Путешествие в страну Экономика
методическая разработка (4 класс) по теме
Содержание образования в школе меняется с учёто обновления социально - экономических потребностей и условий развития общества. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое экономика. что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи. что такое цена товара. от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Курс "Путешествие в страну Экономика" рассчитан на изучение экономики как отдельного предмета учащимися 4 класса общеобразовательной школы. Предлагаемый курс включает 4 раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika1.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое экономика, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление.
На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов), с окружающим миром ( знакомство с природными ресурсами, экологией), с ИЗО(рисование рекламы, объектов экономической деятельности). Загадки, ребусы, кроссворды, задачи с экономическим содержанием носят творческий характер, что способствует активизации познавательной деятельности, развитию фантазии, экономического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать предположения и выводы). Изучение экономики помогает детям освоить понятия и приобрести навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создает основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, способствует выбору специальных предметов, выбору профессии в будущем.
Курс рассчитан на изучение экономики как отдельного предмета учащимися 4 класса общеобразовательной школы. Предлагаемый курс включает 4раздела:
Наука Экономика. Потребности и возможности(11часов).
Учащиеся должны знать: что такое потребности; кто такой потребитель; люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; что такое натуральное хозяйство; необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена; эффективный способ хозяйствования; что такое товары, услуги и реклама.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из- за ограниченности необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; производить обмен на выгодных условиях; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей; уметь составлять рекламу.
Деньги. (9 часов).
Учащиеся должны знать: основные функции денег; что такое цена; что такое банк; как хранение денег в банке может принести дополнительный доход; что такое аренда и арендная плата; кто платит налоги; что такое страхование и как защитить себя и свое имущество от несчастного случая.
Учащиеся должны уметь: привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; иметь представление об истории развития денег в России; объяснять, от чего зависит цена; называть свойства денег; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк; приводить примеры страхования.
Бюджет семьи. (9часов).
Учащиеся должны знать: распределение обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; что такое доход; основным источником дохода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, арендная плата, процент по вкладам в банк; основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее доходами.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, что такое заработная плата; понимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с востребованностью профессий; обосновывать необходимость образования, приобретения профессиональных навыков и умений; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; объяснять, зачем нужен бюджет; сопоставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семейный бюджеты на условных примерах.
Экономика в нашем городе. (6часов).
Учащиеся должны знать: кто такой покупатель и продавец; иметь представление о работе продавца, о правах покупателей, о местах торговли; что такое бизнес; значение планирования городского строительства для его экономического развития; иметь представление о школе как о государственной собственности и о школьном имуществе как общественной собственности; с чего нужно начинать открытие кафе, как обеспечить процветание дела; что такое аукцион и лот.
Учащиеся должны уметь: объяснять, значение бизнеса для экономики города; на выделенные государством деньги, выбрать самое необходимое школьное имущество; проводить аукцион; объяснять, значение лота на аукционе; выбрать часы работы, персонал, оборудование для будущего кафе; составить меню с указанием цен, рассчитать и распределить расходы, затраченные на кафе.
К основным экономическим знаниям, которыми могут овладеть дети к окончанию курса, относятся знания ( факты, понятия), связанные с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны; с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг, о рациональных приемах деятельности с целью сбережения времени и других ресурсов.
Таким образом, преподавание курса экономики учащимся младшего школьного возраста в качестве дисциплины, позволит детям адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Название темы | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
I. Наука Экономика. Потребности и возможности. | 11ч. |
1. | Введение. Первое путешествие в страну Экономики. | 1ч. |
2. | Потребности и возможности. | 1ч. |
3. | Путешествие на необитаемый остров. | 1ч. |
4. | Что такое ограниченность и выбор? | 1ч. |
5. | Путешествие в страну натурального хозяйства. | 1ч. |
6. | Товарное хозяйство. | 1ч. |
7. | Обмен. Бартер. | 1ч. |
8. | Производство товаров и услуг. | 1ч. |
9. | Индивидуальное и конвейерное производство. | 1ч. |
10. | Общественные услуги. | 1ч. |
11. | Реклама. | 1ч. |
II. Деньги. | 9ч. |
12. | Что могут деньги и для чего они нужны. | 1ч. |
13. | Путешествие рубля. | 1ч. |
14. | Богатство. | 1ч. |
15. | Место, где растут деньги. | 1ч. |
16. | Как помочь тем, кто не работает? | 1ч. |
17. | Аренда. | 1ч. |
18. | Налоги. | 1ч. |
19. | Как защитить себя и свое имущество от несчастного случая? | 1ч. |
20. | Что нового узнали о деньгах и богатстве? | 1ч. |
III. Бюджет семьи. | 9ч. |
21. | Что такое семья. Обязанности членов семьи. | 1ч. |
22. | «Хочу» - «Надо» - сделаем выбор. | 1ч. |
23. | Профессии людей. | 1ч. |
24. | Профессии родителей. | 1ч. |
25. | Что мы знаем о наших семьях? Проверь себя. | 1ч. |
26. | Заработная плата. | 1ч. |
27. | Формы заработной платы. | 1ч. |
28. | Бюджет семьи. Доходы. | 1ч. |
29. | Расходы семьи. | 1ч. |
IV.Экономика в нашем городе. | 6ч. |
30. | Покупатели и продавцы. | 1ч. |
31 | Строительный бизнес. | 1ч. |
32. | Экономика в школе. | 1ч. |
33. | Открываем детское кафе. | 1ч. |
34. | Аукцион. | 1ч. |
35. | Заключительное путешествие в страну Экономики. | 1ч. |
ИТОГО | 35ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран
Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...
Программа по внеурочной деятельности "Путешествие по стране "Экономика".
Формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей....
внеурочное мероприятие "Путешествие в страну Занимательная Экономика"
Внеурочное мероприятие для младших школьников Тема: «Путешествие в страну «Занимательная экономика»» (в рамках реализации национальной программы повышения финансовой грамотност...
Игра-путешествие "Чему учит экономика"
Цели:• систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу; помочь детям увидеть свои успехи, достижения и осознать необходимость новых знаний;Планируемые результаты: учащиеся нау...
Со сказочными героями в страну Экономику
Конспект занятия по Основам финансовой грамотности в 1 классе...
Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики» (с применением интерактивных технологий)
Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики»(с применением интерактивных технологий)...