"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце, теплое море, заснеженные вершины гор, с которых любит спускаться наш президент. Добро пожаловать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родной город145 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                

Тема: «Родной город».

  ( Урок – экскурсия по городу Сочи )

                                                                     

                                                                                             Учитель начальных классов

                                                                                              высшей категории МОУ СОШ №27

                                                                                              г. Сочи Адлерского района

                                                                                              Москаленко Елена Ивановна

Цели: 

  1. продолжать знакомство с водоемами родного города, развивать умения различать водоемы; закреплять знания учащихся о частях рек, раскрывать значения водоемов в жизни человека и их использование, показывать необходимость их охраны;
  2. развивать познавательную активность;
  3. воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование: 

 

  1. карта города Сочи

  1. интерактивная доска и  диск «Мой город Сочи»

  1. карточки с заданиями

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей урока

                                   1

- Зачеркни лишнее слово..

 Река  гора  океан  море  озеро  лиман плавни  

        

Учитель:  Прочитайте слова, записанные в задании 1. Какое лишнее слово? Почему?

Ученики:  Лишнее слово – «гора», потому что это суша, а все остальное -  вода.

Учитель:  Зачеркните лишнее слово, а к остальным подберите общее название.

Ученики: Водоемы.

Учитель:  Какие водоемы есть в черте нашего города?

Ученики:  Море, реки.

Учитель:  А в Краснодарском крае?

Ученики: Еще лиманы и плавни.

Учитель: Водоемы нашего края. Реки. Так звучит тема нашего урока. А какой была тема предыдущего урока?

Ученики: Черное море – чудо природы.

 Учитель:  Чем реки отличаются от моря?

Ученики: В море вода солёная, со всех сторон окружено сушей. А в реке вода движется по течению, имеет два берега, на вкус пресная.

  1. Открытие новых знаний

Учитель: На территории нашего города протекает более 80 рек, речушек и крупных ручьев. Длина их колеблется от 0,5 до 98 км. Назовите некоторые из них.

Ученики:  Это реки Дагомыс, Сочи, Мацеста, Агура, Хоста, Мзымта и многие другие.

Учитель:  Как называется наш город?

Ученики: Сочи.

Учитель:  Почему?

Ученики:  Наверное, потому, что здесь протекает река Сочи.

Учитель: Да. В переводе с убыхского языка, слово САДША означает «приморское (живущее у моря) племя».

(Показать на карте города Сочи реку Сочи.)

Учитель: Как называется начало реки?

Ученики:  Исток.

Учитель:  Исток реки, давшей название нашему городу Сочи, находится близ горы Чура на высоте 1813 м. Длина ее 45 км. Вспомните, как называются реки, впадающие в другую реку?

Ученики: Притоки.

Учитель: Притоков у реки Сочи 4 и самый известный – Безуменка, т. к. здесь находятся Ореховские водопады. Куда же впадает река Сочи?

Ученики: В Черное море.

Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку или море?

Ученики:  Устье.

4.  Физкультминутка

                                               А теперь мы ручейки,

                                               Побежим вперегонки.

                                               Прямо к озеру спешим,

                                               Станет озеро большим.

                                               С рыбками поплаваем,

                                               С бобрами поиграем,

                                               Вернемся к папе с мамой мы,

                                               Вновь став учениками.

 Учитель:  В черте города есть еще одна река, протекающая по красивейшему ущелью. Сейчас вы прослушаете легенду, потом скажете, о какой реке идет речь.

Экскурсовод: Случилось это в ту пору, когда люди еще не знали огня, ютились в пещерах, охотились с помощью камней и дубинок, ели мясо и коренья сырыми, тело кое-как прикрывали звериными шкурами. А владыкой богов был громовержец Зевс. Разгневался он, когда узнал, что титан Прометей похитил с Олимпа искру священного огня и отдал ее людям, научил их разводить костры, строить и раздувать горны. Священный огонь зажег в сердцах людей стремление к труду и творчеству.

Решил царь богов наказать непослушного. В горной стране, в труднодоступном месте он был прикован к одному из утесов Орлиных скал, а прилетавший каждый день орел расклевывал его печень. Никто не смел приближаться к нему, чтобы облегчить его мучения. И лишь  самая красивая и самая добрая из девушек в тех краях – Агура не испугалась угроз. Она каждый день приходила, кормила и поила Прометея. Когда Зевс узнал об этом, то приказал сбросить девушку в ущелье. Ударившись о землю, Агура обратилась рекою и с тех пор несет свои воды по страшным кручам и камням к самому Черному морю.

Теперь Прометей слышал ее голос днем и ночью.

Учитель:  О какой реке идет речь?

Ученики:   О реке Агуре.

Учитель: В переводе с адыгейского языка это значит «сухое или пересохшее русло». И действительно, иногда на дне видны огромные валуны, а воды практически нет.

  1. Показать на карте реку Агуру. 

Учитель:  Где находится исток реки Агура?

Ученики:  На хребте Ален, на высоте 1049 м

Учитель:  Какие притоки имеет?

Ученики: Все безымянные, кроме одного – Агурчик.

Учитель: Я вам открою еще одну тайну об этой реке. Около 40 тыс. лет назад Агура прорезала большой горный массив и образовалось два  хребта – Орлиные скалы и гора Б. Ахун. Вот какова сила воды. Не зря русская народная пословица гласит: «Капля воды камень точит».

Есть на территории Сочи и самая крупная река не только города, но и всего Российского побережья Черного моря. Всякий, кто едет на Красную поляну, любуется ее красотой. Это река……?

Ученики:  Мзымта.

Учитель:  Название ее в переводе – «бешенная», и она оправдывает это название. Мзымта – это типичная горная река с быстрым бурным течением, крутыми скалистыми берегами.

  1. Показать на карте реку Мзымту.

Учитель:  Где находится исток реки Мзымта?

Ученики: Из горного ручья близ горы Лоюб, на высоте 2000 метров, затем впадает в озеро Кадывач, вытекая из него сначала спокойной рекой.

Учитель: Какие притоки имеет?

Ученики:  Пслух, Пудзико, Чвижепсе и др.

Учитель:  Где находится устье реки?

Ученики: Впадает в Черное море.

Учитель:  Как используется человеком?

Ученики: На реке расположено форелевое хозяйство, у обоих берегов реки насчитывается более 120 выходов минеральной воды. Например: «Чвижепсинский нарзан». Есть месторождение целебных иловых грязей.

Учитель:  И минеральную воду и иловые грязи используют в санаториях и грязелечебницах для оздоровления людей. Во время Великой Отечественной войны эти природные лекарства применялись для лечения раненых бойцов в госпиталях нашего города.

Все реки города Сочи протекают по очень живописным местам, очень хотелось бы сохранить эту красоту для будущих поколений. Что для этого необходимо?

Ученики: Не сорить, не ломать ветки, не рвать цветы и т.д.

  1. Учитель читает стихотворение

                     Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины

                     Храните речку светлую мою!

Итог урока

  1. О каких водоемах мы говорили на сегодняшнем уроке?

  1. Чем река отличается от моря?

  1. Из каких частей состоит река?

  1. О каких реках мы говорили? Что нового вы узнали о них?

  1. Какие желания у вас возникли после всего услышанного на сегодняшнем уроке?

 Побывать на этих реках, понаблюдать за их течением, полюбоваться окружающей природой, охранять и защищать растительный и животный мир. 

Задание на дом

-Узнать какие еще реки протекают по территории города Сочи, где протекают, как их использует человек (оформить в виде короткого сообщения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Интеллектуальная игра Их именами названы улицы города Сочи 2-4класс

Интеллектуальная игра состоит из 12 секторов и дополнительный раунд. В каждом вопросе представлен загадкой человек, именем которого названа улица в городе Сочи. В начале даётся рекомендация по проведе...

Стихи о Родине учащихся 4 класса на темы: "Родной край" и "Мой город"

Ученики 4 класса приняли активное участие в городском конкурсе стихов о родном крае и  городе Михайловске....

Родной город. Город Сочи.

Цель: помочь детям лучше узнать особенности той местности , где они живут,обратить внимание на неповторимость родной земли и т. д.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5506502","attribute...