Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе
учебно-методический материал по теме
Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы.
Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе
Самсонова О.Н. руководитель кафедры начальных классов МОУ СОШ № 35
Сегодня школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.
Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса.
Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?».
В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей деятельности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.
Основная задача начального общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из их гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Сразу же, в первые дни обучения каждый учитель исследует и составляет диагностическую карту первоклассника, опираясь на психологическое тестирование (входную диагностику), с целью зафиксировать начальный результат. Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его успехи в обучении, скорректировать образовательный процесс.
Систематическая диагностика («Лист личных достижений») помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребёнка, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество образования.
В ходе работы по данному вопросу нами выработан алгоритм действия учителя при оценке качества образования в процессе развития личности ребёнка , его познавательных и созидательных способностей, формирования целостной системы универсальных учебных действий.
- Определение способностей и возможностей каждого учащегося
- Определение критериев обученности
- Уточнение цели диагностики.
- Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.
- Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.
- Определение сроков проведения диагностирования.
- Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.
- Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики
- Коррекция учебного процесса в соответствии с полученными результатами
В зависимости от текущих целей учитель может оценить результаты учебной деятельности каждого ученика или класса( «Сад успеха»), определить относительное место учащегося в классе, выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, что позволяет оценить эффективность работы педагога с конкретным ребёнком, своевременно проводить коррекцию успешного обучения, для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная система сочетания индивидуальной деятельности с работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития. То , что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, в малой группе.
Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.
Безусловную ценность для формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности представляет портфолио ученика («Портфель достижений») .Основные цели и задачи ведения порфолио:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
.
Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приёмам рефлексивной самооценки.(«Волшебная линеечка», «Знаковая оценка», «Баллирование»…) Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений , компетенций, видов и способов деятельности.
Известный физик Ландау дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто», А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Концепция модернизации Российского образования» «Развивающемуся обществу - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Изменились приоритеты образования ценность знаний самих по себе универсальные учебные действия
Портрет выпускника любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Задачи начального общего образования Развитие общей культуры, эрудиции ребёнка Развитие умений необходимых для успешной учебной деятельности; способности самостоятельно добывать и применять знания; готовности к самообразованию, навыков самоконтроля, самооценки; Развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, личной ответственности за результаты обучения; Развитие интереса к учению, устойчивой учебной мотивации; Развитие умения эффективно взаимодействовать с окружающими
Алгоритм оценки качества образования Определение способностей и возможностей каждого учащегося Определение критериев обученности Уточнение цели диагностики. Определение темы, содержания, форм, методов диагностики. Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов. Определение сроков проведения диагностирования. Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных. Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики Коррекция учебного процесса в соответствии с полученными результатами
Инструментарий диагностики Контрольно-измерительные материалы Тесты Рефераты Маршрутные листы Портфолио
Оценка развития личности ребёнка Листы личных достижений Портфель достижений Диа гности ческая карта первоклас сника
Приёмы рефлексивной самооценки + ? - % «Процентная» «Лесенка успеха» . «Волшебная линеечка» « Знаковая оценка» «Баллирование
Ландау «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто»
СПАСИБО! Желаем успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Из опыта работы по созданию системы управления качеством образования в начальной школе
Из опыта работы...
Проектирование модели управления качеством образования в начальной школе
В статье представлен опыт работы школы по проектированию модели управления качеством образования....
Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС
В данном разделе опубликован материал "Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС"...
Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе
Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...
Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.
Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...
Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.
В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...