Духовно-нравственное становление личности младших школьников
статья (1 класс) по теме
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Першинская средняя общеобразовательная школа Киржачского района Владимирской области»
Духовно-нравственное становление
личности младших школьников
Автор: Реутова Оксана Николаевна
классный руководитель
2- го класса
п. Першино 2011 год
Стержень духовно – нравственного воспитания – это патриотизм. Этому нельзя научиться. Патриотизм, вера, любовь, уважение к культуре народа не могут быть просто перенесены в личный опыт ребенка, этот опыт складывается в практической деятельности, в общении, в творчестве. Как сделать так, чтобы наши дети не утратили духовную связь со своей малой родиной, родным Отечеством, его культурой?
Есть одна ценность, которая поможет в этом. Это фольклор — художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система воспитания детей, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе, причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех. Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства. Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.
У каждой школы есть свои изюминки, которыми она гордиться. Есть эта изюминка и у нас. Мы - это учащиеся 2-го класса, я - их классный руководитель Реутова Оксана Николаевна и родители моих учеников. Мы решили обратиться к чудодейственному роднику живой воды– духовным традициям и обычаям русского народа, к своим корням. « Вода чиста у истока»,- гласит народная мудрость, и мы начали свою работу с первоклашек, которые пришли в школу в 2009 году. Так появился фольклорный кружок «Родничок».
На занятиях кружка русский фольклор не просто изучается.
Цель моей работы - формирование русского менталитета через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
Передо мной стоят задачи
Помочь детям младшего школьного возраста прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев, обрядов, традиций.
Развить сознательное отношение к творческому процессу пения, рисования, дикламирования.
Развитие выразительных эмоций, настроений.
Развитие инициативы и творчества детей
Формировать положительное отношение, интерес к содержанию русского фольклора.
Создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Кружковая работа реализуется по трем направлениям:
Учебно-воспитывающая деятельность;
Досуговая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя организацию и проведение творческих мастерских, посиделок по интересам, проектно- исследовательскую деятельность, которая служит созданию развивающей образовательной среды, поэтому главным направлением кружковой работы является проектная деятельность.
Досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники.
Оздоровительная деятельность обеспечивает организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований на основе народных игр.
Форма организации работы с детьми в рамках кружка - театральная самодеятельность. В репертуаре нашего кружка - сценические композиции на тему традиционных народных календарных праздников: «Осенины», «Покров-батюшка», «Кузьминки», «Рождественская ёлочка», «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Масленица широкая», «Христово воскресение». Интересны и другие праздники: «Лапти-лапоточки», «Русский самовар», «Красный сарафан», «Тепло руку греет», «Встреча весны», «Русский платок», «Печка - всему дому голова».
Одним из ведущих направлений кружковой работы является проектная деятельность. В рамках фольклорного кружка были разработаны и реализованы проекты «Синь России», «История создания русской матрешки», « Производство Павлово-Посадских платков».
Формула нашего успеха - тесная связь с нашими родителями. Под их чутким руководством создаются великолепные сценические костюмы, они достают и приносят раритетные предметы одежды и быта, оформляются сцены для выступлений.
В ходе проведения различных праздников, игровых программ, презентаций исследовательских работ по крохам сложились экспозиции: предметов быта «Кухня на старинный лад», одежды «Бабушкин сундук», «Красный сарафан», «Русский платок» ,старинных украшений « Барышня - крестьянка»и др. Вся эта выставочная работа привела к идее создания фольклорного музея «Музея народного быта».
Давайте совершим короткую экскурсию по нашему музею. Здесь представлены следующие экспонаты:
Предметы крестьянского быта: чугунки, крынки, коромысло, ложки, ковши, ухваты, утюги, самовар, лукошки.
Предметы рукоделия: скатерти вязанные крючком, подзоры, занавески, половики-дорожки, вышитые полотенца и скатерть, салфетки.
Предметы, позволявшие изготавливать нить и пряжу, вязать и плести кружево: прялки, веретена, коклюшки.
История народных промыслов- (Жостово, Хохлома, Гжель), а также куклы - самоделки из ткани, ниток и соломы, Павлово-Посадские платки.
Исследование этого аспекта (создание музея) дает возможность задействовать эмоционально-чувственную сферу учащегося. Музейный предмет перестал быть чем-то абстрактным, у детей появился неподдельный интерес к изучаемому предмету. На первый взгляд посмотреть - все просто, а с другой стороны – само в руки проситься, сердце греет, на лад с целым миром настраивает.
У моих учеников есть интерес к изучению нового, я всегда буду помогать им удовлетворять их жажду знаний, поддерживать стремление к прекрасному. А о том, что это им необходимо, свидетельствуют отзывы детей и родителей («Должны существовать музей, которые не дают умереть истории России и помогают донести ее до новых поколений…», « Фольклорные занятия помогают понять наш народ», Музей дает возможность детям «погрузиться» в мир народной культуры…», «занятия с использованием достоверных старинных предметов народной старины позволяет создать эмоциональный настрой, делающий занятия более плодотворными...», «Мы приходим в музей, как приходят в гости к радушной хозяйке, садимся за стол, общаемся, даже играем...» и др.)
В 2010 году ребята приняли участие в районном конкурсе фольклорных коллективов, где за постановку мини-спектакля «Вспомним нашу старину» заняли первое место в младшей возрастной категории. В течение года мы принимаем активное участие в школьных праздниках, выступаем со своими сценическими композициями в ДК п. Першино, в сельской библиотеке. В этом учебном году работа нашего фольклорного кружка была представлена на районном семинаре учителей начальных классов «Организация внеурочной деятельности младших школьников».
В данное время ребята готовятся к очередному районному конкурсу, который состоится в апреле 2011 года.
Уровень самореализации учащихся в кружке-100%
Уровень самореализации родителей в кружке-100%
Уровень удовлетворенности детей – 100%
Уровень удовлетворенности родителей– 100%
Уровень самореализации учащихся в кружке-100%
В результате активного использования метода проектов у детей развивается способность к творчеству, мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность, формируются исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные умения. Работа над проектом способствует сплочению классного коллектива.
Деятельность нашего фольклорного кружка заметна всему коллективу детей, родителей, педагогов, и поэтому за два года существования нашего коллектива отмечен рост желающих участвовать в работе кружка детей, родителей, педагогов других классов.
Духовно - нравственное воспитание на основе народных традиций и обычаев - единственный верный путь возрождения России. Вперед же люди добрые! Не дадим затмить светлый взгляд нашего народа, не дадим отравить его ум, ожесточить его сердце! Русская духовность. Без этого России не быть. Давайте же объединимся под знаком любви к своему Отечеству, русскому народу, его культуре! Будем творить светлое дело воспитания школьника, великого русского человека, гражданина, достойного продолжателя дела великих предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника
Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...
«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»
Аннотация Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения для включения детей в творчески развивающую жизнь. удовлетворение л...
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.
В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....