Урок по теме "Основание городов и станиц"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Урок по курсу кубановедения. Знакомит с историей основания станицы Медведовской. Учащиеся разучивают стихи кубанских поэтов, в том числе местных, готовят инсценировку, знакомятся с кубанским фольклором (частушки, танец), занимаются исследовательской работой: поиском материала об обычаях при строительстве домов (мальчики), питании казаков (девочки), рисуют казачьи поселения, посещают школьный музей. Это дает возможность максимально задействовать учащихся во время урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovanie_gorodov_i_stanic.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10 им. А. С. Пушкина
Муниципального образования Тимашевский район
Урок по кубановедению
3 класс
Тема: «Основание городов и станиц»
Разработала и провела
учитель начальных классов
Чучелина Ирина Викторовна
2011г.
Тема: Основание городов и станиц
Цели: формировать представление о станице Медведовской, как составной
части Краснодарского края, обобщить знания учащихся об истории
своей станицы, о традициях, труде, быте её первых переселенцев;
воспитывать любовь к своей малой Родине.
Ход урока:
I Организация класса.
II. Актуализация знаний.
Ученица: Родина. Россия, Отчий дом…
Ясный мир за солнечным окном,
Крутизна тропинки у реки,
Средь хлебов высоких васильки,
Говор серебристых васильков,
Трудовые будни земляков,
Тишина у вечного огня-
Это ты всё, Родина моя!
(Слайды 2-8)
Учитель: Это стихи нашей кубанской поэтессы – Татьяны Голуб.
( Слайд 9)
О каком уголке России говорит поэтесса? (ответы детей).
III Введение в тему урока
Учитель: Пройдите по знакомым улицам. Постойте, склонив голову у обелиска в центре станицы, вслушайтесь в птичий гомон, всмотритесь в знакомые лица людей. Это ваше самое близкое и дорогое. Если судьба забросит вас далеко от этих мест, всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни, Родины начало.
( Слайды 10-14)
Сегодня мы поговорим о родной станице Медвёдовской. её истории.
IV Знакомство с историей основания станицы
1. История название станицы
(Инсценировка отрывка из стихотворения Н. Краснова «На Кубань».)
В Запорожской Сечи
Дым табачный клубами.
Казаков взбудоражил
Посланцев рассказ.
- Там, говорите, тепло?
- Та жара, як у бани!
- А землица яка?
- Хороша, в самый раз,
Ткни оглоблю-
И буде тоби тарантас!..
- Як у бани… -
Дивятся, качают чубами. И решились:
- А ну, вестовой, барабань!
Ось побачимо, що цэ такэ – як у бани!
Гей, козаче, даёшь Якубань!
- На Кубань!
- На Кубань!
- На Кубань!..
По степи, по Днепровью –
На волах, на возах,
Да по синему морю –
На волнах, на волнах.
И увидели очи казацкие
Диво в рассветную рань:
- О цэ ж горы Кавказские!
- Ось тоби и Кубань!
( Слайды15-18)
Учитель: В 1792 году началось заселение Кубани.
- Откуда прибыли переселенцы на Кубань?
- Какими двумя путям шло переселение из Запорожской Сечи?
-Кто руководил отрядами казаков-переселенцев?
- Как назвались первые поселения казаков?
-В каком году обосновался Медведовский курень?
-Почему станица получила именно такое название?
( Ученик читает отрывок из стихотворения Ж. Цикало)
Необозримые просторы
Обвенчанные с синевой.
Глухих степей и рек узоры
Закат покоил заревой.
Звенел под вешние туманы
Екатерининский указ-
Кубань делили атаманы
На курени в заветный час.
Как витязь, из былин восстала
В честь украинского села,
Медвёдовской станица стала,
В степях кубанских расцвела.
( Слайды 19)
2. Казаки – основатели станицы.
Учитель:
Медвёдовская – испокон казачья станица. Нелегко обживались на Кубани казаки. Царила нищета: ни еды, ни одежды, ни обуви. Прошло несколько лет, прежде чем переселенцы кое–как обжились на новом месте: привыкли к климату, раскорчевали земли, покрытые цепкими тёрна ми, начали засевать хлебом пашни. Пахали и одновременно несли пограничную службу. (Слайды 20-23).
А. С. Пушкин, побывав на Кубани, писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности». (Слайд24)
3. Особенности речи.
Казаки стремились не смешиваться с иногородними переселенцами. У них были свой быт, традиции, говор. Иногородние же приспосабливались к новым условиям жизни. Смешивались украинцы и русские. Население станицы говорило на двух близкородственных языках – украинском и русском. Последствия смешения языков, обрядов, обычаев видны и сейчас. Попробуем пообщаться и мы.
Игра «Объясни слово»
бачить – видеть
зараз – сейчас
стрыбаты – прыгать
видсиль– отсюда
думка – мысль
злякался – испугался
ховать – прятать
(Слайд 25)
«Соотнеси рисунок и слово»
Кавун, люлька, цыбуля, хрукта, квасоля, качка, город, голка.
( Слайд 26)
Многие слова заимствовались у соседей- народностей Кавказа. Попробуйте их объяснить.
Чувяки – тапочки, чувал – мешок, кишмиш – изюм, чубук - виноградная лоза, саман – кирпич из соломы, глины и навоза. ( Слайд 27)
Наши дедушки и бабушки часто и сейчас используют эти слова в своей речи.
Учитель:
Общение с местным населением мы уже сможем наладить. Пришло время обосноваться на новом месте и построить себе жилище.
4. Жилища казаков.
Мальчики рассказывают об особенностях постройки казачьей хаты и обычаях при строительстве
1 ученик:
Казаки, расселившиеся по куреням – станицам, поначалу жили в землянках. Затем из подручных материалов – камыша и глины стали лепить себе мазанки. Турлучные хаты – это изобретение казаков – умельцев.
( Слайд 28)
2 ученик:
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы и камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в углу и малую хату.
( Слайды 29-32)
3 ученик:
По периметру дома закапывались столбы в землю, переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали соседей и родственников. Первая мазка – «под кулакы» – глины вперемежку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки добавляли кизяк (навоз) с половой.
Учитель:
Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой, т. е. «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину.
4 ученик:
На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы всё водилось». Деревянные брусья, на которые настилался потолок, поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол в стену вмуровывали деревянный крест, призывая Божье благословение на обитателей.
Учитель:
Какой строительный материал использовали казаки для строительства дома? Почему?
( Слайд33)
Вот наша хата и построена. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение. Плату за помощь не принято было брать. Чем же питались наши земляки?
( Слайд 34)
5. Пища.
Девочки рассказывают об особенностях питания
1 ученица:
Основой питания у казаков являлись пшеничный хлеб, мясо, овощи и фрукты. Самое популярное блюдо – борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, с салом, в постные дни – с растительным маслом (пустой борщ). У каждой хозяйки свой неповторимый вкус.
(Слайды 35-37)
2 ученица:
Любили казаки вареники, галушки, Солили овощи и сушили на зиму фрукты. Варили компоты (узвары), варенье, пастилу. Употребляли мёд.
(Слайд 38)
3 ученица:
Пищу варили в печи (зимой в доме, в кухне, летом – в летней кухне или в летней печи во дворе).
(Слайды 39-40)
В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плашки, миски, сковороды, ухваты – рогачи, чаплейки, глечики, кочерги.
6. Домашняя утварь
Игра «Музей вещей». На столе предметы домашней утвари. Дать предмету название, подписать его.
(Слайд 41)
Учитель:
Обзавелись мы жильём, обосновались на месте, теперь за работу. Чем кроме охраны южных рубежей занимались казаки? (Ответы детей).
7. Занятия.
Учитель:
В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в пору уборки урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Зимой с раннего утра до поздней ночи женщины пряли, ткали, шили. Мужчины занимались ремонтом и починкой построек, орудий труда, ухаживали за скотом. С детства трудились в казачьих семьях и дети. Рассмотрите картинку и назовите, какую работу выполняли младшие члены семьи.
(Слайд 42).
8.Досуг.
Учитель:
Умели казаки не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и в праздничные дни не работали. С утра всей семьёй отправлялись в церковь.
(Слайд 43). Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, обязательно пели песни.
На «улицах» летом собиралась молодёжь. Здесь разучивались и исполнялись песни. Песни и танцы сопровождались играми. В зимнее время – «посиделки». На них пряли, вязали, вышивали, пели и танцевали.
Приглашаем и вас на наши «посиделки».
Девочки с вышитыми рушниками изображают занятия вышивкой. Исполняют по очереди частушки.
1.Хоть петь, хоть плясать,-
Лучше нас не отыскать.
Хоть пахать, хоть молотить,-
Лучше наших не найти.
2. Чиба, чиба, чиба, чиба,
Чибатушечки.
Собралися мы сюда
Петь частушечки.
3. Пой, пой веселей,
Кубаночки – девочки.
Голосочки не жалей
На наши припевочки.
4. В саду выросла берёза
Белая – пребелая.
Я – девчонка молодая
И к тому же смелая.
5. Черевички мои,
Носки выстрочены.
Не хотела танцевать,-
Сами выскочили.
6. Я и так, я и сяк-
На носок, на пяточку.
Пойду с миленьким плясать
С прискоком и вприсядочку.
7. Я и так, я и сяк
Я и белочкой.
Почему не поплясать
С такой девочкой?!
8. Я и так, я и сяк
И таким манером
Почему не поплясать
С таким кавалером?!
Мальчики и девочки исполняют казачий танец. Учитель вывешивает на доске рисунки детей, посвященные своей станице
Учитель: Вот и построена наша первая улица Медведовского куреня. Расположилась она на берегу реки Кирпили. Кто знает, как называлась раньше первая улица? (Береговая).
V Итог урока:
Учитель:
Так двести лет назад пришла жизнь в эти края. Закудрявились дымы над хатами, запахло свежеиспечённым хлебом, ухой…
(Слайды 44-49)
Многое изменилось в нашей станице с тех пор. Изменился её облик. Но история осталась, Она в памятниках, в названиях улиц, в музеях, в памяти людей, которые любят свою станицу и делают её красивее.
(Слайды 50-56)
Придя в эти края, запорожские казаки дали слово: «Добрэ жыты и границу держатэ». И сейчас доносятся эти слова нам, как доброе напутствие, как жить на этой земле. (Слайд 57).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Город чудный, город древний"
Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....
Классный час "Путешествие по городам с станицам Кубани"
Виртуальное путешествие по городам и станицам Краснодарского края....
"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи
В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце...
Урок к юбилею города "Мой родной город Кемерово"
Материал содержит презентацию к уроку города по теме "Мой родной город Кемерово. (К 95 летию города Кемерова)...
Урок по кубановедению. Тема Родная станица.
Разработка урока по кубановедению. Тема "Родная станица"...
урок кубановедения Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».
Цели:1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;3.Воспитыват...
Конспект урока «История возникновения города Смоленска. Символика родного города.»
Сформировать представления об историсескихях города...