Конспекты уроков и презентация
методическая разработка (3 класс) на тему

Материал начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.7 КБ
Office presentation icon predlozhenie.ppt2.74 МБ
Файл pdd.docx21.39 КБ
Microsoft Office document icon plan_integr_uroka_amerika_2v_shk_24.doc42 КБ
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx23.12 КБ
Office presentation icon morskie_obitateli.ppt548.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

 интегрированного урока

по окружающему миру и математике (3 «В» класс)

«Великие путешественники. Путешествие по Америке»

Подготовила:

Ракалина Алла Анатольевна,

учитель начальных классов

 (МОУ «СОШ № 24»)

Старый Оскол

2010

Цель:

1. Формирование вычислительных навыков

2. Развитие умения умножать многозначные числа3. Воспитание интереса к математике.

Оборудование: компьютер, экран.

Ход урока

I.  Организационный  момент.

А.А.: Доброе утро, уважаемые гости и учащиеся. Мы рады приветствовать вас на нашем необычном уроке.

II. Сообщение темы урока.

Слайд «Интегрированный урок»

Слайд «Исследователи Земли. Путешествие по Америке»

III. А.А.: Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие, встретимся с самыми известными путешественниками, увидим Америку. Будем работать с многозначными числами, решать задачи уравнения.  А отправимся мы на волшебном корабле. Но прежде чем отправиться в путь мы должны верно выполнить 1 задание. Внимание на доску.

Слайд устный счет

20-4     64-32   50-25   -100 +46

15*10   4*100    46*1000

32*6- 32*5     234-(234*8-234*7)   124*25- 24*124

Молодцы вы поработали быстро и дружно

.

Слайд «Кораблик»

А.А.: Итак, вот и первый исследователь, которого мы встречаем. Кто это?

Ученики: Марко Поло

Слайд «Марко Поло»

А.А.:

  1. Какие страны описал Марко Поло?
  2. В какую страну он совершил свое первое путешествие?
  3. В каком году он отправился в путешествие по Китаю?

Ученики: На верблюдах

А.А.: 1.Сколько лет Марко Поло прожил в Китае?

2.Что он написал после возвращения на родину?

О.В.: В Китае Марко Поло увидел необычные и очень красивые дома. Слайд «Китайский дом»

 

Внимание задание: площадь пола одной из комнат этого дома 20кв.м.

Какими могут быть длина и ширина пола?

Начертите в тетради прямоугольники с площадью 24 кв.см   Сколько прямоугольников можно начертить?

О.В.: Путешествуя по Китаю, Марко Поло увидел много необычного.

разных диковинках он написал в своей книге. А чтобы узнать, что это были за диковинки, выполните задание Составь и реши уравнение по вариантам 1)с неизвестным слагаемым, 2) с неизвестным уменьшаемым.

 Перед вами находятся разные предметы. Найдите и назовите из них те, о которых Марко Поло написал в своей книге как о диковинках .

Учащиеся выбирают чай деньги шелк, уголь

Задача:1метр шелка стоит 325 рублей. Сколько стоят 3 метра шелка? Как будем вычислять? 2 способа 325+325+325 или 300 3+20 3+5 3

Слайд «Слова 

А.А.: Двигаемся дальше. Поплывем на нашем волшебном корабле к другим неизведанным странам

Слайд «Кораблик»

Но прежде чем узнать с каким путешественником нам предстоит встретиться мы должны выполнить следующее задание. Работа по учебнику стр.114 № 214 , 215(у доски) 217 у доски

А.А.: И вот перед нами другой известный путешественник. Кто это?

Ученики: Фернан Магеллан

Слайд «Фернан Магеллан»

А.А.:

  1. Какое путешествие он совершил?
  2. В каком году?
  3. Какие океаны он переплыл?
  4. Почему океан назвали Тихим?
  5. Сколько было кораблей?
  6. Что произошло с Магелланом на островах?
  7. Вернулся ли кто-нибудь на родину?
  8. Сколько длилось путешествие?

А теперь давайте немного отдохнем. Сначала сделаем гимнастику для глаз.

Слайд «Котёнок»

. Мы с вами долго плыли, а теперь давайте выйдем на берег и разомнёмся.

Слайд «Лодка и река»

Разминка:

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down,

Stand up, hands to sides,

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop.

А.А.: Мы немного отдохнули и продолжаем путешествие.

Слайд «Кораблик»

А.А.: И перед нами великий путешественник Христофор Колумб

Слайд «Колумб»

А.А.: Многие пытались попасть из Европы в Индию и Китай. Но путь по суше был долог и труден. И Христофор Колумб решился добраться морским путем.

1. Где жил Х. Колумб?

2. Сколько каравелл отправилось в плавание?

3. Сколько человек было в экипаже?

4. На поиски какой страны отправился в плавание Х. Колумб?

5. В каком году?

6. Какие острова встретились им?

7. А в результате какой материк открыл он?

Ученики: Америка

Слайд «Америка»

О.В.: Америка состоит из двух материков. Назовите их

Слайд «Северная и Южная Америка»

В Южной Америке есть горы (а в Северной – долины).

Слайд «Горы, долины»

лайд «Карта США»

Столица Америки – Вашингтон.

Слайд «Город Вашингтон»

Нью-Йорк является крупным городом

Слайд «Нью-Йорк»

Еще одним символом Америки является Статуя Свободы

Америка известна своими водопадами. А какой это водопад мы с вами узнаем  когда выполним это задание № 216 (у доски)

Слайд «Водопад»

Природа в Америке разнообразна. Там живет много животных. Как вы думаете, какие животные там живут? Работа по рядам

Вычисли 1-1245*121   2-2145*215    3125*161

Слайд «Животные»

Слайд «Орел»

IV. Итог урока:

А.А.: Вот и закончилось наше путешествие.

С какими известными исследователями мы встретились?

По какой стране совершили путешествие?

Чем занимались на уроке? Всем спасибо..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: »Движеньем полон город»

Цель: Формировать знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

                Ход занятия.

1.Чтение стихотворения учащимися:

1)  Движеньем полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.              

2) Шагая осторожно,

За улицей следи!

И только там, где можно,

Ее переходи.

3) И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон!

2. О чем же мы с вами сегодня будем говорить?

( о ПДД)

3. Возьмите свои дневники. Найдите памятку. Прочитайте.

Памятка.

Не играйте на проезжей части дороги.

Будьте внимательны на улицах города.

Переходите улицу только на зеленый свет или там, где есть знак «Пешеходный переход».

Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Стоящий на остановке автобус обходите только сзади.

(пешеходами)

Найдите в дневнике рубрику «Мы пешеходы». Прочитайте правила для пешеходов.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.

При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

При приближении транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

А кем мы являемся в общественном транспорте?

(пассажирами)

Найдите рубрику «Мы – пассажиры». Прочитайте.

В общественном транспорте мы должны:

Не стоять около дверей.

Держаться за поручень.

Сидеть, если есть место.

Уступать место старшим.

Не разговаривать громко.

Не отвлекать водителя.

Не высовываться из окна.

Заранее готовиться к выходу.

4. Вспомните, какой у вас был в прошлом году праздник по ПДД?

(Показ фрагментов праздника – презентация)

На фоне презентации стихи:

 

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

        2.Выходят в рейс по правилам,

                    Полярник и пилот.

    Свои имеют правила

            Шофер и пешеход.

         

           3.По городу, по улице

              Не ходят просто так.

              Когда не знаешь правила,

              Легко попасть впросак.

           4. Все время будь внимательным

               И помни наперед:

               Свои имеют правила

               Шофер и пешеход.

5.Как в чтении, так и в дорожном движении есть своя азбука.

(чтение детьми стихов.)

Дорожная азбука

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город  дает нам все время урок!

Вот она, азбука, над головой,

Знаки развешаны над мостовой.

Азбуку города помни всегда;

Чтоб не случилась с тобою беда!

Азбука движения. Чтение стихов:

А…

Автомобили быстро мчатся,

Б…

Бегут авто, бегут трамваи.

В…Д…

Все будьте правилу верны:

Держитесь правой стороны.

Е…

Есть подчиняться им без спора!

Ж…

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

З…

Зеленый свет открыл дорогу –

И…

Иди вперед. Порядок знаешь.

К…

Красный свет нам горит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Л…М…

Леша с Любой ходят парой,

Маршируют по бульвару.

Н…О…

Не смей на буфере кататься!

Опасно! Можешь и сорваться!

П…

По асфальту точек стежка –

Пешеходная дорожка!

Р…

Риск ненужный, так и знай:

Прыгать на ходу в трамвай!

С…

Совет: не доверяй сноровке,

Входи в трамвай на остановке!

Т…

Ты не мартышка и не кошка,

Так не виси же на подножке.

У…Ф…

Ученик, запомни ты:

Футбол – игра не для улицы!

Х…Ц…

Хоккей – игра на льду зимой.

Цепляться за машины борт –

Опасный и не нужный спорт!

Ш…Щ…

Школьник!

Щади свое здоровье!

За машинами следи!

Экзамен важного значения

Держи по правилам движения!

Ю…

Юные граждане, милые дети!

Твердо запомните правила эти!

Я…

Ясно, чтобы быть всегда здоровым,

Чтобы быть всегда здоровым,

Эту азбуку, друзья,

Надо знать от «А» до «Я»!

Игра «Да» - «Нет».

Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар.

Я перехожу дорогу там, где мне удобно.

Я выхожу из автобуса через переднюю дверь.

Я перехожу дорогу по «пешеходной» зебре.

Я перевел малыша через дорогу.

Я перелез через дорожные ограждения.

Я пошел в школу и перешел дорогу на красный свет.

 Шесть дорожных «Почему»?

(информационная инсценированная программа для детей).

Действующие лица.

Умняша – ведущая программы, знаток дорожно - светофорной науки.

Почемучки.

Ответы.

(Звучит веселая, детская, ритмичная музыка без слов

На сцене появляются озорные «Почемучки» на них яркие костюмы и косички или хвостики. На футболках или кепках надпись: «Почему?». Они играют и танцуют.

Почемучки (вместе) Почему? Почему? И еще раз почему?

1-я Почемучка. Почему светофор называется светофором?

2-я Почемучка. Почему красный свет запрещающий, зеленый – разрешающий, а не наоборт?

3-я Почемучка. Почему  на шинах узоры?

4-я Почемучка. Почему у автомашин даже днем загораются красные огоньки?

5-я Почемучка. Почему у автомобилей мигалки?

ВСЕ вместе: Почему?

 На сцене в сопровождении своих помощников ответов, строго одетых мальчиков, появляется Умняша.

Умняша.

Приветствую вас, мои друзья. Меня зовут Умняша. У меня есть сестренка, она живет в детском журнале, Который так и называется  «Умняша», а я живу  в стране Светофории. Я слышала, тут прозвучало много вопросов : «Почему»

Почемучки. Это мы! Нас зовут Почемучки!

Умняша.

Надо же какие симпатичные Почемучки! Вас пятеро и на ваши «почему» у нас есть ответы.

(ответы кланяются)

1-я Почемучка.

Почему светофор называется светофором?

Умняша.

В самом деле, почему? Ответ №1 расскажи нам об этом!

             Ответ№1

             Начать надо с того, что слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну свет и есть свет! А «фор»?

Слово «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «носитель». А все вместе – «светофор» - значит «носитель света».

Оно и верно «несет свет», причем, чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого. Вот почему «светофор»

(демонстрируется картинка светофора)

2-я Почемучка.

Почему красный свет запрещающий, зеленый – разрешающий, а не наоборот?

Умняша.

На этот вопрос ответит Ответ №2.

Ответ №2.

Красный свет -  сигнал опасности, сигнал тревоги.Именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит, именно красный огонек, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда, в красный цвет окрашены пожарные машины. И это

 Неспроста. Красный цвет самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь с каким – нибудь другим.

(танец с использованием красной легкой материи.)

3-я Почемучка.

А вот интересно почему на шинах узоры?

Умняша

Ответ №3, пожалуйста,  ответь.

Ответ №3.

Потому же, почему резиновые квадратики и полоски на спортивной обуви или ботинках.

Чтобы не скользили. Выпуклые узоры цепляются за дорогу и не дают автомобилю скользить.

5-я Почемучка.

Почему у автомашин днем загораются красные огоньки?

Ответ №4,

Если посмотреть на улицу, хорошо видно, что у всех автомашин, подъезжающих к перекрестку, даже днем позади загораются красные, тревожные огоньки.

И хорошо, что загораются. Своим светом они предупреждают водителей едущих сзади машин: «Осторожнее, передняя машина тормозит. Так что смотри, не налети на нее»

5-я Почемучка.

Почему у автомобилей мигалки?

Ответ №5.

Едет по улице машина, и вдруг спереди и сзади у нее начинают то зажигаться, то гаснуть огоньки. Здесь машина мигает своими правыми фонариками, там – левыми.

Почему? Потому, что здесь ей надо повернуть направо, а там – налево. Вот она и предупреждает об этом другие машины и прохожих.

Умняша.

Ну что, Почемучки, мы ответили на все ваши вопросы.

Почемучки.

Да! Спасибо вам большое!

 

Умняша.

Желаем от всей души всем ребятам дружить с правилами дорожного движения.

Все герои вместе.

До новых встреч, друзья!

(звучит ритмичная музыка. Участники раздают памятку по ПДД каждому присутствующему на празднике).



Предварительный просмотр:

План-конспект

 интегрированного урока

по окружающему миру и математике (3 «В» класс)

«Великие путешественники. Путешествие по Америке»

Подготовила:

Ракалина Алла Анатольевна,

учитель начальных классов

 (МОУ «СОШ № 24»)

Старый Оскол

2010

Цель:

1. Формирование вычислительных навыков

2. Развитие умения умножать многозначные числа3. Воспитание интереса к математике.

Оборудование: компьютер, экран.

Ход урока

I.  Организационный  момент.

А.А.: Доброе утро, уважаемые гости и учащиеся. Мы рады приветствовать вас на нашем необычном уроке.

II. Сообщение темы урока.

Слайд «Интегрированный урок»

Слайд «Исследователи Земли. Путешествие по Америке»

III. А.А.: Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие, встретимся с самыми известными путешественниками, увидим Америку. Будем работать с многозначными числами, решать задачи уравнения.  А отправимся мы на волшебном корабле. Но прежде чем отправиться в путь мы должны верно выполнить 1 задание. Внимание на доску.

Слайд устный счет

20-4     64-32   50-25   -100 +46

15*10   4*100    46*1000

32*6- 32*5     234-(234*8-234*7)   124*25- 24*124

Молодцы вы поработали быстро и дружно

.

Слайд «Кораблик»

А.А.: Итак, вот и первый исследователь, которого мы встречаем. Кто это?

Ученики: Марко Поло

Слайд «Марко Поло»

А.А.:

  1. Какие страны описал Марко Поло?
  2. В какую страну он совершил свое первое путешествие?
  3. В каком году он отправился в путешествие по Китаю?

Ученики: На верблюдах

А.А.: 1.Сколько лет Марко Поло прожил в Китае?

2.Что он написал после возвращения на родину?

О.В.: В Китае Марко Поло увидел необычные и очень красивые дома. Слайд «Китайский дом»

 

Внимание задание: площадь пола одной из комнат этого дома 20кв.м.

Какими могут быть длина и ширина пола?

Начертите в тетради прямоугольники с площадью 24 кв.см   Сколько прямоугольников можно начертить?

О.В.: Путешествуя по Китаю, Марко Поло увидел много необычного.

разных диковинках он написал в своей книге. А чтобы узнать, что это были за диковинки, выполните задание Составь и реши уравнение по вариантам 1)с неизвестным слагаемым, 2) с неизвестным уменьшаемым.

 Перед вами находятся разные предметы. Найдите и назовите из них те, о которых Марко Поло написал в своей книге как о диковинках .

Учащиеся выбирают чай деньги шелк, уголь

Задача:1метр шелка стоит 325 рублей. Сколько стоят 3 метра шелка? Как будем вычислять? 2 способа 325+325+325 или 300 3+20 3+5 3

Слайд «Слова 

А.А.: Двигаемся дальше. Поплывем на нашем волшебном корабле к другим неизведанным странам

Слайд «Кораблик»

Но прежде чем узнать с каким путешественником нам предстоит встретиться мы должны выполнить следующее задание. Работа по учебнику стр.114 № 214 , 215(у доски) 217 у доски

А.А.: И вот перед нами другой известный путешественник. Кто это?

Ученики: Фернан Магеллан

Слайд «Фернан Магеллан»

А.А.:

  1. Какое путешествие он совершил?
  2. В каком году?
  3. Какие океаны он переплыл?
  4. Почему океан назвали Тихим?
  5. Сколько было кораблей?
  6. Что произошло с Магелланом на островах?
  7. Вернулся ли кто-нибудь на родину?
  8. Сколько длилось путешествие?

А теперь давайте немного отдохнем. Сначала сделаем гимнастику для глаз.

Слайд «Котёнок»

. Мы с вами долго плыли, а теперь давайте выйдем на берег и разомнёмся.

Слайд «Лодка и река»

Разминка:

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down,

Stand up, hands to sides,

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop.

А.А.: Мы немного отдохнули и продолжаем путешествие.

Слайд «Кораблик»

А.А.: И перед нами великий путешественник Христофор Колумб

Слайд «Колумб»

А.А.: Многие пытались попасть из Европы в Индию и Китай. Но путь по суше был долог и труден. И Христофор Колумб решился добраться морским путем.

1. Где жил Х. Колумб?

2. Сколько каравелл отправилось в плавание?

3. Сколько человек было в экипаже?

4. На поиски какой страны отправился в плавание Х. Колумб?

5. В каком году?

6. Какие острова встретились им?

7. А в результате какой материк открыл он?

Ученики: Америка

Слайд «Америка»

О.В.: Америка состоит из двух материков. Назовите их

Слайд «Северная и Южная Америка»

В Южной Америке есть горы (а в Северной – долины).

Слайд «Горы, долины»

лайд «Карта США»

Столица Америки – Вашингтон.

Слайд «Город Вашингтон»

Нью-Йорк является крупным городом

Слайд «Нью-Йорк»

Еще одним символом Америки является Статуя Свободы

Америка известна своими водопадами. А какой это водопад мы с вами узнаем  когда выполним это задание № 216 (у доски)

Слайд «Водопад»

Природа в Америке разнообразна. Там живет много животных. Как вы думаете, какие животные там живут? Работа по рядам

Вычисли 1-1245*121   2-2145*215    3125*161

Слайд «Животные»

Слайд «Орел»

IV. Итог урока:

А.А.: Вот и закончилось наше путешествие.

С какими известными исследователями мы встретились?

По какой стране совершили путешествие?

Чем занимались на уроке? Всем спасибо..



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Обучение грамоте

учителя начальных классов

МАОУ « СОШ № 24 с УИОП»

Ракалиной Аллы Анатольевны

г.  Старый Оскол

2012 г

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема  «Звук [щ], буквы Щ щ. Знакомство с традиционным написанием ща, щу.»

 Цели: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;

             2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать

                 навык звукового анализа слов;   

             3. развивать речь, внимание;

             4. воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

Оборудование:   учебник «Азбука» Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков.

                              наглядность, раздаточный материал для чтения в парах .

                                                     Ход урока

•1.      Организация класса

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!

Садитесь, пожалуйста.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Вот и помогите мне сейчас отгадать загадку:

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

никто не приучает,

А на нос садится.

          Верно, это муха. Раз уж мы с вами заговорили о ней, давайте сыграем в нашу игру      на внимание «Муха». Мы уже знакомы с ее правилами, а кто из вас сможет эти правила объяснить нашим гостям?

(Мы представляем игровое поле из девяти клеток. По команде учителя наша «муха» перелетает с клетки на клетку. Составьте это слово по таблице.

   2. Игра на развитие внимания

«Муха»

3.Повторение изученного

  - Подумайте, какая из этих двух схем является схемой слова «муха»?

МУХА

   ЮЛА

-Докажите. (Предполагаемый ответ ребенка: в слове «муха» 2 слога, ударение падает на первый слог, а не на второй; в слове «муха» первый звук согласный твердый, а не мягкий).

-Молодцы, справились. Давайте впишем слово «муха» в схему.

-А что мы можем сказать о втором слове по его схеме? ( В  этом слове букв 3, а звуков 4.        Первая буква обозначает два звука  [Й] и [У], следовательно, это  быть буква  Ю. Это может быть  слово ...ЮЛА.

- Что это такое? (игрушка, волчок). У кого есть такая?

- Давайте поиграем: изобразим юлу:

4. Физминутка «Волчок»

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная юла.

5. Изучение нового

 - А теперь послушайте стихотворение, которое поможет нам познакомиться с новым звуком.

Под кувшинками в тиши, где не очень мелко,

Ходят важные лещи шириной с тарелку.

-О ком это стихотворение? Кто такие лещи?

Давайте посмотрим, как выглядит лещ - «Азбука» на стр.103.(положить всем закладки)

-Лещ - это речная рыба с плоским телом.

-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.

- Дадим характеристику каждому звуку.

- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)

-Что нарисовано на второй картинке? (это плащ - предмет верхней одежды).

-Дайте характеристику каждому звуку в этом слове. Произнесите последний звук [щ],

-Кто уже догадался, какова тема нашего урока? ( тема на доске: Звук [щ])

- Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.

   -Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

-какой еще звук похож на шипение?

-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки;

- Поэтому для его обозначения мы будем пользоваться этим значком. ( На страничке в верхнем левом углу).

-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].

 6.Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, РОЩА.

Молодцы! Садитесь.

- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая. (на доске продолжение темы: буквы Щ щ)

-Что можем сказать об их написании? (элементы одинаковые, какие?).

-Найдем букву «Щ» в алфавите - стр. 127.

-Каково ее место в алфавите? (после «Ш» перед «Ъ»)

-Прочитаем столбик букв сверху вниз с буквой Щ, строчку с этой буквой.

-Посчитайте, какая она по счету с начала алфавита (27), с конца (7)

-На что похожа буква «Щ»?

Страничка из «Веселой азбуки»

   На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

7. Закрепление нового

- А теперь почитаем слова с новой буквой - ЩУКА, ПРОЩАЙ.

-Сравним буквы и звуки, которые они обозначают.

-Что интересного заметили?( Гласные буквы А и У, которые есть в этих словах, обозначают твердость согласных, а звук [щ] - мягкий)

- В чем же здесь дело? Почему написали ЩУ, ЩА?

-Встречались ли нам уже подобные несоответствия?

-Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, эти написания считают традиционными, их нужно запомнить.

-Теперь прочитаем слоги внизу страницы

-Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают? (согласный-гласный, гласный-согласный)

-Читать будем перекличкой: девочки-мальчики.

-На что еще обратили внимание? (два слога произнесли одинаково: ЩО, а буквы разные О и Е, значит, в некоторых словах пишется Е, а в некоторых О.

   Чтение цепочек слов на стр. 104

- Первую строку - слова с использованием слога ЩЕ читаем с объяснением: синие дуги делят слово на слоги, черточка над буквой обозначает ударение, в словах с буквой Е ударение не ставится- она всегда обозначает ударный звук), разбираем значение ( ЩЕКА-одна, ЩЕКИ-две, ЩЕЧКИ- ласково, у ребенка)

  -Вторую строку - слова со слогом ЩИ, читает хором первый ряд

  -Третью строку - со слогом ЩУ - второй ряд. Подбираем слова: Щучья... пасть, уха,   

   щучьи... плавники.

  -В этих словах есть Ь, какую он играет роль? (разделительный)

  -Четвертую строку - слова со слогом ЩЕ, читает третий ряд

  - А пятую строку прочитаем все вместе, потому что начинается она уже со слова.

  - Подбираем слова: овощной ... суп, салат, магазин.

8. Отдохнем. Зарядка для глаз - по зрительному тренажеру.

9.Чтение текстов с новой буквой.

- Что обозначает значок на полях? (загадка)

-Прочитайте текст загадки самостоятельно, вполголоса.

-Один ребенок читает вслух: И зелен, и густ -

                                                  На грядке вырос куст.

                                                  Начали щипать -

                                                  Стали плакать и рыдать.

-Что же это? (конечно, лук)

-Сколько картинок нарисовано к загадке? (две)

-Что на первой картинке? (лук на грядках), найдите строчки к этому рисунку.

-Что на второй картинке) (дети плачут, глядя на лук), прочитаем строчки ко второй картинке.

- Найдите слово с буквой Щ (щипать), в каком значении оно здесь употреблено? (рвать лук )

-Какие слова похожи по значению? (плакать и рыдать). Подберите еще похожие по значению слова (хныкать, ныть)

-Если лук доставляет неприятности, заставляет плакать, зачем же его выращивают? (лук полезен для здоровья, в нем много витаминов, он убивает микробы, его обязательно нужно есть зимой)

-А вот ребята второго класса, которые уже научились читать и писать, даже создали собственную «Луковую книгу». Вот она, посмотрите: на каждой странице -пословицы, поговорки, стихи о луке и его пользе, а также рецепты вкусных блюд с использованием лука.

- А вот какая замечательная обложка у этой книги, кто на ней изображен? Верно, это Чипполино, мальчик - луковка. Вы знаете автора этой сказки? Это итальянский сказочник Джанни Родари. (показать книгу)

-Когда все вы научитесь хорошо читать, сможете сами прочесть эту сказку.

Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам почитать друг другу, по очереди выдержки из «Луковой книги» (уже выданы карточки с пословицами, стихами о луке)

-Какие еще овощи можно вырастить на грядке?

-А это что за овощ на картинке в «Азбуке»?

-Верно, это тыква.

-Прочитаем про нее загадку (первый раз самостоятельно, второй раз - один ученик):

Золотая голова

Велика, тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

-Ребята, какое слово повторяется  несколько раз? (голова)

-Почему? (у тыквы большой плод, похож на голову)

-Почему про нее сказано «золотая голова»?

-Потому, что желтая (красивый желтый цвет иногда называют золотым)

- когда еще употребляют «золотая» вместо «желтая»? (осень, например)

-Про какую часть тыквы говорят: шея тонка? (про стебель)

-Прочитаем еще раз загадку выразительно.

10.Итог урока

-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?

-Прочитаем пословицу на доске: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Объясните ее смысл. (грамоте горазд - значит грамотен, многое знает; тому не пропасть - все у него получится, со всем справится)

11.Рефлексия

-Все ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.

Спасибо за урок.

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

Я вырос на грядке,

Характер не гладкий.

Куда ни приду.

Всех до слез доведу!

Скинули с Егорушки

Золотые перышки-

Заставил Егорушка

Плакать всех без горюшка.

В сто одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

Я - приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я - ваш друг,

Я - простой зеленый лук!

Ох, и зол, хоть и мал!

В солнце стрелки выпускал.

Не попали в солнце стрелки,

Угодили к нам в тарелки!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морские обитатели.

Слайд 2

В синем море, под водой, Расположен мир другой.

Слайд 3

Много рыб здесь самых разных, И цветов разнообразных.

Слайд 4

Есть здесь звезды, пескари, Крабы, ракушки, угри, Осьминоги и дельфины, В Чёрном море – афалины.

Слайд 5

В общем, дивно в мире том, Необычно как - то в нем.

Слайд 6

Море необычный дом, Никому не тесно в нём.

Слайд 7

Отгадайте загадки о морских обитателях. И вы узнаете, с кем дружит Ариэль.

Слайд 8

Эта барышня В пышных кружевах Весело танцует На морских волнах. Длинные серёжки Очень ей идут. Ими любоваться Рыбы все плывут.

Слайд 9

Медуза дышит всем телом. В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза. В связи с тем, что медуза в основном состоит из воды, её жизнь на суше невозможна.

Слайд 10

В воде озорница Играет, резвится, Блестит чешуей: - Поплыли со мной!

Слайд 11

Держась хвостом за стебелек, Он изгибает круто шею, Но бегать быстро не умеет. Хоть и зовут морской …

Слайд 12

Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный. Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Перемещается по воде в вертикальном положении.

Слайд 13

Надев красивый легкий панцирь И храбро выставив клешни, Он выступает в грозном танце. И так старается – взгляни!

Слайд 14

По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

Слайд 15

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому, что не умеет.

Слайд 16

Морская звезда – одно из интереснейших морских существ. Среди её необычных родственников можно назвать колючих ежей, морские огурцы.

Слайд 17

Под водой плывет мешок, Он с глазами и хвостом. Рифма к слову он «комар» Морской житель наш …

Слайд 18

Кальмары обитают практически во всех климатических поясах. Кальмары имеют пять пар рук. Некоторые из видов кальмара съедобны, они используются в кулинарии и являются объектом промысла.

Слайд 19

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я -

Слайд 20

У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.

Слайд 21

Кто же в море В каменной рубахе? В каменной рубахе В море…

Слайд 22

В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.

Слайд 23

Как плывут они красиво – Очень быстро и игриво! Нам показывают спины Из морской воды…

Слайд 24

Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. К людям они относятся по – особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком.

Слайд 25

Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

"Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира "Изображение Земли"

Работа для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...