Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности учащихся.
статья на тему

Содержит материал о проектной деятельности учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности  учащихся.

Сегодня активно обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Обучение становится практико-ориентированным, что помогает сделать его более значимым для обучающихся, которые видят для чего нужны знания. Такой ученик легко найдет свое место в обществе.

Меняются и методы обучения. Особое место уделяется творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Фундамент подобной деятельности я начинаю закладывать уже в начальной школе. Учащиеся младших классов учатся быть активными, анализировать, оценивать собственную деятельность, делать выводы. Немаловажную роль играет проектная деятельность, которая дает возможность в дальнейшем ученикам средней и старшей школы заниматься более серьезными  исследованиями.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Этот метод привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонниками метода проектов в советской России были В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев.

После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской .  Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.  Проблемы, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, были взяты из реальной жизни, являлись значимыми для ученика.

В современной школе метод проектов широко и успешно используется. Метод претерпел некоторые изменения, но задача осталась прежней -стимулирование интереса обучающихся к самостоятельной деятельности, направленной на решение практических задач.

Цель  работы заключается в разработке практики организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на развитие их мышления, выработку практических навыков, а также опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Определить основные направления и методику организации исследовательской и проектной  деятельности учащихся.
  2. Определить возможности использования созданных проектов в образовательном процессе и осуществить внедрение некоторых из них.
  3. Исследовать эффективность организации проектной  деятельности учащихся, выявить ее развивающее влияние на личность учащегося.

Работая по УМК «Перспектива» (автор Л.Ф.Климанова), я предлагаю своим ученикам уже с первых дней темы для собственных мини-проектов. Сначала мы берем темы близкие и понятные первоклассникам. Затем идем по пути усложнения.

Например, в 3 классе мы работали над проектом «Влияние почвы на рост растений». В ходе работы шло изучение влияния почвы на всхожесть и биомассу растений. Образец почвы №1 был подвергнут влиянию антропогенных факторов, образец №2 - почва из лесных массивов. Выяснилось, что биомасса  кресс-салата, посеянного в  почву (образец №1) значительно меньше, чем биомасса кресс-салата, посеянного в плодородную лесную почву. Частота всходов также имела отличия. Негативное влияние человека на почву было явно видно. Работа имела экологическую направленность.

Наиболее интересным оказался проект по русскому языку в 4 классе. Он назывался «Слова-пришельцы» и был связан с изучением иноязычной лексики. Сначала участники проекта изучили, какой пласт иноязычной лексики содержится в детской литературе и мультфильмах, затем провели исследование:  насколько одноклассники знают значения иноязычных слов. Выяснили, что значение многих слов вызывает затруднения, а часть слов просто незнакома.

Итогом работы стал выпуск словарика иностранных слов для обучающихся начальной школы «Умный совенок».

В прошлом учебном  году обучающиеся Халилова Элина  и Илясова Даша в рамках уроков окружающего мира начали работать над проектом «Город просит о помощи» (обращение к жителям с просьбой о соблюдении чистоты). Девочки от лица города рассказывали о том,  в какой помощи  нуждается Саратов. Они с фотоаппаратом гуляли по городу, делали снимки того, что наш город совсем не украшает – кучи мусора, голодных бездомных животных, разбитые дороги и искалеченные зеленые насаждения. Проект  завершился уборкой мусора в своем дворе и приведением детской площадки в надлежащий вид.

При организации проектной  работы я учитываю возрастные психолого-физиологические особенности ребят моего класса. Темы выбираю из содержания учебных предметов или близкие к ним. Стараюсь, чтобы проблема проекта была в области познавательных интересов ребят и находилась в зоне их ближайшего развития. Длительность проектов ограничиваю 1-2 неделями или 1-2 уроками. Более длительные сроки выполнения проекта снижают заинтересованность ребят.

Выводы: Проекты в начальной школе являются первой ступенькой для дальнейшей более серьезной исследовательской работы в будущем, ведь они связывают теорию и практику, учат проблемно мыслить и помогают реализовать свои способности и интересы. Это повышает мотивацию ребят к учебной деятельности.

Мы планируем опубликовывать результаты проектной и исследовательской работы в детских научных журналах. Это будет еще больше побуждать ребят к исследованиям, творческим работам и поможет сделать шаг к более серьезным открытиям в будущем.

Список литературы

1.Новикова Т.А Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000, с.151-157

2.Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, №4, 2000, с.52-55

3.Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.//Портал для детей, родителей и педагогов. Дети-66.ru



Предварительный просмотр:

Современный взгляд на формы контроля у выпускников начальной школы

Ковылова Н.С

лицей №3 им.А.С.Пушкина

        Современный мониторинг  качества образования в начальной школе должен      отследить учебные достижения ребенка как в  учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и в метапредметной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ребенка в различных областях. Необходимо отметить, что поступающие в школу дети должны проходить тщательное тестирование, которое определит, на какой ступени развития находится ребенок в данный момент, готов ли он понять и принять учебную задачу и какова его зона ближайшего развития.

        На сегодняшний момент выпускникам начальной школы в нашем лицее  предлагают итоговую аттестацию в форме тестирования по одному из 4 основных предметов и контрольные работы по математике и русскому языку.  Также  в течении 2-3 лет собирается папка достижений- портфолио  каждого учащегося.  Хотя портфолио во многом отражает потенциал ребят и дает довольно полную характеристику, но на мой взгляд, не может полностью охарактеризовать  способности ученика.

        Учитывая то, что сейчас ценится умение применять знания в нестандартных ситуациях, а также умение выполнять практические задачи, умение ориентироваться в потоке информации, можно ребятам предлагать в конце 4 -го года обучения защитить проект по интересующей его теме по любому из предметов. Это может быть математика, английский, изобразительное искусство, музыка, спорт, основы химии, физики, астрономии. Темами для индивидуального проекта могут стать «Величины», «Слова пришельцы», «Из истории сказок», «Мой город среди других», «Что я узнал из уроков английского о Англии», «Реки и озера моей Родины», «Такой загадочный Марс»,«Великие полководцы», «Страшные страницы истории России», «Мой любимый художник», «Музыка и я» и др.

        Можно организовывать выставки достижений: рисунки, поделки, анимационные работы, литературные пробы (лучшие творческие работы), и т.п.

         Наряду с контрольными, срезовыми тестовыми работами, можно предлагать работы, где ребятам нужно решить какие – то практические задачи, проверяющие межпредметные знания.  

        Подобная работа может быть составлена по теме: «Я еду на Ямал», где ребятам  необходимы  знания, полученные на уроках окружающего мира по теме: «Природные зоны», навыки работы с картой,  умение расчитывать расстояние по формуле, зная скорость и время, а также навык письменного выражения собственных мыслей. В ходе работы ребятам будет предложено вспомнить рассказ М.Зощенко «Великие путешественники, и дать оценку главным героям; «Мой дом», где ребятам будет предложено расчитать месячный доход и расход семьи, расчитать площадь комнаты для покрытия пола паркетом, расход электроэнергии, составить рассказ о своей комнате,вспомнить рассказ «Бобик в гостях у Барбоса», или «Живая шляпа» порассуждать о героях, оценить их поступки, а также «Мой питомец», где ребята вспомнят рассказ Б.Жидкова «Про обезьянку», смогут подсчитать расход времени и денежных средств на своего любимца, вспомнят классификацию животных, природные зоны, придут к выводу, что мы в ответе за тех, кого приручили.

        Инструментарий оценивания работы прост: 100-80% выполненного задания - высокий уровень обученности, ниже 80%, но выше 60%- средний уровень, от 30%-60%- низкий, ниже 30%- очень низкий.

        Подобный контроль в игровой форме даст возможность ребятам применить свои знания  в условия приближенных к естественным, затронут вопросы нравственности, повысят значимость обучения в собственных глазах и снимут напряженность и волнение. Ведь это не контрольная, а увлекательная игра.

        После тщательных мониторинговых исследований (контрольные, срезовые работы, защита проекта, игрового маршрутного листа), ребята и их родители будут четко представлять на какой ступени развития находится обучающийся, какие есть проблемы на сегодняшний день, т.е с каким багажом учащиеся переходят на следующую ступень обучения.

Приложение 1

Маршрутный лист по теме: «Я еду на Ямал»

  1. Расшифруй слово:

27513

147638

920184

179962

106

179962

15399

920184

2693

13053

179962

529·34=Е        40008·23=Т      3285+12114=С     24806-11753=И      13465:5=В     442914:3=У

Ш·7=742         П:9=3057

 Мы тебя приглашаем отправиться на север нашей страны. Вспомни и напиши какие моря омывают нашу страну с севера?  ________________________________

Какие северные реки  нашей страны ты знаешь? (можешь воспользоваться картой)________________________

 В какой климатической зоне находится полуостров Ямал? Каких животных мы можем встретить? Чем занимаются местные жители?_______________________

 Что необходимо взять в поездку в  августе (вычеркни лишнее: теплые вещи, сарафан, сапоги, сланцы, москитная сетка, купальник, матрас, крем от загара).


Мы летим из Саратова на Ямал. До Москвы мы доехали на поезде за 16 часов, двигаясь со средней скоростью 90 км/час. Там пересели на самолет и пролетели 6часов со скоростью 1200 км/час. Оставшееся расстояние в 130км мы пролетели на вертолете. Какова длина всего пути?

         Вертолет может выдержать не более 1123 кг груза. В салоне  уже 8 человек. У каждого по 113кг. Какой максимальной массы багаж мы можем провести?

Мы прибыли. Нас  (елоин) довезли до домика. Разгадай слово. Сделай фонетический, морфолигический анализ этого слова, подбери однокоренные слова и разбери их по составу. Составь предложение с исходным словом по схеме ___________ ------------ ======= .-.-.-.-.-  .

Опиши это животное.

Как долог был наш путь в эти дикие, но необыкновенно красивые места. А вспомни рассказ М.Зощенко «Великие путешественники». Ребят тоже тянуло к приключениям. Кто главные герои? Как ты к ним относишься? Одобряешь ли ты их поступок? А как бы ты повел себя оказавшись на их месте? Чему нас учит этот рассказ? Составь план этого рассказа. Если ты будешь искать этот рассказ в библиотеке, что тебе в этом поможет? Как найти нужную книгу?

Нам пора возвращаться помоги вспомнить название прибора, который поможет сориентироваться на местности. Как он устроен? Ты молодец, с испытанием справился!

Приложение 2

Маршрутный лист по теме: «Мой дом»

        Мы тебе предлагаем немного поразмышлять на тему «Мой дом». Мысленно перенесись туда, где ты живешь, т.е. к себе домой.

        Опиши свой дом (свою комнату). Какой он? Кто там живет вместе с тобой. Что особеннного? Кто создает уют? Выскажи свое отношение к твоему дому.

        Составь и запиши как можно больше слов  к слову «жить». Разбери их по составу. Сделай фонетический и морфологический разбор слова «жилище». Составь и запиши  предложение, разбери его по членам.

Лесника, хижина, леса ,на, окраине, самой, стояла .

        Конечно, в твоей квартире есть освещение.

Лампы накаливания потребляют 60 Квт в месяц. Если их заменить на энергосберегающие, то расход электроэнергии уменьшится на 1/3 часть. Рассчитай сколько рублей составит экономия, если 1 Квт стоит 2 рубля.

        У тебя наверняка возникал вопрос: «Почему мама часто не покупает то, что ты очень хочешь и ждешь». Почему это происходит?

Давай подсчитаем доходы и расходы семьи. Допустим, что мама получает 8 тысяч рублей, а папа 15 тысяч. Найди чему равны затраты на квартиру и питание и сколько остается на остальные нужды (телефон, интернет, одежду, лекарства, предметы первой необходимости).

Гор. вода

480

Хол. вода

422

Газ

119

Свет

139

Отопление

3115

На питание уходит около 7 тысяч. Сколько денег остается?

Если экономно расходовать денежные средства, то можно летом сделать ремонт в ванной. Например, вы решили заменить плитку. Пол имеет форму прямоугольника 6 на 12м. Пол надо выложить плиткой размером 20см на 30. Сколько плиток нужно купить, чтобы хватило на пол, но и не осталось лишнего?

Молодец, работы по ремонту подходят к концу. Пора приводить руки в порядок. Открываем кран  и можем хоть руки мыть, хоть купаться. А как попадает вода к нам в дом? Попробуй объяснить? Из какой реки вода попадает к тебе домой? А что такое река? Напиши какие еще реки ты знаешь. Как называются части реки. Где в природе содержится вода? Всю ли ее можно использовать для питья? Подумай, как нужно относиться к пресной воде?

        Ну что ж, день подходит к концу. Ты сегодня хорошо потрудился и не заметил, как стемнело. Но мамы долго нет. А вспомни рассказ В.Драгунского «Он живой и светится», где Дениска вечером сидел во дворе и ждал маму. Каким мы увидели Дениску? Почему он поменял самосвал на светлячка? Поняла ли мама его поступок?



Предварительный просмотр:

Непрерывность экологического воспитания в школе

        «Не надо ждать милости от природы, взять все у нее наша задача». По этому принципу человек выстраивал свои отношения с природой долгое время. Результат такого  потребительского отношения мы наблюдаем сегодня и его очень сложно изменить.Поэтому сейчас огромное внимание отводится экологическому воспитанию. Именно оно должно помочь сформировать не «потребителя», а «созидателя». Процесс этот длительный. Начинается с начальной школы и заканчивается в старших классах.

        Интегрированный курс «Окружающий мир»,  направлен на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек- природа- общество», воспитание бережного отношения к природе  (нашему общему дому) и правил поведения в ней.

        Важной  задачей курса «Окружающий мир» (А.А.Плешаков,  М.Ю.Новицкая) является формирование эмоционального отношения к окружающему миру, единству природы и общества, формирование гражданина с активной жизненной позицией. На уроках затрагиваются вопросы экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы,    использование учащимися в своей деятельности посильных способов охраны природы.

        Помощь в реализации поставленных задач, оказало участие моего класса в проекте «Зеленая Аллея Памяти». Ребята разделились на группы «ученые - экологи», «дизайнеры», «журналисты», «фотографы».        

          Работа по формированию экологически грамотной личности с активной жизненной позицией в рамках проекта, сформирует у детей ответственне отношения к природе, будет способствовать росту интереса учащихся к изучению природы, позволит познакомить ребят с проблемами, стоящими перед обществом, поможет сделать школьников живыми участниками созидательных процессов.

        Работа началась с размышления о том, какова же роль растений в природе и жизни человека. Как человек относится к растениям, окружающих его, и что в свою очередь могут рассказать растения о нас с вами. В ходе работы была составлена «Жалобная книга», где расстения делились своими переживаниями и надеждами на лучшую жизнь. Позже в нашем классном мини-театре была поставлена пьеса «Услыште лесные голоса». Ребята, совместно с родителями помогли с костюмами, чтобы ребята могли перевоплотиться в растения леса. Были взяты представители расных «этажей». Травы – мать - и – мачеха, подорожник, ландыш, кустарники – шиповник, дикий терн, деревья – береза, липа, дикая яблоня, дуб. Дома ребята пофонтазировали  и написали сказку «Какое дерево самое важное».

        Среди жителей нашего города был проведен опрос «Какое у вас самое любимое дерево и почему?» Высказывалиьс разные мнения, но наиболее любимым оказалась береза, как символ России. Второе место заняла липа. Она, по мнению саратовцев, необыкновенно приятным ароматом во время цветения, а также обладает лечебным эффектом. Третье место занял дуб. Он у наших земляков ассоциируется с силой и мощью. Также дерево дает большую тень и может спасти от жары в летний период. Выяснив приорететы саратовцев, мы решили выпустить книжки- малышки, где «обиженные» представители флоры скажут свое мнение.

        Группа «фотографов», погуляв по городу, сделала ряд фотографий и принесла в класс. Мы увидели что некоторые деревья погибли. Причины были различные. Это вымерзание после зимы после зимы, полохая сохранность хвойных деревьев, которые в условиях высокой загазованности с трудом выживают, антропогенные факторы. Стали думать, а каким бы мы хотели видеть наши улицы, парки и скверы. Записали свои мысли в сочинении на тему. «Каким должен быть зеленый наряд города». Оказалось, что все хотят видеть город зеленым и чистым, и зависит это только от нас. Начать можно со своего двора. Самым красивым в Саратове безусловно является Городской парк «Культуры и и отдыха» им.Горького. Но даже там мы всречаем затоптанные газоны, сломанные ветки и нацарапанные имена на стволах деревьев. Мы решили создать свой  видео ролик, который бы мог заставить задуматься людей над тем, что они делают.

        На следующих занятиях мы приступили к работе над проетом «Парк моей мечты». Каждый месяц мы выпускаем газету «Зеленые вести», где помещаем интересный материал о растениях как нашего региона, так и мира. Есть рубрика это интересно. Ребята составляют сами кроссворды, загадки, стихи и сказки.

Был объявлен конкурс на лучшую экологическую эмблему.Для газеты была выбрана лучшая эмблема, символизирующая ответственное отношение к природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Спасибо, начальная школа"

Учебный проект предусматривает образовательные цели – расширить представление о поэзии школьной тематики, разучить новые песни, танцы.  Воспитательные - воспитывать толирантность, сплочённость, ...

Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)

Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Классификация учебных проектов в начальной школе

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который  получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследов...

"Учебный проект в начальной школе"

Выступление на педагогическом совете комплекса...

"Учебный проект в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Семинар учителей комплекса по преемственности начальной школы и основного общего образования...

Разработка учебных проектов в начальной школе

Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявит...

Этапы работы над учебным проектом в начальной школе.

Данный материал поможет обучающимся начальных классов вести работу над проектом, оформить его....