Рабочая программа и тематическое планирование уроков здоровья для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Уроки здоровья проводятся в нашей школе во 2 классе согласно учебному плану школы 1 раз в две недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zdorovya.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Программа курса «Уроки здоровья» составлена на основе
программы «Педагогика здоровья» Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 2000.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования (2011 г.);
Учебного плана МБОУ СОШ № 92 на 2012 – 2013 учебный год.
Главная цель программы - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира- с самим собой.
Задачи программы:
научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
Раздел «Самопознание через чувство и образ» специальной целью педагогической работы ставит осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важным для становления его личности. Это- строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.
Цели раздела «Школа здорового питания»:
сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
научить соблюдать правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
Цель раздела «Ослепительная улыбка на всю жизнь» - обучение правильному уходу за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Логика построения раздела «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами» основана на формировании у ребёнка прежде всего:
навыков эмоционального неприятия наркотических форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;
умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.
Цели раздела «Безопасность детей на дорогах»:
овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»);
формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым», возникающих в раннем возрасте;
обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она не возникла – цель раздела «Поведение в экстремальных ситуациях».
Место курса в учебном плане
Базисным учебным планом предусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Программа курса «Уроки здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление.
Программа курса «Уроки здоровья» рассчитана на 0,5 часа в неделю: 35 часов за год.
Содержание курса
Самопознание через чувство и образ (3 часа)
Понятие об эмоциях и чувствах. Различия между эмоциями и чувствами. Формы переживания чувств. Эмоции и мотивы.
Внешнее выражение эмоций. Виды эмоций. Эмоции в воспитании и обучении. Эмоциональная саморегуляция.
Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов; сбор и обработка информации по теме; создание презентаций; разрешение проблемных ситуаций, их обсуждение и нахождение других вариантов решений одной проблемы; разыгрывание сценок; разыгрывание представления в «Театре мимика и жеста»; игра «Я проснулся и с утра…(проигрывается ситуация «хочу» и «не хочу». Организация и проведение общешкольного Дня здоровья.
Темы работ:
Школа здорового питания(3 часа)
Как происходит пищеварение. Питательные вещества. Их значение для роста и развития организма. Производство и хранение продуктов питания. Продукты питания и здоровье. Питание и индивидуальное здоровье. Питание и эмоциональное состояние. Эстетика питания.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение общешкольного конкурса «Пир горой», оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Ослепительная улыбка на всю жизнь(3 часа)
Общее представление о полости. Заболевания полости рта. Профилактика заболеваний полости рта.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Ослепительная улыбка!», создание презентаций, проведение акции «Здоровые зубы».
Профилактика аддиктивного поведения
и случайных отравлений лекарственными препаратами (3 часа)
Лекарства и лекарственные растения. Табак. Алкоголизм. Внешние признаки человека в состоянии опьянения. Токсикомании. Наркомании.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов; подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок; оформление стенда «Я выбираю здоровье!»; создание презентаций; психологический тренинг «Учись сопротивляться давлению»; проведение акции «Листовка в подъезд».
Безопасность детей на дорогах(3 часа)
Правила дорожного движения. Ситуации – «ловушки». Модели безопасного поведения.Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Безопасная дорога», создание презентаций, проведение акции «Обращение к водителям».
Приглашение для бесед работников ГБДД.
Поведение в экстремальных ситуациях (3 часа)
Экстремальные ситуации. Модели поведения в экстремальных ситуациях. Возникновение пожара. Экстремальная ситуация на воде.
Экстремальная ситуация, связанная со встречей с незнакомым опасным человеком. Травмы. Оказание доврачебной помощи при травмах.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю жизнь», создание презентаций, проведение акции «Жизнь без экстрима».
Тематический план
Раздел | Тема |
Колич. часов |
1. Самопознание через чувство и образ | Я познаю себя Мы все похожие и мы все разные. Я познаю других. Человек в мире людей. | 1 час 1 час 1 час |
2. В школе здорового питания | Питание и эмоциональное состояние Пищеварение. Как это происходит. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье Производство, хранение и распространение продуктов питания Приготовление пищи | 1 час 1 час 1 час |
3. Ослепительная улыбка на всю жизнь | Зачем человеку нужен рот и что в нём находится. Правила ухода за зубами. Как правильно чистить зубы. Здоровое питание – здоровые зубы. Как нужно беречь зубы. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. Чистка зубов. Заболевания дёсен Питание. Как фтор укрепляет зубы. Посещение стоматолога Бережное отношение к зубам | 1 час 1 час 1 час |
4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. | Лекарственные препараты. Табак. Алкоголизм Наркотические и токсические вещества Уроки «навыков жизни» | 1 час 1 час 1 час |
5. Безопасность детей на дорогах | Что мешает видеть проезжую часть улицы. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица. Опасность на «островке безопасности». Переход улицы. Пешеходный переход «Ловушки» на углу перекрёстка Я - пешеход | 1 час 1 час 1 час |
6. Поведение в экстремальных ситуациях | Экстремальные ситуации. Модели поведения. Как звать на помощь в экстремальной ситуации. Как выйти из экстремальной ситуации. Оказание первой медицинской помощи Поведение при пожаре. Травмы. Поведение при встрече с незнакомым человеком Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде | 1 1 1 |
Итого: | 18 час |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
План | Факт |
1 | Я познаю себя. | Расширение информации о возможностях органов чувств, развитие способности по восприятию слуховых, зрительных и других ощущений. Обобщение знаний о значении звуков в нашей жизни, об их влиянии на организм, формирование навыка использования музыки для релаксации и для поднятия тонуса, развитие воображения. Расширение и обобщение знания о значении зрения в жизни человека, формирование навыков личной гигиены, развитие воображения и зрительной памяти. Расширение знания об обонянии и его значении, формирование навыков личной гигиены, развитие воображения. |
2. | Мы все похожие и разные. Я познаю других. | Обучение внимательно относиться к людям с нарушениями органов чувств, формирование навыков личной гигиены и закаливания с целью профилактики заболевания органов чувств. Расширение знания об уникальных творческих способностях каждого человека. |
3 | Человек в мире людей. Обобщение по разделу «Самопознание через чувство и образ». | Формирование навыков общения, усвоение социальных норм поведения, понятие того, что внешний вид отражает внутреннее «Я», привитие навыков опрятности. Формирование позиции понимания и принятия уникальности других людей, обучение видеть за внешними проявлениями внутренние качества человека. Обобщение по разделу «Самопознание через чувство и образ», подведение итогов. |
4. | Питание и эмоциональное состояние. Пищеварение: как это происходит. | Развитие навыка использования сенсорных ощущений в выборе пищи, обучение «слушать советы своего организма» (определять нежелательные по своим потребительским качествам), развитие сенсорных ощущений (запах, вкус, тактильные). Расширение представления о пищеварительной системе и её значении, обучение правильно пережёвывать и глотать пищу, выработка привычки поддерживать чистоту ротовой полости. |
5 | Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье. | Закрепление знаний о питательных веществах, формирование позитивного отношения к правильному, рациональному питанию, знакомство с современными предпочтениями в еде в странах Западной Европы. Развитие умения определять нежелательные и полезные для сердца продукты. Формирование навыка выбора продуктов на основе информации на упаковке. |
6. | Производство, хранение и распространение продуктов питания. Приготовление пищи. Обобщение по разделу «Школа здорового питания». |
Развитие умения отказаться от покупки сомнительного продукта. Развитие способности выбрать оптимальную пищу, развитие навыка правильного поведения за столом и безопасного поведения на кухне, формирование социального опыта. Обобщение по разделу «Школа здорового питания», подведение итогов. |
7 | Зачем человеку нужен рот и что в нём находится. Правила ухода за зубами. Как правильно чистить зубы | Повторение правил гигиены полости рта. |
8 | Здоровое питание – здоровые зубы. Как нужно беречь зубы. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. Чистка зубов. Заболевания дёсен | Формирование понятия о строении зубов, наличии у человека временных и постоянных зубов и их естественной смене. Формирование представления о развитии кариеса, о заболевании. Знакомство с различными видами прикуса в разных возрастных периодах, о возможном негативном влиянии вредных привычек на прикус. Формирование навыка чистки зубов. Обобщение по разделу «Ослепительная улыбка на всю жизнь», подведение итогов. |
9 | Питание. Как фтор укрепляет зубы. Посещение стоматолога Бережное отношение к зубам Обобщение по разделу «Ослепительная улыбка на всю жизнь». |
10 | Лекарственные препараты. Мир растений. Польза растений и таящиеся опасности. | Представление о лекарственных и ядовитых растениях, правилах безопасности при контакте с незнакомыми растениями, их плодами. |
11 | Табак. Как ты относишься к курящему человеку. Алкоголизм. Рядом – опасный человек. | Формирование представления, что курение – это болезнь, сочувствия и жалости к курящим, стремления не быть на них похожими. Обучение избегать опасные ситуации, связанные с возможной агрессивностью других людей, узнавать потенциально опасного человека по внешним признакам, разбор вариантов поведения в опасной ситуации. |
12. | Наркотические и токсические вещества. Рядом – опасный человек. Обобщение по разделу «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами». | Формирование представления о потенциально опасных ситуациях, способах избегания опасных ситуаций, способах привлечения помощи. Обобщение по разделу «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами», подведение итогов. |
13 | Что мешает видеть проезжую часть улицы. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица. | Повторение и закрепление поведения в общественном транспорте, знакомство с правилами поведения в транспорте в случае аварии и возникновения пожара. Формирование навыка обходить стоящий общественный транспорт на разных типах улицы. Формирование специальных транспортных привычек и умения переключиться на них с бытовых. |
14 | Опасность на «островке безопасности». Переход улицы. Пешеходный переход | Формирование умения обходить общественный транспорт при переходе широких улиц. Знакомство с ситуациями, которые могут возникнуть при переходе улицы по переходам разных типов, закрепление знаний о сигналах светофора. Формирование навыка перехода улицы только в разрешённых местах, навыка контроля за ситуацией на дороге независимо от сигнала светофора. Формирование специальных транспортных привычек и умения переключиться на них с бытовых. |
15 | «Ловушки» на углу перекрёстка Я - пешеход Обобщение по разделу «Безопасность детей на дорогах». |
Представление о сложности движения на перекрёстках, обучение быть внимательными на углу перекрёстка, прогнозировать развитие ситуации на перекрёстке. Формирование специальных транспортных привычек и умения переключиться на них с бытовых. Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по изученным темам. |
16 | Экстремальные ситуации. Модели поведения. Как звать на помощь в экстремальной ситуации. Как выйти из экстремальной ситуации. Оказание первой медицинской помощи | Формирование представления об экстремальной ситуации и возможностях её возникновения. Выбор, систематизация и определение моделей поведения в экстремальной ситуации. |
17 | Поведение при пожаре. Травмы | Формирование умения обращаться за помощью, вызывать экстренные службы по телефону. Закрепление моделей поведения в экстремальных ситуациях, формирование умения выходить из неё. |
18 | Поведение при встрече с незнакомым человеком Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде. Итоговый урок. |
Знакомство с травмами, обучение оказывать доврачебную помощь. Обобщение по разделу «Поведение в экстремальных ситуациях», подведение итогов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методическое обеспечение программы
Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 2000.
Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.:ВАКО, 2005.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Под ред. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2004.
Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной – М.: Полимед, – 2005.
Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - Учитель, сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/ ,
Сайт Uroki-tetushki-Sovy
Литература
Для обучащихся
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. — СПб.: Балтрус, 1995.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб.: Акцидент, 1995.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра СПб.: Акцидент, 1994.
Для учителя
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2004.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.:ВАКО, 2004.
Еременко Н. И. Профилактика вредных привычек. – М.: Панорама, 2007.
Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.
Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М. А. Павловой – Волгоград: Учитель, 2009.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова – М.: АРКТИ, 2003 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....
Рабочая программа и тематическое планирование уроков культуры общения во 2 классе
уроки культуры общения проводятся 1раз в две недели...
"Рабочая программа и тематическое планирование русский язык 2 класс",авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова,ФГОС
Рабочая программа 1 вида разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальног...
"Рабочая программа и тематическое планирование по математике 2 класс", авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания обра...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Рабочая программа по ИЗО к УМК "Школа Рссии" 2 класс...
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК
Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.Суть программы. Учебный кур...