КТД "Краеведческий калейдоскоп Алтая"
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Краеведческий калейдоскоп Алтая»»
Цели и задачи :
Образовательные: познакомить учащихся с природой родного края; углублять и расширять знания учащихся об истории, географии, культуре Алтайского края;
Развивающие: развивать у учащихся интерес к природе родного края;
Воспитательная: прививать школьникам бережное отношение к природе; создавать условия для развития активной, творческой личности, любящей свой край.
Место проведения: актовый зал школы.
Форма проведения: игра-викторина
Тип игры: познавательная
Оборудование и материалы: слайды с изображением природы Алтайского края, наиболее интересных культурных объектов; мультимедийный проектор, экран, презентация.
Предварительная работа: участники учат стихи, готовят сообщения. Продолжительность мероприятия: 40 минут
Участники: ведущий, учащиеся
Ход мероприятия:
«Увидеть и познать свой край можно
либо своими глазами, либо с помощью книг»
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы получше узнать о своей малой Родине – Алтайском крае.
Есть много мест на белом свете,
Есть Крым, Кавказ и Парагвай.
Но сердцу дорог только этот
Родной, красивый мой Алтай.
Алтайский край – Кусок земли
С огромной карты не приметен.
Вокруг себя ты посмотри,
Увидишь – он великолепен.
Бескрайние просторы Кулунды, (Слайд 2)
Которые цветут в благоуханье,
Древнейшие курганы и холмы – (Слайд 3)
Истории родной очарованье.
Величие лазурных берегов (Слайд 4)
Озёр Алтая- край любимый славит.
Бодрящая вода из родников (Слайд 5)
Прохладой в летний зной тебя поманит.
И мы, как жители Алтая, (Слайд 6)
Всем сможем смело заявить,
Что лучше нет в России края,
Который можно так любить!
Ведущий: Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.
В этом году Алтайскому краю исполнилось 75 лет! (Слайд 7) Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, край в настоящее время живёт и развивается.
Алтай является кладовой России. В нём есть всё: богатый и разнообразный растительный (Слайд 8) и животный мир (Слайд 9), плодородная земля (Слайд 10), полезные ископаемые (Слайд 11) и прекрасные люди. Алтай – край литературный. С алтайской землёй связано много писательских имён и конечно таких известных, как В. Шукшин, Е. Гущин, В. Золотухин, Г. Егоров и другие. (Слайд 12)
Ведущий:
(Слайд 13) «Как ты прекрасен наш солнечный край!
Гор твоих вечных седые вершины,
Словно алмазы ты поднял, Алтай,
Кинул хрустальные реки в долины?»
В. Пухначёв
Именно нашему родному Алтайскому краю посвящается эта игра. (Слайд 14) В ходе игры будут задаваться вопросы. Если вы отвечаете правильно, получаете звездочку, если нет ответ переходит другому, кто больше всех наберёт звездочек, тот и становится победителем нашей игры.
Всякая игра начинается с разминки, и мы тоже не будем нарушать традиций.
1 тур «Разминка» (Слайд 15)
Вопросы: (Слайд 16)
Назовите крупные реки края (Обь, Бия, Катунь, Чарыш)
Стихи о каждой реке (читают дети):
1 ученик:
Есть реки быстрые, что путь далёкий
Порою начинают с ручейка.
А Бия сразу у своих истоков
Бурлива, полноводна, широка!
2 ученик:
Мчись Катунь, играя светом,
Шумная струя!
Нет волны на свете этом
Чище, чем твоя!
3 ученик:
«Всё спросить хочу Чарыш:
Ты откуда речка мчишь?
И ответила река: «Я бегу издалека.
Я пришла из дивной сказки,
Из страны могучих гор,
Я несу мечты и ласки
И земли волшебной краски,
Вырываясь без опаски
На стремительный простор.»
4 ученик:
Обь, вобрав в себя все воды
Родников, речушек, речек,
Водит в море теплоходы,
Распрямив крутые плечи.
Инее зря пред нею, сильной,
К океану путь распахнут.
И не зря даны ей крылья
Лебединого размаха.
(Слайд 17)
Ведущий:
1. Кто из известных писателей жил на Алтае? (В. Шукшин, В. Бианки) (Слайд 18)
Назовите курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха) (Слайд 19)
Хозяин алтайской тайги? (медведь) (Слайд 20)
Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом? (облепиху) (Слайд 21)
Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он? (Г. Титов родился в селе Полковниково Алтайского края или в селе Верхнее Жилино Косихинского района) (Слайд 22)
Подведение итогов 1 тура. По итогам 1 тура лидирует…
Игра со зрителями
-Наши команды пока отдыхают, а я предлагаю поиграть с нашими болельщиками. За правильный ответ болельщиков ждет небольшой презент.
(на экране)
1. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
2. Золотое решето черных домиков полно (Подсолнух)
3. В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берет и воронам не дает. (Пугало)
4. На гряде колобок –
Округлый желтый бок. (Репа)
5. Было зеленое платье – атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это –
Платье надела синего цвета. (Слива)
6. Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки (Яблоко)
-Молодцы! А мы продолжаем нашу викторину. Команды, соберитесь!
2 тур «Выберите правильный ответ» (Слайд 23)
Год образования Алтайского края: (Слайд 24)
1930 1947 1937 1935
Что означает слово «Алтай»? (Слайд 27)
синее озеро золотая гора страна горных рек
Столица – административный центр Алтайского края (Слайд 30)
Бийск Рубцовск Барнаул Камень-на-Оби
Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае? (Слайд 33)
лисица соболь рысь горностай
Какое озеро самое глубокое в крае? (Слайд 36)
Малиновое озеро Ая Манжерок Яровое
-Пока уважаемое жюри подводит итоги. Мне бы хотелось рассказать о жемчужине Алтайского края- Телецком озере. (Слайд 39)
Легенда о Телецком озере.
… Давно это было. В неурожайный год, когда опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень, люди бродили в поисках пищи. Одному пастуху повезло: он нашёл кусок золота величиной с лошадиную голову. Радости его не было границ. Пошёл пастух по сёлам в надежде выменять что-нибудь съестное, но люди жили так бедно, что ничего не могли предложить в обмен на такое богатство. Видя, что и золото бессильно помочь ему, пастух поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это никому не нужное богатство в пучину и в отчаянии бросился сам.
С тех пор озеро называют золотым и гора получила название Золотой.
Ведущий: В Алтайском крае немало живописных озер, солёных и пресных. Мне бы хотелось вам немного рассказать о Малиновом озере. Малиновое озеро в Михайловском районе выделяется водою малинового цвета. Но даже не только этим. (Слайд 39- 49)
Малиновое озеро находится в Михайловском районе Алтайского края, в 10 км южнее села Михайловского, у железнодорожной линии Кулунда-Рубцовск.
Уникально цветом воды малинового оттенка, который создают живущие в озере бактерии.. (Слайд 40)
Бессточное, горько-соленое. Оно относится к группе озер Михайловских (Слайд 41)
На берегу расположено село Малиновое Озеро, где работает химическое предприятие с использованием местного сырья. (Слайд 42)
Озеро Малиновое относится к боровым озёрам, группе солёных озёр в Алтайском крае, состоящей из 94 водоёмов.(Слайд43)
Малиновое озеро расположено на территории Кулундинской степи, на юге Западной Сибири.
Но не только окраска выделяет его среди здешних озер. Дело в том, что в воде этого озера все время рождается и растет... камень.
Как оказалось, вода в Малиновом озере насыщена солями магния, а подземные источники, его питающие, содержат соду. Смешиваясь, эти растворы и образуют массу, которая сразу же каменеет.(Слайд 44)
Малиновое озеро являлось собственностью императрицы Екатерины II.
Ежегодно к ее столу поставляли 100 пудов этой соли, и только ее подавали к столу во время иностранных приемов, потому что соль была изысканного розово-малинового цвета.
Объясняется этот цвет тем, что Малиновое озеро населяют микроорганизмы серрации салинарии, которые вырабатывают розоватый пигмент.(Слайд 45)
Дно Малинового озера покрыто солевой коркой, о которую даже можно поцарапать ноги.
Но и соль эта, и грязи озера чрезвычайно полезны.
Вода озера столь насыщена солью, что плавать в ней легко, как в море, и даже говорят, что она почти так же держит на поверхности, как знаменитое Мертвое море. (Слайд46)
Итоги 2 тура. По итогам 2 тура лидирует…
3 тур «Кто больше?» (Слайд 48)
-Вам нужно будет составить как можно больше слов, использовав буквы слова «Заповедник»
Игра со зрителями
Ведущий:
-Что означает слово «Заповедник»?
-Какой заповедник находится на территории нашего края? (Тигирекский заповедник)
Тигирекский заповедник (Слайд 49)
Тигирекский государственный природный заповедник был создан 4 декабря 1999 года
Заповедник расположен в западном Алтае на водоразделе между притоками реки Чарыш и в верховьях реки Алей, на территории Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов Алтайского края на границе с Казахстаном.
-Ребята в каком городе мы живем? А что мы знаем о своем городе? Чем больше мы будем знать родном городе, в котором живём, тем он нам будет дороже.
- Сколько лет нашему городу? (120 лет)
- В каком году был основан наш город? (1892г.)
- Назовите основателя нашего города. (М. Рубцов)
- На какой улице находится памятник М. Рубцову? (п-т Рубцовский)
-Посмотрите на достопримечательности нашего города. Назовите их. (Слайды50-54)
Песня о Рубцовске.
По итогам 3 тура лидирует…
4 тур «Природа Алтая» (Слайд 55)
Ведущий:
Богат наш край красивыми местами. Прекрасен он и в буйном цветении садов, и в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима – так зима, настоящая, с морозами и метелями, уж если лето – то лето! Никого не оставит равнодушным прекрасный мир природы Алтая: его альпийских лугов, покрытым буйным разнотравьем, грустных лесов, стремительных рек, сверкающих ледников и величественно безмолвных гор. (Слайды56-59)
1. Какое дерево, растущее у нас на Алтае, называется «карандашным» деревом? (лиственница, кедр, сосна) (Слайд 60)
2. Не найдётся на свете птицы с более мрачной репутацией. В народных сказках и сказаниях она бывает и мудрой, и хитрой, но очень редко доброй (сова, ворон, филин) (Слайд 63)
3. Какой орех самый жирный и питательный? (земляной, кедровый, грецкий) (Слайд 66)
4. Какое масло идёт на приготовление лучших рыбных консервов? (облепиховое, кедровое, , подсолнечное) (Слайд 69)
5. У какого дерева даже в сильную и на солнце ствол почти не нагревается? (ель, тополь, берёза) (Слайд 72)
Подведение итогов 4 тура.
Ученик: Над тихой речкой светлый бор: (Слайд 75)
Сосна к сосне – как на подбор.
Плеснёт волна в реке со дна,
И к солнцу тянется сосна,
Роняя в полдень на песок
И в туесок янтарный сок. (Г. Панов)
5 тур «Гонка за лидером» (Слайд 76)
Вопросы 1 команде:
Какое озеро называют жемчужиной горного Алтая? (Телецкое озеро)
Сушёный виноград? (изюм)
Метель в степи? (буран)
Вопросы 2 команде
Его орешками питаются белки? (кедр)
Какую птицу в народе на Алтае называют рыбаком? (чайку)
Домашнее животное с красивым мехом и длинными ушами? ( кролик)
Вопросы 3 команде:
Зимняя тёплая обувь взрослых и детей в Сибири? ( валенки)
Степной грызун, впадающий в спячку? (суслик)
Воздушная оболочка, окружающая нашу планету? (атмосфера)
Вопросы 4 команде
Стихийное бедствие, основным виновником которого чаще всего является человек? (пожар)
Охраняемая территория в природе? (заповедник)
Как называется наука, изучающая живую природу? (биология)
Подведение итогов тура.
(Слайд 70)
Скажешь слово Сибирь или Родина –
Наполняется счастьем душа.
И не надо ни власти, ни ордена,
Чтобы грудью полней задышать.
Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,
В недоступные взору места,
Чтоб от солнца весеннего морщиться,
Чтоб частичкой великого стать.
Пробираюсь звериными тропами,
Где деревьев плотней купола,
Чтоб душа, не всегда расторопная,
Мне сильней залюбилось, поверилось
В то, что где-то на месте пустом
Обязательно выращу дерево,
Сына, дочку и выстрою дом. (Алексей Власов)
Ведущий: Вот и закончилось наше очередное знакомство с краем. Спасибо участникам! Спасибо болельщикам! Сейчас жюри огласит итоги, наградит победителей. А мы пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной.
Озвучивание и награждение команд
Гимна МЧС (исполняют учащиеся под руководством муз. работника)
Литература
1. Л.К. Акарачкина, О.М. Винокурова, А.Д. Сергеев "Рассказы о природе и истории Алтайского края", Барнаул, Алтайское книжное издательство 1987г. Б.95 Былины и песни Алтая Из собрания С.И. Гуляева
2. Интернетресурсы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
«Кадетский корпус юных спасателей»
Познавательная викторина
«Краеведческий калейдоскоп Алтая»
(параллель 3-х классов)
Провела учитель начальных классов:
Н.Г. Глушкова
г. Рубцовск
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Алтай и космос вместе 50 лет"
Разработка внеклассного мероприятия "Алтай и космос вместе 50 лет"Цель: • ознакомить учащихся с содержанием фактов и событий, которые связали Алтайский край с космосом...
Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !
Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели : 1. Расширить представления детей о родном крае , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...
Водоёмы Горного Алтая
творческая работа учащегося, которая расказывает о водоёмах встречающихся в Горном Алтае, данный материал может быть использован для занятий краеведением в начальных классах ....
Растения Алтая
Красивы и прекрасны растения Горного Алтая. Посмотрите и полюбуйтесь!...
Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп
Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...
модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп
Конспект урока к модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...
Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".
Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...