Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"
учебно-методическое пособие по логопедии
Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы являемся такими, какие мы есть благодаря мириадам нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно поэтому людям всегда был интересен мозг, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии, педагогики и психологии.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем начального школьного образования, так как все наши когнетивные способности и высшие психические функции (внимание, память, мышление и тд.) непрерывно взаимодействуют с нейронным связями мозга, тем самым развивают познавательную активность. В коррекционной педагогике и психологии не так давно появился новый метод работы с детьми с ОВЗ нейропсихологический, который благотворно влияет на развитие высших психических функций, зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, межполушарного взаимодействия.
Необходимость создания представленного дидактического пособия «Нейрокейс», возникла в результате включения нейропсихологических методов в реализацию коррекционных занятий с детьми ОВЗ. Обилие печатного и электронного дидактического материала, привело к потребности привести в единую форму материал, который использовался в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 819.46 КБ |
![]() | 2.06 МБ |
![]() | 1.63 МБ |
![]() | 133.61 КБ |
![]() | 19.45 КБ |
![]() | 233.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия
«Нейрокейс»
Номинация «Лучшее учебно – методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие)»
Логинова Татьяна Андреевна
учитель – дефектолог
г. Советский, 2023
Введение
Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы являемся такими, какие мы есть благодаря мириадам нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно поэтому людям всегда был интересен мозг, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии, педагогики и психологии.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем начального школьного образования, так как все наши когнетивные способности и высшие психические функции (внимание, память, мышление и тд.) непрерывно взаимодействуют с нейронным связями мозга, тем самым развивают познавательную активность. В коррекционной педагогике и психологии не так давно появился новый метод работы с детьми с ОВЗ нейропсихологический, который благотворно влияет на развитие высших психических функций, зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, межполушарного взаимодействия.
Необходимость создания представленного дидактического пособия «Нейрокейс», возникла в результате включения нейропсихологических методов в реализацию коррекционных занятий с детьми ОВЗ. Обилие печатного и электронного дидактического материала, привело к потребности привести в единую форму материал, который использовался в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя – дефектолога в школе. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции познавательного развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Основная часть
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование универсальных учебных действий (личностных, предметных и метапредметных), овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование кейс-технологий в начальном школьном образовании. Внедрение кейс-технологий в школьное учреждение позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Главное предназначение кейс – технологии – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Так с помощью кейс – технологии был создан нейрокейс.
Цель: создание условий для развития когнетивных способностей и высших психических функций детей с ОВЗ.
Задачи:
- Развитие и синхронизация межполушарных связей;
- Развитие когнетивных способностей детей;
- Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь);
- Развитие мелкой и крупной моторики.
Нейрокес строится на основе трех «китов»: двигательной активности (тело), эмоциональном развитии (эмоции) и мышления с речью (мозг).
Двигательное развитие – это основа для развития психических и когнитивных функций, то есть интеллекта и поведения в широком смысле слова. Эмоциональное развитие – это наш внутренний баланс и гармония, которая также влияет на функционирование и работоспособность в целом. Мышление и речь – верхушка психических процессов, способность принимать и обрабатывать информацию, делать собственные умозаключения.
Исходя из этого «Нейрокейс» можно разделить на три блока: нейромоторика, нейрографика и нейропсихологические упражнения. Все начинается с движения (нейромоторика) со временем движения совершенствуются, становятся более тонкими, контролируемыми и функциональными (графомоторика). Благодаря развитию крупной и мелкой моторики совершенствуется интеллект (нейропсихологические игры). Чтобы реализовать данное пособие были разработаны и апробированы нейро-сборники. Нейро-сборник – это методическая разработка практического характера, она состоит из множества игр и упражнений, которые объединены схожей целью, а именно развитие новых нейронных связей, а также межполушарного взаимодействия.
В разработанных нейро - сборниках собраны упражнения, которые направлены на основные три направления, а именно нейромоторику, нейрографику и нейропсихологические упражнения. Далее рассмотрим те сборники, которые были разработаны мной и введены в практическую детальность:
- Сборник «Нейрогимнастика» включены такие задания как «Пальчиковые игры с Су – Джок мячами и массажными мячами», «Лабиринты», «Штриховка», «Дорожки для двух рук». Данный сборник развивает мелкую моторику, зрительно – пространственную координацию.
- Сборник «Нейрофитнес» хорошо развивает и активизирует работу мозга. Все психические процессы взаимосвязаны, работают в комплексе. Именно поэтому нейропсихологические упражнения данного сборника, нацеленные на развитие высших психических функций, имеют комплексную структуру и активизируют целостную работу головного мозга: переключаемость внимания, объем памяти, моторное планирование, зрительно-моторная координация, логика, межполушарное взаимодействие, скорость реакции и т.д. В него входят такие задания как «Дорожка для пальцев», «Цветные круги», «Счет кругов», «Линейка из пальцев», «Найди отличия».
- В сборнике «Нейротренажер»: представлен комплекс упражнений для гармоничного развития высших психических функций. Предложенные для выполнения задания находятся на стыке прикладных разделов нейропсихологии и коррекционной педагогики. Задания носят как двигательный, так и графический характер. Мной была разработана рабочая тетрадь «Нейротренажер», в которую включаются такие направления как: развитие мелкой моторики, моторнографических навыков, развитие и удержание зрительного внимания, логического мышления, развитие мыслительных операций, развитие пространственной ориентировки.
Если смотреть глобально, то нейросботники являются только составной частью реализуемого метода в рамках коррекционно – развивающего занятия с детьми ОВЗ. Коррекционно – развивающие занятия, основанные на данном методе, состоят из 4 частей:
- Разминка. Двигательные задания: дыхательные, глазодвигательные, мелкая моторика, работа с мячиками, стопами и т.д. Это функциональная подготовка организма к занятиям.
- Нейросборники или нейротренажеры. Выполняем несколько упражнений для активизации работы мозга, чтобы в основной части урока ребёнку было проще справляться с заданиями.
- Основная часть. В этой части мы выполняем задания по заданному маршруту, основанному на первичной диагностике. У кого-то это коррекция агрессивного поведения, у кого-то развитие памяти и внимания, у кого-то развитие коммуникации, у кого-то пространственная ориентировка и так далее. Здесь мы решаем основные задачи занятия, работаем над имеющимися у ребёнка трудностями.
- Заключение. Здесь присутствуют свои ритуалы с каждым ребенком. Мы обязательно убираем кабинет – складываем все на свои места. А затем мы с ребенком можем поиграть в любимую игру, либо некоторые дети просто предпочитают посидеть отдохнуть (в этот момент мы их не трогаем). В общем, в конце занятия даю свободу желаниям детей.
Заключение
Задавая себе вопрос «Задумывалась ли я когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный?», я, безусловно, отвечу, что да. И благодаря этому вопросу, я нашла эффективную технологию (нейрокейс) развития самого важного органа всех людей это мозг. Таким образом, при работе с детьми ОВЗ, мы задействуем тело, эмоции и интеллект на своих занятиях и применяем эффективные нейромеханизмы развития.
В ходе наблюдений мною сделаны несколько выводов:
- Дети ОВЗ восприняли нейро - сборники позитивно, они с интересом рассматривали и выполняли задания, часть индивидуального занятия.
- Дети стали более внимательными как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
- У многих детей улучшилась координация, ощущение собственного тела в пространстве, крупная и мелкая моторика.
Список используемых источников
- Глущенко, А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы.
- Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста.
- Захарова Р. А.. Чупаха И. В. Методика «Гимнастика для мозга».
- Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика коррекции в детском возрасте». Учебное пособие.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.
Приложение
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/10/loginova_gimnaziya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/20/svidetelstvo-6206827-125143.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/29/picture-11539.jpg)
Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ
Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-771250-1458584453.jpg)
Выступление в рамках заседания клуба "Мастерицы" Тема: «Технология изготовления игрушек для оформления групповых помещений и учебно-методических пособий из одноразовой посуды»
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и т.п. И вряд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182339-1572504464.jpg)
Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность
Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...