"Развитие самооценки младших школьников" методический материал
методическая разработка на тему
Методический материал "Развитие самооценки младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samoocenki.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе деятельности и общения. Совершая поступки, человек постоянно сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.
Под самооценкой принято понимать оценку личности себя, своих качеств и места среди других людей. Для того чтобы у детей правильно формировалась самооценка, они должны выполнять разные виды деятельности. Ребёнок должен осознавать, что он будет становиться лучше, если научится правильно действовать, ставить цели и стремиться к успеху. Для того чтобы школьник это понимал, необходимо научить его смотреть на себя со стороны и анализировать своё поведение. Он не должен считать, что кто-то учится лучше, потому что он просто лучше. Нужно предложить ребёнку проанализировать поведение одноклассника, чтобы он увидел, например, что Саша не пошёл в кино и дольше учит уроки и поэтому получает пятёрки, а он -нет. Таким образом, ребёнок поймёт, что он способен самосовершенствоваться и достигать успехов. В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются самые откровенные разговоры, секреты, тайны.
Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше». А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже . На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой .
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».(Неадекватно завышенная самооценка)
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».(завышенная самооценка)
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. (Адекватная самооценка)
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».(заниженная самооценка
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы по развитию у младших школьников навыков самооценки.
Одним из аспектов новых ФГОС является развитие наыков самооценки у учащихся начальной школы. В статье описана технология такой работы посредством специальных дневников....
Волновой опрос – как средство развития самооценки младшего школьника
Появление такой системы развивающего обучения, как «Пятиуровневая система», познакомило многих учителей с таким приемом обучения, как «волновой опрос».Этот прием дает воз...
«Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности»
Примеры некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка....
Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"
Мастер - класс для учителей начальных классов...
презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"
презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...
«Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС»
развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения...
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...