Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс.
статья по теме
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". Л.С. Выготский.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
Приоритетная задача - помочь детям преодолеть трудности в начале школьного пути, и ее решение зависит от граммотной и продуманной работы всех специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Несколько лет школа успешно осуществляет разработку и применение на практике методов по использованию преемственных связей дошкольного и школьного звеньев.
Научное и теоретическое обоснование концепции преемственности всех ступеней образования прозвучало в выступлениях предыдущих докладчиков, и в подтверждении этого я хотела бы проиллюстрировать актуальность темы в реализации на примере работы нашего подготовительного к школе звена.
Реализовывая концепцию преемственности дошкольной и школьной ступеней, акцент делается на решение следующих задач:
- эмоциональное благополучие каждого ребенка, позитивное отношение к процессу получения знаний;
- дальнейшее развитие и совершенствование знаний, навыков, умений, приобретенных в дошкольном детстве;
- помощь по устранению несформированных в дошкольном возрасте позиций в различных разделах;
- развитие инициативности, любознательности, творческого видения;
- развитие познавательной, коммуникативной, игровой активности;
- формирование и развитие стремления к процессу получения знаний;
- индивидуализация процесса обучения (с учетом отставания или опережения в развитии).
Аспекты работы логопеда в подготовительном к школе звене.
Психологи, логопеды, учителя, другие специалисты знают, насколько болезненно дается детям и подросткам переход с одного образовательного уровня на другой. Переходные периоды в большей или меньшей степени, сопровождаются кризисными явлениями и сложностями протекания адаптационного периода.
Работая с данной категорией детей, хочу отметить, что при переходе классов на модель шестилетнего начального образования, ряд сложностей, связанных с кризисными явлениями у детей проходит более сглажено.
Статистика показывает, что в настоящее время резко увеличился процент детей, у которых выявлены нарушения логопедического, психофизиологического и соматического состояния. Детям с различными органическими и функциональными нарушениями преодолевать кризисные переходы гораздо сложнее, чем их сверстникам.
Работа с детьми подготовительного класса по методике речевого развития включает в себя несколько направлений:
- выявление и диагностика имеющихся сложностей речевого развития;
- преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
- профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
- совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
- параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых
нарушений — одна из актуальных проблем современной логопедии.
Диагностическое наблюдение за детьми проводится на протяжении нескольких недель, осуществляется в игровой форме на коллективных занятиях.
Усвоение знаний – сложный процесс, он включает в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Наиболее эффективным способом подачи материала, предлагаемого детям дошкольного и младшего школьного возраста, является игра.
Игра для детей - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования окружающего мира, способ моделирования взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Пересказ, описание, рассказ по картинкам с показом действий, движений - в таких играх реализовываются обучающие задачи, развивается не только речь детей, но и воображение и творчество.
В данных группах ребенок получает разностороннее развитие и, что немаловажно, возможность поиграть и пообщаться с другими детьми.
Можно выделить четыре основные ведущие линии развития ребенка — познавательное (в дошкольном возрасте — познавательно-речевое), художественно-эстетическое, физическое развитие и социально-личностное развитие.
Согласно принципу непрерывности эти линии развития должны быть сквозными и проходить как через дошкольную ступень образования, так и через начальную школу.
Сквозные линии развития на этапе дошкольного и начального образования оказываются равноценными.
Воплощая на практике принципы преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования, мы реализовываем такие цели:
- Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе;
- Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования;
- Обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Основная задача - помочь детям преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою маленького человечка. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»
В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...
Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".
Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ....
Мастер - класс на тему "Создание условий для удовлетворения образоательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья"
Пока видят глаза – не понимаешь,что такое зрение....
Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов
Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....
Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе
Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....