Актуальные проблемы здоровья детей.
статья (3 класс) по теме

Рукавичка Мария Геннадьевна

Как сохранить и  укрепить здоровье наших детей во время учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukavichka_mariya_problemy_uchashchihsyadoc1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья учащихся.

Рукавичка Мария Геннадьевна

 ГБОУ СОШ №9 учитель начальных классов  г. Санкт-Петербург

     Наше общество сегодня подвергается информационному натиску. За последние десятилетия объем информации увеличился на пятьдесят процентов. Поэтому категория «объем знаний» перестает играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» заменяется вопросом «как учить?». Наш народ, некогда один из самых здоровых народов планеты, сегодня стал одним из самых больных. Только пять процентов выпускников  школ являются сегодня практически здоровыми. Ряд причин: ухудшение качества жизни, нехватка средств на здравоохранение и образования и т.д. Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-экономическим проблемам. Все чаще встречается мнение, что болезнь-это категория медицинская, а здоровье-это мера реализации генетического потенциала человека.

      В каждом ребенке заложены телесные, психические, нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье. Правильное обучение и воспитание приумножают эти жизненные резервы. Здоровье ребенка – одна из областей педагогики.

      Хорошо знаем, движение – жизнь. Как радуются родители, наблюдая за тем, как ребенок сел, пошел, побежал и т.д. Они учат их этому. А главная установка в школе: « Не вертись!», « Не бегай!», «Сиди тихо!». Основной способ передачи знаний - вербальный. Внутренняя свобода ребенка закрепощается.

     Нарушение здоровья, начинается еще в дошкольном возрасте. В детском саду дети начинают проходить программу первого класса, хотя должны рисовать, танцевать, лепить, заниматься физическими упражнениями  и спортивными играми. Сегодня 20% первоклассников - дети с пограничными нарушениями. Обычно на вопрос «Ты хочешь в школу?» шестилетний ребенок отвечает «Да, очень». Проходит не так много времени и ответ на этот вопрос звучит по-другому «Нет, хочу играть, гулять, люблю петь, а в школе надо сидеть, молчать ».

     На сегодняшний день из двадцати пяти учащихся моего класса только у одного ребенка I группа здоровья, II группа  у пятнадцати человек, и III-  у девяти человек. Группу здоровья определяет поликлиническое отделение. В медицинской карте ребенка при поступлении в 1 класс группа указана. I группа - соматически здоровый ребенок. II группа-дети  с нарушениями, не требующими наблюдения узких специалистов (нарушение осанки, миопия  начальной стадии, аденоиды т. д..) .III группа – дети, стоящие на учете у специалистов (-бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, миопия высокой степени ит.д.) Многие ребята во время рабочего дня часто жалуются на головные боли, сонливое состояние, боли в желудке, головокружение.  Дети часто приходят в школу раздраженные. Многим трудно сосредоточиться на уроках.  Моя задача помочь ребенку преодолеть неуверенность, усталость, уныние.

С первых минут урока только доброжелательность, на уроках эмоциональные разрядки, шутки, поговорки. Большое внимание уделяю структуре урока. Первая фаза (3-5минут) нагрузки невелики, следующие 20-25 минут максимальных, затем нагрузку снижаю.

Большое внимание разнообразию работ на уроке. Стараюсь включить 4-7 видов деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рисование, рассказ, ответы и т.д. Использую методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества.) Активные методы (ученик в роли учителя, обсуждение в группах, ролевые игры, дискуссии). Применение  ИТ (в соответствиями с нормами).

    Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей и мед- персонала. На родительских собраниях вместе с врачом даем рекомендации: как правильно питаться, какие упражнения делать, чтобы снять глазное и мышечное напряжение и т.д. Провожу анкетирование родителей и детей по режиму дня и анализируем конкретные ситуации.

   Родители с огромным удовольствием вместе с детьми принимают участие в театральных постановках, праздниках , экскурсиях автобусных и пешеходных, озеленении класса. Каждой весной выращиваем и высаживаем на пришкольном участке цветы.

   Стараюсь решать проблему гиподинамии. После уроков прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, занятия хореографией. Обязательные игры на развитие координации движений, на мгновенную реакцию, игры развивающие глазомер, внимание, память, игры-минутки.  Понять природу игры - это понять природу счастливого детства. Приведу  пример нескольких игр ,которые особо полюбились моим ученикам:

«Не подражай!»

На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола располагаются игроки (не больше 7) и ведущий.

У каждого игрока в правой руке неочищенный карандаш.

Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить свои карандаши все играющие.

Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить карандаш возле предмета, который он назвал.

Те, которые ошиблись, на три хода выбывают из игры.

Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются все новые и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в зависимости от уровня реактивности участвующих в игре.

Нужно ведь хорошо запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш одновременно с  ведущим. С теми, кто часто поддается влиянию его жеста, следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

«Сорви шапку»

Состязаться могут двое ребят, а могут и две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове - шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

«А ну, попробуй!».

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!

«Вращай одновременно».

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

«Делай одновременно».

Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

Еще раз, но одновременно. Предложите детям правой ногой крутить "от себя", а правой рукой крутить к "себе". Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

    Конечно мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия , в которых эти методики будут осуществляться. Важную роль играет сотрудничество всех служб школы. Расписание, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, режим работы столовой, поддержание чистоты и порядка, выполнение гигиенических требований, сложившиеся десятилетиями традиции школы позволяют детям комфортно чувствовать себя и в школьном здании, и в детском коллективе, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

   Я – реалист, проблемы невозможно решить в одночасье, но в то же время важно оставаться оптимистом и настойчиво воплощать те задачи, которые ставлю перед собой, учениками, родителями.

   Важно помнить, что здоровье- это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Список используемой литературы:

А.Г.Сухарев «Оптимальная двигательная активность как компонент здорового образа жизни» Доклад на съезде педиатров в России.

В.Р.Кучма «Состояние здоровья школьников» НЦЗД РАМН Москва.

3.И.В.Чупаха. Е.З.Пужаева «Здоровьесберегающие технологии»

4.О.Н. Степанова «Игровые оздоровительные технологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей

Задача учителя расширять у детей круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения, научить осознанно, разумно и рацио...

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей

Задача учителя расширять у  школьников  круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения....

Статья "Актуальные проблемы детей младшего школьного возраста"

В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения....

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста.  Принципы здоровьесберегающей  педагогики.»...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...