Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной детельности "В мире профессий" рассчитана на один год обучения, направлена на расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, развитие его творческих способностей, формирование навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_gimadieva_n.a.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Педагогический проект
«В мире профессий»
Слушателя курсов
учителей начальных классов
группы Н – 11
учителя МОУ Ундоровского
общеобразовательного лицея
Гимадиевой Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка | 3-5 |
2. Планируемые результаты | 6-9 |
3. Тематический план | 10-11 |
4. Содержание программы | 11-13 |
5.Методическое обеспечение программы | 14 |
6. Список литературы | 15-16 |
7. Словарь | 17-18 |
8. Приложение. Конспект занятия по теме: Профессия – журналист. | 19-24 |
- Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Рабочая программа «В мире профессий» составлена на основе авторской программы «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников» Галины Семеновой, педагога – психолога школы № 1106, города Москвы.
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов (33 часа, 1 час в неделю).
Программа «В мире профессий» является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы кружка «В мире профессий» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:
- Расширить представление детей о мире профессий;
- Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать речевую деятельность;
- Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему). Программа «В мире профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «В мире профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «В мире профессий» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год.
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире профессий»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ Ундоровского общеобразовательного лицея. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире профессий», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «В мире профессий» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «В мире профессий» описаны требования к обучающимся к концу обучения.
К концу обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых профессий. Историю их создания. Распространенные виды. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных профессий. Уметь определять профессии по определенным признакам. | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы опросные листы, тесты, беседы.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: учитель (или родители).
По окончании курса предусмотрено
- проведение утренника «Все профессии хороши, выбирай на вкус»;
- изготовление книжек-самоделок «Моя любимая профессия»;
- написание сочинения-рассуждения «Почему мне нравится профессия »;
- составление презентаций.
2. Учебно-тематический план
33 часа (1 час в неделю)
№ | Название темы | Дата | Количество часов |
1,2 | Введение в мир профессий | 2 |
«Человек – человек» | 7 |
3,4 | Профессия – следователь | 2 |
5,6 | Профессия - врач | 2 |
7 | Профессия - парикмахер | 1 |
8 | Профессия - юрист | 1 |
9 | Профессия - продавец | 1 |
«Человек – техника» | 10 |
10 | Профессия - водитель | 1 |
11 | Профессия - строитель | 1 |
12 | Профессия - инженер | 1 |
13 | Профессия - программист | 1 |
14 | Профессия - повар | 1 |
15 | Профессия - портной | 1 |
16,17 | Профессия - космонавт | 2 |
«Человек – художественный образ» | 4 |
18, 19 | Профессия - писатель | 2 |
20 | Профессия - актер | 1 |
21 | Профессия - фотограф | 1 |
22, 23 | Профессия - архитектор | 2 |
«Человек – знаковая система» | 4 |
24,25 | Профессия - бухгалтер | 2 |
26,27 | Профессия - журналист | 2 |
«Человек – природа» | 5 |
28,29 | Профессия - биолог | 2 |
30 | Профессия - агроном | 1 |
31,32 | Профессия - эколог | 2 |
33,34 | Все профессии хороши, выбирай на вкус | 2 |
4. Содержание программы
№ п\п | Раздел \ Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
1 | Введение в мир профессий | Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас» | Составление кроссворда «Профессии наших родителей». Аппликация «Профессии» (работа в группах) |
2 | «Человек – человек» |
Профессия – следователь | Получение информации через интернет о профессии следователя, его необходимых профессиональных качествах | Сюжетная игра «Найди по описанию» |
Профессия - врач | Использование информации из дополнительных источников «Врачи» | Изготовление книжки-малышки |
Профессия - парикмахер | Беседа с парикмахерами из Салона красоты. Правила гигиены. | Экскурсия в Салон красоты. Аппликация «Прически». |
Профессия - юрист | Короткая информационная справка о профессии юриста, его качествах | Составление и разгадывание ребусов |
Профессия - продавец | Беседа с презентацией | Игра «Магазин» (работа в группах) |
3 | «Человек – техника» |
Профессия - водитель | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Проект. «Макет светофора», «Транспорт» |
Профессия - строитель | Историческая справка. Беседа о профессии строителя | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) |
Профессия - инженер | Беседа с инженером ПО «Волжанка» | Сборка моделей станков из деталей конструктора |
Профессия - программист | Экскурсия в кабинет информатики или в мобильный класс «Компьютер как современное достижение науки» | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
Профессия - повар | Беседа с работником столовой лицея о «секретах» данной профессии. Правила этикета. | Сюжетная игра «Накрываем на стол» Составление рецепта (работа в группах). Защита. |
Профессия - портной | Посещение выставки в школьном кабинете технологии | Моделирование одежды из бумаги и ткани |
Профессия - космонавт | Презентация «Космос» | Конструктор. Модель ракеты. |
4 | «Человек – художественный образ» |
Профессия - писатель | Использование информации из дополнительных источников о профессии писателя, о его необходимых качествах | Почему мне нравится профессия . . . |
Профессия - актер | Личные наблюдения из просмотра фильмов, концертов, спектаклей | Мини-спектакль |
Профессия - фотограф | Беседа с фотографом из Салона красоты. | Составление презентации |
Профессия - архитектор | Информация из дополнительной литературы | Проект. «Моё село. Мой дом». |
5 | «Человек – знаковая система» |
Профессия - бухгалтер | Беседа с бухгалтером лицея о данной профессии, о необходимых качествах | Сюжетная игра «Семейный бюджет» |
Профессия - журналист | Презентация «Журналисты». | Заметка в классную газету. 1 группа - Школа искусств. 2 группа - Зоомагазин. 3 группа – Лицей. |
6 | «Человек – природа» |
Профессия - биолог | Экскурсия в кабинет биологии лицея. | Рисование восковыми мелками и лепка из соленого теста животных и растений |
Профессия - агроном | Роль растений в жизни человека Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений. Составление памятки по уходу за комнатными растениями. |
Профессия - эколог | Беседа с сотрудниками Ундоровского палеонтологического музея | Экскурсия в Ундоровский палеонтологический музей. Изонить «Растения», «Животные». |
7 | Все профессии хороши, выбирай на вкус | Составление конкурсных заданий (работа в группах). Итоговый тест. Утренник «Все профессии хороши, выбирай на вкус». |
5. Методическое обеспечение программы «В мире профессий»
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций.
Программа «В мире профессий» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.
6. Список литературы
Литература для учителя
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.- 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
7. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.
8. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // «Начальная школа», 2007. - № 2, 5, 7
9. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
10. Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.
11. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.
12. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
13. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.
14. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.
15. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
Словарь
Агроно́м — специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии.
Актёр (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель) — исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино.
Архите́ктор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель») — квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.
Биолог - человек, имеющий образование в области биологии или профессионально занимающийся этой наукой.
Бухгалтер — это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия и так далее.
Журналист — человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста является описание необычных (непривычных) действий для развлечения читателя (слушателя, зрителя). Главная цель журналиста - создание текстов, обеспечивающих их массовое потребление (чтение, просмотр, прослушивание).
Води́тель или шофёр (фр. chauffeur — «истопник») — человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус и др.). Кроме того, водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Изредка водителем называют и пилота самолёта.
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта.
Космона́вт (астрона́вт, тайкона́вт), — человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.
Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор.
Медици́нская сестра́ (медици́нский брат) – специалист со средним медицинским образованием. Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу. Медицинская сестра выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс.
Парикмахер, парикмахер-стилист — специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.
Перево́дчик — специалист, занимающийся переводом, то есть созданием письменного или устного текста на определенном языке, эквивалентного письменному или устному тексту на другом языке.
Писа́тель (реже литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
По́вар — человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.
Портно́й (от др.русск. порть — нарез или кусок ткани, одежда; устар. швец, швея) — ремесленная профессия по изготовлению одежды из разнообразных материалов. Основной материал- текстильное полотно. В задачи портного входит нарезкаматериалов на детали и соединение их. Рабочими инструментами портного издревле являются игла, напёрсток, ножницы. С XIX века всё большее употребление приобрела швейная машинка.
Продавец (в женском роде — продавщица) в узком смысле — лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара (лицо, оказывающее услуги, продавцом не называется). Программи́ст — специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для ЭВМ, то есть программированием.
Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Строитель — профессия, связанная со строительством.
Фото́граф — человек, создающий фотографии при помощи фотоаппарата. Профессионализм: по этому критерию принято разделять фотографов на фотографов-любителей (фотолюбителей) и профессиональных фотографов. Фотолюбитель — человек, занимающийся фотографией для собственного удовольствия или развлечения, снимающий для семьи, друзей, для своего блога, размещенного в интернете и т. п. Профессиональный фотограф — человек, который, как правило, имеет соответствующее образование, опыт работы и чей основной доход составляют заработки от фотосъемок.
Эколог – это профессионал, занимающийся изучением взаимодействия общества с природой.
Юри́ст (от лат. jus — право) (нем. Jurist, англ. Jurist) — специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Занятие внеурочной деятельности «В мире профессий».
Тема: Профессия-журналист.
Тип : Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
- Образовательные.
- Формировать учебно-познавательные мотивы.
- Расширить представление детей о мире профессий.
- Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
2. Развивающие.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать логическое мышление на всех этапах занятия.
- Развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные.
- Воспитывать интерес к миру профессий, желание обладать теми положительными человеческими качествами, которые требует профессия журналиста.
- Умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах и группах, объективно оценивать свою работу во время самопроверки на всех этапах занятия.
Универсальные учебные действия.
1. Продолжить работу над умением участвовать в диалоге и
обосновывать высказанное суждение.
2. Закрепить навыки контроля, самоконтроля на всех этапах занятия
через сравнение полученных результатов с результатами контрольного листа.
3. Развивать навык работы в парах и группах в ходе выполнения
заданий.
4. Развивать умение выделять существенные признаки объектов,
сравнивать, классифицировать, обобщать на всех этапа занятия.
5. Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Оборудование.
У учителя: дидактические карточки для упражнения на внимание, дидактические карточки со способностями (хорошая зрительная память, наблюдательность, богатый словарный запас, сообразительность, смекалка...); видеосъёмка, дидактическая карточка образец для танграма; компьютер с проектором.
У учащихся: тетради, танграм.
Ходзанятия.
- Организация класса.
- 1. Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с миром профессий.
2. Упражнение на развитие внимания.
Цель: проверить своё внимание.
-Люди любой профессии должны быть внимательными.
Дидактическая карточка
АВРНКЕАПАРХИТЕКТОРВНПГШЕШЩ
ВЕУКАБИОЛОГРПОСВОДИТЕЛЬГКРПР
ПШЕГКЖУРНАЛИСТИПРАЫИАШРГЫ
ЕУПАКУШУШЛВСЛЕДОВАТЕЛЬКПУШ
-В этой карточке спрятаны 5 названий профессий. Нужно найти их.
Самопроверка.
Вывод: Какая новая профессия появилась?
-Мы сегодня познакомимся с новой профессией, которая называется журналист.
-А кто такой журналист?
Журналист - профессиональный литературный работник газет,
журналов, радио и телевидения.
Журналистами являются: литературный редактор, критик,
обозреватель, фельетонист, очеркист, корреспондент, репортёр,
фоторепортёр.
-Какие учебные предметы необходимо знать будущему
журналисту?
-Зачем ему нужны знания математики, русского и иностранного
языка, истории, географии?
Мы узнаем какими способностями должен обладать журналист.
- Знакомство со способностями журналистов.
1.Наблюдательность.
Цель: развивать наблюдательность.
-Многие события, которые журналист описывает в своих статьях,
он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней.
В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
-Сейчас проверим вашу наблюдательность. Мы с вами посмотрим
фрагмент фильма после чего вам будет необходимо ответить на
вопросы.
Просмотр фильма.
Беседа по вопросам:
-Сколько человек вы видели на видеоролике?
-Чем занимались люди?
-Где происходит действие?
Вывод: журналист должен быть очень наблюдательным.
2. Хорошая зрительная память .
Цель: проверка зрительной памяти и грамотности.
-Что было бы если журналист не научился грамотно писать и не обладал отличной зрительной памятью?
-Сейчас мы это проверим. Прочитайте отрывок, написанный на доске. Запомните его.
У вас есть на столе карточка с заданием.
Прочитайте отрывок. Допишите пропущенные слова.
Дидактическая карточка
Первая рукописная газета « … » появилась
в …веке. Первую печатную газету стали издавать при … .
Первый номер газеты был напечатан 16 декабря 1702 года.
Газета называлась «Ведомости» от слова «ведать».
Работаем в парах.
Взаимопроверка.
Вывод: журналист должен обладать хорошей зрительной памятью и быть грамотным.
Физминутка.
Трактор водит тракторист.
Электричку -машинист.
Стены выкрасил маляр.
Доску выстругал столяр.
В доме свет провёл электрик.
В шахте трудится шахтёр.
В жаркой кузнице -кузнец.
Кто всё знает молодец!
3.Большой словарный запас.
Цель: проверка словарного запаса.
-Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов?
-А если он знает 20, 50, 100 слов?
-Количество слов, которые использует человек в своём общении, называется словарным запасом.
-Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у журналиста?
-Для того, чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли,
в его багаже должно быть не менее 2000 слов.
А теперь попробуем проверить ваш словарный запас.
-Попробуйте вспомнить 10 профессий на букву П.
(плотник, пекарь, певец, портной, поэт, пианист, почтальон, продавец, писатель, повар.)
Работаем в группах.
Вспомним правила общего обсуждения:
Не говорить всем сразу.
Смотреть на говорящего, слушать.
Возражая или не соглашаясь с другим, обращаться к нему лично.
Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
Стараться понять друг друга.
Самопроверка.
4.Умение кратко и понятно излагать свои мысли. Находить простые и доступные объяснения.
Соедини в пары родственные профессии.
Работа в группах.
ковбой экскурсовод
дирижёр охотник
дантист капельмейстер
архитектор стоматолог
гид пастух
егерь зодчий
Вывод: журналист должен уметь кратко и понятно излагать
свои мысли.
5.Умение поддержать беседу.
Цель: развитие речи.
-Вы сейчас в парах должны попробовать взять интервью по теме:
« Кем я хочу стать».
Вывод: у журналиста должна быть хорошая речь, дикция, он должен уметь вести беседу.
6.Быть сообразительным, обладать смекалкой.
Танграм
Цель: собрать из геометрических фигур модель человека.
Вывод: из каких геометрических фигур состоит модель.
Музыкальная физпауза.
- Практическая работа.
Цель: развитие умения составлять текст.
-Составим заметку для нашей классной газеты.
Работаем в группах:
1 группа - о школе искусств.
2 группа - о зоомагазине.
3 группа - о лицее.
Пересказ составленного текста.
Вывод: что такое текст?
-Какие части текста вы знаете?
-Вид вашего текста (повествование, рассуждение, описание)
- Итог занятия. Рефлексия.
-Какими способностями должен обладать журналист?
-Какие задания было легко выполнять?
-Какие задания вызвали затруднения?
-Какое настроение у вас было во время занятия?
-Понравилось ли вам занятие?
Молодцы, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...