Анализ работы ШМО учителей начальных классов
материал

Базунова Евдокия Савельевна

Анализ работы школьного методического обьединения учителей начальных классов  МОУ Покровской СШ ЗА 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_shmo_pokrovskoe.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы методического объединения начальных классов

2011 – 2012уч. год

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

А мы знаем, что ФГОС второго поколения меняет требования к учителю. Поэтому учителя начальных классов в 2011 – 2012уч. году работали над решением следующих задач:

  1. Активно внедрять в работу педагогов достижений и рекомендаций технолого-педагогической науки.
  2. Изучить   программы  информационно – коммуникативных   технологий, внедрение в практическую деятельность.
  3. Формировать  творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.
  4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Отрабатывание учебных и образовательных программ, ориентированных на развитие индивидуальности ученика.
  5. Изучить нормативно - правовые документы, необходимые для перехода на  ФГОС второго поколения.

Для решения поставленных задач были выбраны темы по самообразованию учителей МО:

Русскова З.П. «Технологии, применяемые на уроках в соответствии с требованиями ФГОС  второго поколения».

Бочкарёва Г.В. «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках русского языка»

Базунова Е.С. «Деятельностные методы и формы обучения учащихся на уроках математики»

Елескина Н.А « Применение интернет –технологий в обучении младших школьников»

     На заседаниях МО проводились педчтения по темам самообразования учителей с целью формирования творческой продуктивности и саморазвития педагогов и повышения  успешности обучения через использование технологии развития критического мышления, технологии проблемного диалога, проектной деятельности. .

Так как начальная школа только переходит на УМК «Планета знаний», работу по изучению и применению технологий на уроках  данной программы нужно продолжить, а именно: технология проблемного диалога, формирование типа правильной читательской деятельности, проектно – исследовательские технологии.

.

Для формирования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения проведено

 6 методических заседаний начальных классов (по плану   МО):

  1. Утверждение плана работы, утверждение рабочих программ.        
  1. «Преемственность между дошкольным и начальным образованием, начальной школой и средним звеном». Круглый стол.
  2. «Общеучебные компетентности и их формирование в рамках работы по УМК «Планета знаний» на основе ФГОС». Практикум
  3. «Осуществление духовно – нравственного воспитания  через основные направления внеучебной деятельности»
  4. Круглый стол «Особенности урока в рамках  введения и реализации ФГОС второго поколения в начальной школе».
  5.  «Учитель - учителю». Творческая мастерская
  6. «Это нам удалось!». Круглый стол.

На заседаниях рассматривались общие методические вопросы, происходил обмен опытом. На каждом методическом объединении проводился обзор методических новинок и обзор статей журнала «Начальная школа», информации с районных семинаров.

Рассматривались методические вопросы:

  1. «Новые санитарные требования (СанПиН) для школ». (Елескина Н.А..)
  2. «Проблемы непрерывности и преемственности между д/с и начальной школой» для учителя 1класса в свете работы по новым ФГОС. (Русскова З.П.)
  3. «Подготовка проблемно-диалогического урока». (Бочкарёва Г.В.)
  4. «Технология  развития критического мышления на уроках в начальных классах» - (Базунова Е.С..)
  5. . «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся» (Елескина Н.А.)
  6. « Технологии оценивания учебных успехов в свете работы по новым ФГОС». (Русскова З.П)
  7. «Критерии эффективности урока при системно-деятельном подходе» (Базунова Е.С.)

На заключительном заседании МО начальных классов проведена диагностика педагогических затруднений (т. к. учителя только начинают работать поУМК «Планета знаний» и по новым ФГОС НОО)

 Ещё вызывает затруднение (по результатам анкетирования) «Применение технологии оценивания учебных достижений обучающихся поУМК «Планета знаний». Этот вопрос нужно рассмотреть в следующем году.

Работа МО учителей начальных классов по реализации методической темы школы «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях перехода на новые ФГОС» велась по двум направлениям: совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя и развитие творческого потенциала ученика.

        I. Совершенствование педагогического мастерства.

        В текущем учебном году в состав МО начальных классов входило 5 человек: 4 учителя  начальных классов и 1 воспитатель группы продлённого дня. В начальных классах 4 класса и 1 группа продлённого дня.

                                           

                           

                    Кадровый состав методического объединения

№ п/п

Ф. И. О. учителя

Квалификационная категория

Стаж

Класс

УМК

1

Базунова Евдокия Савельевна

первая

22

4

« Школа России»  

2

Бочкарёва Галина Викторовна

первая

24

3

 

« Школа России»  

3

Елескина Наталья Александровна

вторая

4

2

« Школа России»  

4

Русскова Зинаида Петровна

первая

35

1

«Планета знаний»

5

Денисова Галина Николаевна

вторая

20

ГПД

1-4 КЛАССЫ

Анализ данных, приведённых в таблице ,позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе работают квалифицированные специалисты.

40 % имеют высшее образование.

60% учителей имеют стаж- от 20 до 30 лет, 20 % более 30 лет.

Приведённые цифры свидетельствуют о наличие определённого опыта,но недостаточного высокого профессионального уровня учителей начальных классов.

Данная проблема  в течение 2011-2012 учебного года решалась через организацию целенаправленной , систематической работы по повышению педагогического мастерства:

  1. прохождение плановой курсовой переподготовки в УИПКПРО;
  2. участие в заседаниях школьного методического объединения;
  3. взаимопосещение уроков;
  4. работа над индивидуальной методической темой.

     В  2011-2012 учебном году Базунова Е.С. прошла  переподготовку по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения  как условие совершенствования качества образования в современной школе».

Русскова З.П. прошла недельные курсы для учителей первоклассников работающих по ФГОС.

Бочкарёва Г.В. и Русскова З. П. прошли курсы по ИКТ.

Бочкарёва Г.В. прошла обучение на семинаре по направлению « Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

Во втором полугодии 2011-2012 уч. года учителя Елескина Н.А. и Базунова Е.С  повысили свою квалификацию по теме : « Современные формы и методы работы с детьми с отклонениями в развитии»

   В 2011 – 2012учебном году значительно активизировалась внешняя методическая работа учителей начальных классов.

Внешняя методическая работа учителей МО приведена в таблицах:.

                    Проведенные открытые уроки в 2011– 2012 уч. г.

Ф. И. О. учителя

Класс

Открытый урок

Уровень

Открытое мероприятие

Уровень

1.Елескина Н. А..

2

1 Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в распознавании однокоренных слов".

школа

«А ну-ка мальчики»

школа

  1. Базунова Е.С..

4

1Урок математики «Повторение по теме «Деление и умножение на однозначное число»

школа.

« Хлеб-всему голова»

школа

  1. Русскова З.П.

1

Особенности урока русского языка в рамках введения ФГОС НОО

школа

« Праздник – Масленица»

школа.

  1. Бочкарёва Г.В.

3

.Русский язык «Упражнения в подборе слов – признаков.

школа

«Ану-ка девочки»

школа

Вывод: все учителя начальных классов провели открытые уроки и мероприятия. С целью распространения передового опыта учителей создана «Методическая копилка»  оригинальных авторских разработок», что оказывает  практическую помощь  всем  учителям.. С целью обмена опытом каждый учитель дал открытый урок и внеклассное мероприятие. После каждого урока проводился глубокий анализ. Отмечались положительные стороны, давались рекомендации. Почти все уроки прошли на хорошем  методическом уровне.

Однако, надо отметить, что все открытые уроки и мероприятий проведено на школьном уровне .

Работа по самосовершенствованию учителя включала взаимопосещение уроков. Взаимопосещение уроков направлено на изучение опыта коллег для развития собственного педагогического творчества.

 Развитие творческого потенциала ученика.

В целях развития интереса у учащихся по предметам  и поддержки наиболее способных к творческой  и исследовательской деятельности учащихся, с целью формирования у младших школьников потребности к саморазвитию и самообразованию, становлению мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире проведена предметная неделя.

 Неделя началась с выставки тетрадей по русскому языку и математики учащихся 2-4 классов.

Оценивались аккуратность, каллиграфия, правильность оформления работ.

Лучшими тетрадями были признаны тетради учащихся:

2 – (учитель Елескина Н.А.) Базунова Евгения, Бойцовой Алёны

3 – (учитель Бочкарёва Г.В.) Субаева Динара

4 – (учитель Базунова е.с.) Навлютова Алсу

.

Выставка тетрадей показала, что учителя начальных классов систематически проверяют работы учащихся, работают над каллиграфией, единым режимом оформления работ. Но к сожалению это не приводит к желаемым результатам. Проверка тетрадей учащихся 1-4 классов  показала , что от 30% до 50% детей не владеют правильным письмом. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, достаточно быстрым. Учителям рекомендовано кроме коллективных форм по совершенствованию каллиграфических навыков следует проводить индивидуальную работу.

Также проверялись дневники учащихся 2-4 классов. С целью устранения недостатков по ведению тетрадей и дневников учащихся

в последствии был рассмотрен на заседании МО вопрос «Правила ведения школьной документации», разработаны памятки – требования к ведению тетрадей и дневников.

Активизировалась работа учителей начальных класов по подготовке учащихся к  различным конкурсам.   

    Учащиеся 2 – 4 классов, все желающие, принимали участие в  международном конкурсе по  русскому языку «Русский медвежонок» и по математике в международном математическом конкурсе-игре «КЕНГУРУ». Базунов Евгений (2 кл., учитель Елескина Н.А.)  получил диплом за высокие результаты в конкурсе « Кенгуру-2012» по Ульяновской области..

Впервые учащиеся 1 - 4кл. принимали участие во Всероссийском молодёжном чемпионате « Старт»

Результаты данной работы приведены в таблице:

.

№ п/п

Ф. И.

Класс

Организатор

Результат

Место в районе

Место в регионе

1.

Иванова Валерия

1

Базунова Е.С.

12

142

2.

Архипова Ксения

1

Б

А

З

У

Н

О

В

А

Е.

С.

13

367

3.

Базунов Евгений

2

1

2

4.

Федоренко Алёна

2

4

39

5.

Ермоленко Дмитрий

4

24

293

6.

Краснов Руслан.

4

31

416

7.

Архипова Анна

4

32

422

8.

Шмелёв Алексей

4

32

422

9.

Валов Максим

4

36

450

10

Навлютова Алсу

4

1

11.

Суворова Александра

4

12

Туктарова Дарья

3

Бочкарёва Г. В.

1

30

13

Субаева Динара

3

5

62

14

Степанов Александр

3

11

121

15.

Фаттахова Лилия

3

Б

О

Ч

К

А

Р

Ё

В

А

Г.

В.

13

141

16.

Фёдорова Анастасия

3

17

192

17.

Нагаев Радик

3

20

226

18

Павлова Диана

3

39

440

19

Фадеев Максим

3

39

440

20

Якимова Кристина

3

42

538

21

Руссков Кирилл

3

44

625

22

Игнатьева Татьяна

3

29

335

Вывод: всего В МОЛОДЁЖНОМ ЧЕМПИОНАТЕ УЧАСТВОВАЛИ участвовали 22  учащихся из них  3 человека  получили дипломы победителей

Таким образом, показателями успешной работы педагогического коллектива учителей начальной школы можно считать:

  1. Увеличение числа учащихся – лауреатов чемпионата..

  1. Развитие познавательной сферы учащихся выпускных классов.
  2. Сохранение положительной мотивации учащихся.
  3. Результаты инновационной деятельности педагогов.
  4. Системный подход к анализу и планированию деятельности начальной школы.
  5. Формирование позитивного образа школы через создание комфортных условий обучения и воспитания детей.

Подведя итоги работы МО учителей начальных классов по данной теме, постановили: признать работу «удовлетворительной».

В 2012-2013 году необходимо продолжить работу в том же направлении, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи. В связи с введением ФГОС основной целью работы МО становится:

 «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения» и перед МО ставятся следующие задачи:

- Продолжить формирование информационной культуры педагогов.

- Продолжить внешнюю методическую деятельность учителей начальных классов.

- Продолжить изучение нормативно – правовых документов, необходимых для перехода на  ФГОС второго поколения.

- Продолжить взаимо и самообразование участников образовательного процесса.

- Продолжить работу учителей по подготовке участников творческих конкурсов и конференций.

-Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми инновационными технологиями;

-Использовать в своей работе новые технологии, интегрированные уроки, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.

-Повышать мотивацию младших школьников через коммуникативно-деятельный подход к обучению.

-Повышать качество знаний через использование коммуникативно-информационных, проектных технологий.

-Создать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы;

Рекомендации:

  1. Продолжить работу над методической темой  «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения».
  2. Рекомендовать повысить квалификационную категорию учителям  Балберовой Е. В., Ульяновой Е. В., Новаковой Е. Ю., Стасенко Г. Н
  3. С целью распространения опыта продолжить работу над созданием «Методической копилки оригинальных разработок», размещать разработки на страницах интернета, продолжить работать над электронным портфолио.
  4. Усилить работу с учащимися, имеющими высокую мотивацию к учёбе; больше внимания уделить воспитанию социальной роли каждого ребёнка.
  5. Включить к рассмотрению на заседаниях МО начальных классов вопросы, вызывающие затруднения у учителей:

 «Применение технологии оценивания учебных достижений обучающихся на практике» по ОС «Школа 2100»

  1. . В следующем году надо запланировать и провести районный семинар «Применение информационных технологий и ресурсов интернет в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО»
  2. Обобщить  опыта работы Гераниной Т. А. по программе «Разговор оправильном питании в условиях введения ФГОС  НОО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2009-2010уч.г.

Материал к итоговому заседанию методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год

Цель, которую поставили перед собой учителя: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие фо...

Анализ работы МО учителей начальных классов

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-11 уч.г.

Анализ работы МО учителей начальных классов по теме " Наша новая школа - школа создания творческой, информационно- безопасной образовательной среды, развивающего фактора индивидуального успеха ребенка...

Анализ работы кафедры учителей начальных классов

Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 учебный год

Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов»  и реализацию поставленных задач чер...