиночный ход гусеницы на 9-клеточном поле. Одиночный ход гусеницы на 16-клеточном поле. Одиночный ход муравья. Двухходовое перемещение гусеницы, муравья. Перемещение гусеницы и муравья поочередное.
Календарно- тематический план кружка «Умнички»
№ | Название раздела, темы. | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Игра «Переставь карточку» | 14 ч | |||
1. | Знакомство с правилами решения задач игры «Переставь карточку» | 1 | 07.09 | |
2. | Решение простых одновариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 14.09 | |
3. | Решение простых одновариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 21.09 | |
4. | Решение простых сложных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 28.09 | |
5 | Решение простых сложных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 05.10 | |
6. | Составление простых одновариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 19.10 | |
7 | Игра «Переставь карточку» | 1 | 26.10 | |
8 | Решение игровых действий «Найди место для карточки» | 1 | 02.11 | |
9. | Игра «Переставь карточку с двумя перестановками» | 1 | 09.11 | |
10. | Игра «Переставь карточку с двумя и тремя перестановками» | 1 | 16.11 | |
11 | Игра «Переставь карточку с тремя перестановками» | 1 | 23.11 | |
12 | Игра «Переставь карточку с тремя перестановками» Составление одновариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 07.12 | |
13 | Игра «Переставь карточку. Придумай сам задачу «Составление многовариативных задач игры «Переставь карточку» | 1 | 14.12 | |
14 | Диагностика «Решение и составление одновариативных задач» | 1 | 21.12 | |
Игра «Прыгающий заяц» | 8ч | |||
14. | Знакомство с правилами игры «Прыгающий заяц» | 1 | 28.12 | |
15 | Игра «Прыгающий заяц". Отработка правил игры. | 1 | 11.01 | |
16 | Решение простых задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 18.01 | |
17 | Игра «Прыгающий заяц . Игра в два хода» | 1 | 25.01 | |
18 | Игра «Прыгающий заяц. Загадка в два хода»» | 1 | 01.02 | |
19 | Составление задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 08.02 | |
20 | Составление задач игры «Прыгающий заяц» | 1 | 15.02 | |
21 | Диагностика «Решение простых и сложных задач «Прыгающий заяц» | 1 | 01.03 | |
Игра «Путешествие насекомых» | 12 ч | |||
22 | Правила игры «Путешествие насекомых. Ход гусеницы» | 1 | 07.03 | |
23 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы» | 1 | 15.03 | |
24 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы на девятиклеточном поле» | 1 | 22.03 | |
25 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночный ход гусеницы на девятиклеточном поле.» | 1 | 29.03 | |
26 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночных ход муравья» | 1 | 05.04 | |
27 | Игра «Путешествие насекомых. Одиночных ход муравья на 16-клеточном поле» | 1 | 19.04 | |
28 | Игра «Путешествие насекомых.Перемещение гусеницы в два хода» | 1 | 26.04 | |
29 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение гусеницы» | 1 | 03.05 | |
30 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение муравья» | 1 | 10.05 | |
31 | Игра «Путешествие насекомых. Двухходовое перемещение муравья на 16-клеточном поле» | 1 | 25.05 | |
32 | Игра «Путешествие насекомых . Поочередное перемещение гусеницы и муравья» | 1 | 17.05 | |
33 | Игра «Путешествие насекомых . Поочередное перемещение гусеницы и муравья» | 1 | 24..05 | |
34 | Диагностика «Путешествие насекомых. Один, два хода» | 1 | 31.05 |
- Ресурсное обеспечение:
ЗакА. З. «Развитие умственных способностей младших школьников » Москва «Просвещение» 1994
Зак А. З. 500 занимательных логических задач для школьников. - М.: ЮНВЕС. 2002.
Зак А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2000.
Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическое пособие в помощь педагогу психологу. Программа формирования психологических компонентов школьной готовности у детей.
представлена программа, разработанная педагогом-психологом для комплексной подготовки дошкольников к школьному образованию. В программу включены задания по развитию произвольности поведения, познавате...
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Учебно-методическое пособие образовательная программа по изобразительному искусству "Юный художник"
Программа занятий кружка "Юный художник"...
Структура учебных программ и пособий
Структура учебных программ и пособий (Работа по теории и технологии управления восп.системами восп.учреждения)....
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....
Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"
Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...
Комментарии
Реализация программы внеурочной деятельности ФГОС второго поколе
Дана программа по развитию видов мышления младших школьников.
программа кружка "Умнички"
Программа кружка "Умнички" реализует требования ФГОС 2 поколения.
программа кружка "Умнички"
Разработана программа по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления младших школьников на основе книги Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» Москва «Просвещение» «Владос»1994 г..
внеурочная деятельность ФГОС второго поколения
Кружок "Умнички"