"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце, теплое море, заснеженные вершины гор, с которых любит спускаться наш президент. Добро пожаловать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родной город | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Родной город».
( Урок – экскурсия по городу Сочи )
Учитель начальных классов
высшей категории МОУ СОШ №27
г. Сочи Адлерского района
Москаленко Елена Ивановна
Цели:
- продолжать знакомство с водоемами родного города, развивать умения различать водоемы; закреплять знания учащихся о частях рек, раскрывать значения водоемов в жизни человека и их использование, показывать необходимость их охраны;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.
Оборудование:
- карта города Сочи
- интерактивная доска и диск «Мой город Сочи»
- карточки с заданиями
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока
1 - Зачеркни лишнее слово.. Река гора океан море озеро лиман плавни |
Учитель: Прочитайте слова, записанные в задании 1. Какое лишнее слово? Почему?
Ученики: Лишнее слово – «гора», потому что это суша, а все остальное - вода.
Учитель: Зачеркните лишнее слово, а к остальным подберите общее название.
Ученики: Водоемы.
Учитель: Какие водоемы есть в черте нашего города?
Ученики: Море, реки.
Учитель: А в Краснодарском крае?
Ученики: Еще лиманы и плавни.
Учитель: Водоемы нашего края. Реки. Так звучит тема нашего урока. А какой была тема предыдущего урока?
Ученики: Черное море – чудо природы.
Учитель: Чем реки отличаются от моря?
Ученики: В море вода солёная, со всех сторон окружено сушей. А в реке вода движется по течению, имеет два берега, на вкус пресная.
- Открытие новых знаний
Учитель: На территории нашего города протекает более 80 рек, речушек и крупных ручьев. Длина их колеблется от 0,5 до 98 км. Назовите некоторые из них.
Ученики: Это реки Дагомыс, Сочи, Мацеста, Агура, Хоста, Мзымта и многие другие.
Учитель: Как называется наш город?
Ученики: Сочи.
Учитель: Почему?
Ученики: Наверное, потому, что здесь протекает река Сочи.
Учитель: Да. В переводе с убыхского языка, слово САДША означает «приморское (живущее у моря) племя».
(Показать на карте города Сочи реку Сочи.)
Учитель: Как называется начало реки?
Ученики: Исток.
Учитель: Исток реки, давшей название нашему городу Сочи, находится близ горы Чура на высоте 1813 м. Длина ее 45 км. Вспомните, как называются реки, впадающие в другую реку?
Ученики: Притоки.
Учитель: Притоков у реки Сочи 4 и самый известный – Безуменка, т. к. здесь находятся Ореховские водопады. Куда же впадает река Сочи?
Ученики: В Черное море.
Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку или море?
Ученики: Устье.
4. Физкультминутка
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
С рыбками поплаваем,
С бобрами поиграем,
Вернемся к папе с мамой мы,
Вновь став учениками.
Учитель: В черте города есть еще одна река, протекающая по красивейшему ущелью. Сейчас вы прослушаете легенду, потом скажете, о какой реке идет речь.
Экскурсовод: Случилось это в ту пору, когда люди еще не знали огня, ютились в пещерах, охотились с помощью камней и дубинок, ели мясо и коренья сырыми, тело кое-как прикрывали звериными шкурами. А владыкой богов был громовержец Зевс. Разгневался он, когда узнал, что титан Прометей похитил с Олимпа искру священного огня и отдал ее людям, научил их разводить костры, строить и раздувать горны. Священный огонь зажег в сердцах людей стремление к труду и творчеству.
Решил царь богов наказать непослушного. В горной стране, в труднодоступном месте он был прикован к одному из утесов Орлиных скал, а прилетавший каждый день орел расклевывал его печень. Никто не смел приближаться к нему, чтобы облегчить его мучения. И лишь самая красивая и самая добрая из девушек в тех краях – Агура не испугалась угроз. Она каждый день приходила, кормила и поила Прометея. Когда Зевс узнал об этом, то приказал сбросить девушку в ущелье. Ударившись о землю, Агура обратилась рекою и с тех пор несет свои воды по страшным кручам и камням к самому Черному морю.
Теперь Прометей слышал ее голос днем и ночью.
Учитель: О какой реке идет речь?
Ученики: О реке Агуре.
Учитель: В переводе с адыгейского языка это значит «сухое или пересохшее русло». И действительно, иногда на дне видны огромные валуны, а воды практически нет.
- Показать на карте реку Агуру.
Учитель: Где находится исток реки Агура?
Ученики: На хребте Ален, на высоте 1049 м
Учитель: Какие притоки имеет?
Ученики: Все безымянные, кроме одного – Агурчик.
Учитель: Я вам открою еще одну тайну об этой реке. Около 40 тыс. лет назад Агура прорезала большой горный массив и образовалось два хребта – Орлиные скалы и гора Б. Ахун. Вот какова сила воды. Не зря русская народная пословица гласит: «Капля воды камень точит».
Есть на территории Сочи и самая крупная река не только города, но и всего Российского побережья Черного моря. Всякий, кто едет на Красную поляну, любуется ее красотой. Это река……?
Ученики: Мзымта.
Учитель: Название ее в переводе – «бешенная», и она оправдывает это название. Мзымта – это типичная горная река с быстрым бурным течением, крутыми скалистыми берегами.
- Показать на карте реку Мзымту.
Учитель: Где находится исток реки Мзымта?
Ученики: Из горного ручья близ горы Лоюб, на высоте 2000 метров, затем впадает в озеро Кадывач, вытекая из него сначала спокойной рекой.
Учитель: Какие притоки имеет?
Ученики: Пслух, Пудзико, Чвижепсе и др.
Учитель: Где находится устье реки?
Ученики: Впадает в Черное море.
Учитель: Как используется человеком?
Ученики: На реке расположено форелевое хозяйство, у обоих берегов реки насчитывается более 120 выходов минеральной воды. Например: «Чвижепсинский нарзан». Есть месторождение целебных иловых грязей.
Учитель: И минеральную воду и иловые грязи используют в санаториях и грязелечебницах для оздоровления людей. Во время Великой Отечественной войны эти природные лекарства применялись для лечения раненых бойцов в госпиталях нашего города.
Все реки города Сочи протекают по очень живописным местам, очень хотелось бы сохранить эту красоту для будущих поколений. Что для этого необходимо?
Ученики: Не сорить, не ломать ветки, не рвать цветы и т.д.
- Учитель читает стихотворение
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!
Итог урока
- О каких водоемах мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Чем река отличается от моря?
- Из каких частей состоит река?
- О каких реках мы говорили? Что нового вы узнали о них?
- Какие желания у вас возникли после всего услышанного на сегодняшнем уроке?
Побывать на этих реках, понаблюдать за их течением, полюбоваться окружающей природой, охранять и защищать растительный и животный мир.
Задание на дом
-Узнать какие еще реки протекают по территории города Сочи, где протекают, как их использует человек (оформить в виде короткого сообщения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Интеллектуальная игра Их именами названы улицы города Сочи 2-4класс
Интеллектуальная игра состоит из 12 секторов и дополнительный раунд. В каждом вопросе представлен загадкой человек, именем которого названа улица в городе Сочи. В начале даётся рекомендация по проведе...
Стихи о Родине учащихся 4 класса на темы: "Родной край" и "Мой город"
Ученики 4 класса приняли активное участие в городском конкурсе стихов о родном крае и городе Михайловске....
Родной город. Город Сочи.
Цель: помочь детям лучше узнать особенности той местности , где они живут,обратить внимание на неповторимость родной земли и т. д.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5506502","attribute...