Программа дополнительного образования «Эрудит»
материал по теме

Куницина Юлия Юрьевна

Материал по программе дополнительного образования математического кружка « Эрудит»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Вознесенский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                                                                                  Согласовано                                                                                    Утверждаю

Зам. директора  по ВР                                                                     Директор школы

_________________                                                                          _________________

Ляпина Е.В.                                                                                        Севостьянов П.П.

                                                                                                                                     

Программа дополнительного образования

« Эрудит»

Направленность кружка: естественно-научная

Возраст детей: с 6 лет

Срок реализации: 4 года

Составила:

учитель начальных классов

 Куницина Юлия Юрьевна

2012 год

Пояснительная записка:

      Актуальность  работы кружка: необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

      В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

          Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

          «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».

          Кружок представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Организация творческой работы  позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Программа кружка «Эрудит»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

      Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

      Задачи программы:  

  1. способствовать расширению кругозора
  2. развивать мотивацию к познанию и творчеству
  3. формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  4. обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  5. развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

  1. решение логических задач по разным отраслям знаний
  1. работа с различными источниками информации
  2. составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Предполагаемые результаты:  

  1. повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  2. формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
  3. развитие коммуникативной компетентности детей  

Данное планирование направлено на развитие логического мышления учащихся, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблицы умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Большое внимание уделяется построению геометрических фигур, вычислению площади и периметра, внедрению занимательных геометрических заданий. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх.

     Программа рассчитана на 36 недель, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание   курса отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»,   не  требует  от   учащихся  дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть

1

Логические цепочки

1

2

Магические квадраты

1

3

Занимательная геометрия

1

4

Задачи в стихах

1

5

Наглядная геометрия

1

6

Игра «На лесной полянке»

1

7

Математический тренажёр

1

8

Нестандартные задачи

1

9

Головоломки

1

10

Логические задачи

2 четверть

1

11

Задачи повышенной сложности

1

12

Блиц - турнир по решению задач

1

13

Задания на логическое мышление

1

14

Задания олимпиадного характера

1

15

Игра «Сто к одному»

1

16

Логические задачи

1

17

Забавная геометрия

1

18

Математический КВН

1

3 четверть

1

19

Тренажёр «Табличное умножение»

1

20

Игры с таблицей умножения

1

21

Решение нестандартных задач

1

22

Логические задания

1

23

Занимательная геометрия

1

24

Волшебные превращения цифр

1

25

Математическая игра

1

26

В царстве смекалки

1

27

Задачи повышенной сложности

1

28-29

Наглядная геометрия

2

30

Логические задачи

4 четверть

1

31

Игры с таблицей умножения

1

32

Блиц – турнир по решению задач

1

33

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

34

Решение нестандартных задач

1

35

В гостях у Винни Пуха

1

36

Математические игры с Колобком

1

Содержание программы 1-го года обучения:

Тема 1: Решение различных видов примеров, совершенствовать вычислительные навыки.

Тема 2: Знакомство с магическими квадрата, объяснить, что это квадратная таблица из целых чисел, в которой суммы чисел вдоль любой строки, любого столбца и любой из двух главных диагоналей равны одному и тому же числу, запись пропущенных чисел в магическом квадрате.

Тема 3: Знакомство с различными видами многоугольников, геометрических фигур, черчение этих фигур.

Тема 4: Решение задач, совершенствовать умение на слух воспринимать условия задачи, находить числа, умение их складывать.

Тема 5: Знакомство с различными видами многоугольников, геометрических фигур, черчение этих фигур.

Тема 6: Занятие проводится в виде игры, компьютерная презентация, примеры на сложение и вычитание.

Тема 7: Решение различных видов примеров, совершенствовать вычислительные навыки.

Тема 8: Знакомство с нестандартными задачами, Объяснить, что нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения, решение задач нестандартного вида

Тема 9: Знакомство с головоломками, объяснить, что головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Тема 10: научить решать логические задачи различными способами.

 - Особенность в решении логических задач.                                                                                                  

 - Виды логических задач.

 - Решение логических задач.

Тема 11: Решение задач повышенной сложности.

Тема 12: Урок проводится в виде математического конкурса, дети делятся на 2 группы, выполняют задания, им выдаётся поочередно 6 карточек с заданиями.

Тема 13: Решение логических задачек.

Тема 14: Решение заданий олимпиадного характера.

Тема 15: Урок проводится в виде игры «Сто к одному». В игре участвуют две команды, по пять человек в каждой. Команда имеет свое название и свой девиз. Цель игры "Сто к одному" - угадать наиболее распространенные ответы, которые дали случайные прохожие.

Тема 16: Решение логических задачек.

Тема 17: Работа с различными видами многоугольников, геометрических фигур, черчение этих фигур.

Тема 18: Урок проводится в виде игры «Математический КВН». При помощи веселых нестандартных заданий, задач заинтересовать детей математикой, тренировка ума, быстроты реакции, находчивости, дать пищу для ума детям, увлекающимся математикой.

Тема 19: Презентация представляет собой тренажёр для запоминания таблицы умножения. Она создавалась с целью облегчить самым маленьким школьникам запоминание правил умножения однозначных чисел. Им предстоит узнать, почему эта таблица умножения называется весёлой.
     Особенность данного тренажёра в том, что все те неизвестные цифры, примеры с которыми будут решать школьники, спрятаны за весёлыми картинками с героями мультфильмов. Учащимся придётся вспомнить не только правила умножения, но и деления, так как за рисунками будет прятаться не только получаемая сумма при умножении, но и множители. Поэтому школьники уже должны уметь выполнять простейшие математические действия с однозначными и двузначными числами.
     Работа с данным тренажёром способствует не только быстрому и эффективному запоминанию таблицы умножения, но и выполнению умножения и деления в уме.
 

Тема 20: Работа с таблицей умножения.

Тема 21: Решение нестандартных задач.

Тема 22: Решение логических задачек.

Тема 23: Работа с различными видами многоугольников, геометрических фигур, черчение этих фигур.

Тема 24: Сказка о чудесном превращении цифр и весёлых перестановках.

Тема 25: Математическая карусель - командное соревнование в решении задач. Всем командам, участвующим в карусели, предлагается в строго определенном

порядке (одинаковом для всех команд) один и тот же набор задач, к которым достаточно указывать верные ответы. Во время игры команда получает очередную задачу, решает ее и дает ответ. Независимо от результата (верный ответ или нет), команда получает следующую задачу. И так далее. Время на решение одной задачи не ограничено, определено только общее время проведения карусели. Игра для команды оканчивается, если у нее кончились задачи или истекло общее время, отведенное для игры. 

Тема 26: В царстве смекалки, решение примеров и различных задачек.

Тема 27: Решение задач повышенной сложности.

Тема 28-29: Работа с различными видами многоугольников, геометрических фигур, черчение этих фигур.

Тема 30: Решение логических задачек.

Тема 31: Работа с таблицей умножения.

Тема 32: Урок проводится в виде Блиц – турнира по решению задач.

Тема 33: Игра «Кто хочет стать миллионером?»

      Перед игрой проводится отборочный тур, в котором принимают участие все желающие. За правильный ответ ученик получает талончик. Участником игры становится обладатель наибольшего количества талончиков. После того как определен участник игры, ему разъясняются правила.

      Есть две несгораемые суммы – это 1000 рублей и 32000 рублей.

      Участник игры имеет право на 3 подсказки. “Помощь зала” определяется количеством поднятых рук; “Звонок другу” - приглашением на 30с к игровому столу любого из присутствующих по желанию игрока; “50/50” - когда два неверных ответа убираются.

      Игра сопровождается презентацией. Каждый вопрос оформлен на отдельном слайде. К каждому вопросу имеются 4 варианта ответа. По щелчку мыши на правильном варианте ответа звучат аплодисменты, а на неправильном – слышен звук взрыва. Каждый слайд с вопросом имеет гиперссылку, по которой можно перейти на скрытый слайд в случае выбора игроком подсказки “50/50”.

Тема 34: Решение нестандартных задач.

Тема 35: Урок проводится в форме игровых заданий решаются арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; закрепляются знания о днях недели, о геометрических фигурах.

Тема 36: Математические игры с Колобком. Урок повторение изученного материала. Проверка знания таблицы умножения и деления с числами 6, 5, 4,3, 2. Закрепить умение решать и составлять составные задачи.

Используемая литература:

Олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова;

Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.

О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие. 2 класс (1-4)

О. Холодова: Юным умникам и умницам.

Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. В 2-х час. 2 класс (1-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочие программы дополнительного образования "Эрудит", "Углубление знаний по математике", "Развитие речи", 1 класс.

Программы:  "Эрудит" ,  "Углубление знаний по русскому языку", "Развитие речи" предназначена  для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности или д...

Программа дополнительного образования для 1 класса "Эрудит"

Дополнительная      общеразвивающая    программа «Эрудит» социально – педагогической  направленности разработана соответствии с Положением о дополн...

Программа дополнительного образования «Эрудит» возраст обучающихся 8-10 лет

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...