Рабочая программа "Основы исламской культуры"
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Фархутдинова Елена Александровна

Календарно- тематическое планирование к курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы исламской культуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл islam.docx85.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОРКСЭ)

Основы исламской культуры

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк,  А.М.Кондаков,  В.А.Тишков] –  М.Просвещение, 2010  г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные Российской академии наук,  Российской академии образования, Федерального института    развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].    

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.                

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.                

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4—5 кл.        

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4—5 кл.                

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4—5 кл.                

6. Основы светской этики. 4—5 кл.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,  требованиям к результатам освоения учебного содержания,  достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных,  понятийных,  ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11  лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России,  на понимание их значения в жизни современного общества,  а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного,  честного,  достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,  готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу  во имя социального сплочения.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного  содержания должно обеспечить:

  1. Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
  2. Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
  3. Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
  4. Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным и духовным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1.  Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, который  предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащихся  за весь курс.

 Учебно- методическое обеспечение:

  1. «Основы светской этики» учебник для 4-5 класса  четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.
  2.  Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
  3. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
  4. Книга для учителя «Основы религиозных культур   и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.
  5. Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)
  6. Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  7. « Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.
  8. Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр»  Академия 2008 год.
  9. Граждановедение   5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год
  10. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани,  Издательство «Учитель»
  11. «Это стоит запомнить» А. Дорохов,  Москва 1961год
  12. «Начала мудрости»  50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.

Материально- техническое обеспечение курса:

      Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально- техническом обеспечении.

        Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и  средства материально- технического обеспечения:

  1. Технические средства обучения(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной  демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СД и ДВД, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника.

  1. Экранно- звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематические связанные с содержанием курса;

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно- методические комплекты, обеспечивающие изучение учебного курса ОРКСЭ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государств и религиозных организаций;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

- научно- популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники;

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная культура;

- художественные альбомы;

  1. Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Диагностика достижений результатов

- устный опрос (фронтальный, индивидуальный)

            - письменный опрос (работа по карточкам, тестирование, анкетирование)

- творческая работа ( составление презентации, рефераты)

Тематическое планирование

Модуль «Основы исламской культуры»

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы исламской культуры

28

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

1

Пророк Мухаммад –  образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

1

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

1

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

1

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1

Общие принципы ислама и исламской этики.

1

Столпы ислама и исламской этики.

1

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

1

Обязанности мусульман.

4

Для чего построена и как устроена мечеть.

1

Мусульманское летоисчисление и календарь.

1

Творческие работы учащихся.

1

Подведение итогов.

1

Ислам в России.

1

Семья в исламе.

1

Нравственные основы семьи в исламе.

1

Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

1

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

1

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

1

Забота о здоровье в культуре ислама.

1

Ценность образования и польза учения в исламе.

2

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

2

Искусство ислама.

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Подготовка творческих проектов.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

Поурочное планирование. Модуль «Основы исламской культуры»

При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» раздел 3, гл.4 Ислам.

Урок 1. Россия  - наша Родина.

Формы и виды деятельности учащихся: слушание рассказа учителя, обсуждение,  работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: традиции, ценность, духовные традиции

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены пейзажи разных уголков страны, города и т.д.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.
  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.

Подведение итогов беседы.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий по материалам прочитанного текста пособия для учащихся.

Сколько народов живут в России?

Что такое традиции?

Что такое духовные традиции?

Какого человека называют духовным?

  1. Работа с культурными концептами ключевых слов отечество, родина 
  2. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
  3. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  4. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Домашнее задание:

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Урок 2 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

(История возникновения ислама)

Виды  и формы деятельности учащихся: участие в учебном диалоге,  выборочное чтение, устный рассказ тему домашнего задания.  

Средства наглядности: выставка книг (или фотографий с видами местности, аравийского пейзажа, архитектурных строений, видов города Мекки и т.д.) о станах, где исповедуют ислам, географическая карта, фотографии  арабов в пустыне.

Основные термины и понятия: ислам, арабы, язычники, паломничество

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания: рассказ школьников о традициях, которые приняты в их семьях.

З.Запись в тетрадь темы урока

4. Работа с учебным текстом пособия:

- Самостоятельно познакомьтесь с текстом параграфа «История возникновения ислама»

- Прочитайте вслух фрагменты текста,  которые помогают ответить на вопросы:

Что такое ислам?

Каково значение слова ислам?

Какую страну называют колыбелью ислама?

Кто такие язычники? По каким правилам они жили?

Что такое паломничество? Как называют паломничество в исламе?

Какой город мусульмане совершают паломничество и почему?

Что сделало Мекку известной? Каким был храм Кааба?

- Работа в тетради:

Объясните значение слов. При затруднении обратитесь к тексту параграфа.

Слово «ислам» означает…

Слово «мусульманин» означает…

5. Закрепление основных понятий урока

6. Домашнее задание: Как вы думаете, что означал обычай поения и кормления? Кому он служил помощью?

Урок 3. Пророк Мухаммад –  образец человека и учитель нравственности.  Жизнеописание.

Виды  и формы деятельности учащихся: участие в диалоге, комментированное чтение, пересказ текста,  подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Посланник Бога, Пророк, иудеи, христиане, жизнеописание.

Средства наглядности: фотографий с видами местности города Мекки, Каабы, жилищами бедуинов, миниатюры со сценами из жизни арабов

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания

3. Запись темы урока в тетрадь

4.Чтение текста параграфа  «Пророк Мухаммад – основатель ислама и учитель нравственности»

Вопросы к тексту:

Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада?

Какие качества были свойственны Мухаммаду?        

Какой была семья Пророка?

Кого называют пророком?

Как вы понимаете значение слова жизнеописание ?

5.Пересказ фрагмента текста «Чудесное событие с Мухаммадом в детстве»

6.Закрепление основных понятий урока

7. Домашнее задание: обсудите  с родителями все, о чем вы узнали на уроке. Подготовьте ответ на вопрос: Как Мухаммад стал Пророком?

Урок 4.  Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

( Начало пророчества)

Виды и формы деятельности учащихся: слушание устного рассказа,  чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста

Основные термины и понятия: Коран, Ангел, Божественные откровения, язычники

Средства наглядности:  Коран или изображения Корана.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания: устные сообщения учащихся на тему «Как Мухаммад стал Пророком»

3. Запись темы урока в тетрадь

4. Работа с основными понятиями:

Коран  - это Священная книга мусульман. Слово Коран означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение.

5.Чтение текста параграфа  «Начало пророчества»

Вопросы к параграфу (смысловой анализ текста):

Чем отличается ислам от религии язычников?

Почему люди не сразу поверили Пророку?

О чем говорил Мухаммад в своей первой проповеди?

От каких людских пороков призывал Мухаммад избавиться?

Кто были первыми мусульманами?

Как вы понимаете словосочетание «Божественные откровения»?

6.Закрепление основных понятий урока

7.Домашнее задание: обсудите с родителями вопрос «Как началось распространение ислама»?

Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада  (Продолжение посланнической миссии).

Виды и формы деятельности учащихся: ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности:  Коран или изображения Корана, изображение  городов Таиф, Иерусалим, Мекка

Основные термины и понятия: миссия, вознесение, знамение

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания: сообщения учащихся на тему «Как началось распространение ислама?»
  3. Запись темы урока в тетрадь.
  4. Работа с основными понятиями:

Миссия – предназначение к чему-то очень важному, ответственная роль кого-либо.

Вознесение -  перенесение в высший небесный мир.

Знамение – знак, предзнаменование

4.Чтение и обсуждение текста параграфа пособия для учащихся «Продолжение посланнической миссии»

Вопросы для обсуждения и задания:

Какие тяготы выпали на долю Мухаммада? Как он переносил их?

Расскажите о ночном путешествии Мухаммада  в Иерусалим.

О каких знамениях рассказал Мухаммад своим соплеменникам?

Какие чудеса показывал людям Мухаммад?  

К чему Мухаммад  призывал людей?

  1. Закрепление основных понятий урока.

Домашнее задание: обсудите с родителями тему урока и ответьте на вопрос: «Почему люди стали верить Мухаммаду?»

Урок 6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с текстом параграфа, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: Коран, Суры, Аяты, Сунна, Хадисы

Средства наглядности:  Коран или изображения Корана

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний учащихся:

Какие Священные книги вам известны?

Что вы знаете о Коране?

    4.Работа с основными понятиями:

Сура – глава Корана

Аяты – стихи Суры

Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого Пророка Мухаммада, а также все, что помнят мусульмане о его жизни, поступках и внешнем виде.

Хадисы – рассказы, записанные в Сунне

5.Чтение параграфа «Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада» по частям. Обсуждение темы каждой части.

I часть параграфа « Как построен Коран»

II часть «Как писали Коран»

III часть «О чем говорится в Коране»        

IV часть «Когда мусульманин должен читать Коран»

V часть «Если человек не знает арабского языка, как он может прочитать Коран?»

VI часть «Как мусульмане относятся к Корану?»

VII часть «О чем рассказывает Сунна?»

VIII часть « О чем узнают мусульмане из хадисов?»

  1. Закрепление основных понятий
  2. Домашнее задание: обсудите с родителями хадисы, которые упоминаются в параграфе  «Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада».   Выкажите свое отношение к содержанию хадисов.

Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики  (Вера в Аллаха)

Виды и формы деятельности учащихся: беседа, комментированное тенчие, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мечеть, Аллах

Средства наглядности: изображение мусульманских мечетей,  внутренне убранство мечети

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2.  Проверка домашнего задания
  3. Работа с основными понятиями:

Мечеть – мусульманское богослужебное архитектурное сооружение

Аллах – Бог.

Ангел - Ангелы, как сказано в Коране, сотворены Аллахом из света и полностью подчиняются Ему. Но они не могут распоряжаться судьбами людей. Они живут на небесах, и спускаются на землю, чтобы выполнять все поручения Аллаха. Ангелы отличаются от людей тем, что их нельзя увидеть, не едят, не пьют, не спят.

Джин - джинны отличаются от ангелов тем, что могут быть и добрыми, и злыми, покорными Аллаху и непокорными. Они живут своим особым миром, но могут поселиться и среди людей, помогать им или приносить вред.

Шайтан - самый главный враг человека. Шайтаны сбивают людей с правильного пути, стремятся подтолкнуть их к обману, равнодушию, к бедам, к нечестной наживе денег, лени и другим порокам.

4.Работа с текстом параграфа «Вера в Аллаха»

Во что верит каждый мусульманин?

Что говорится в Коране об Аллахе?

Какие имена есть у Аллаха?

Почему нельзя изображать Бога в рисунках?

Что вы узнали об ангелах? О джинах и шайтанах?

5.Анализ концепта слова милость 

6. Закрепление основных понятий урока

Домашнее задание: обсудите с родителями тему урока и постарайтесь ответить на вопросы:  Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостивым к нему? Чего не нужно делать?

Урок 8. Столпы ислама и исламской этики (Вера в Божественные Писания)

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Божественные Писания, грех, чудо, посланник, столпы ислама

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания
  3. Работа с текстом параграфа «Вера в Божественные Писания»

- Работа с основными понятиями:

Столпы ислама:  свидетельство веры – шахада; молитва – намаз; пост – ураза; обязательная милостыня – закят; паломничество в Мекку – хадж.

Божественные писания - все божественные книги рассказывают о Боге, о вере, о происхождении мира и появлении человека, объясняют, как должны жить люди.

- Чтение параграфа.

- Вопросы для обсуждения и задания:

О каких священных книгах говорится в параграфе?

Кого называют посланниками  Аллаха?

Чем отличаются посланники от других людей?

Расскажите об Исе, спасителе человечества.

- Работа с культурными концептами слов чудо, грех

  1. Закрепление основных понятий урока.
  2. Домашнее задание: обсудите с родителями «Чему учат людей Божие Писания?»

Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей (Вера в судный день)

Виды и формы деятельности учащихся: комментированное чтение, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Судный день, Рай, Ад, Судьба

Средства наглядности: изображения мусульманского рая, мусульманского ада.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания
  3. Чтение и обсуждение параграфа учебного пособия «Вера в Судный день и судьбу»

- работа над основными понятиями: найдите в тексте объяснение понятий Судный день, рай, ад, судьба.

    - вопросы к обсуждению текста и задания:

Что ждет людей в День Великого Суда?

Что означает вера в судьбу?

Каким должен быть мусульманин?

Что делали для людей Посланники Божьи?

   - работа над культурным концептом слов добро, зло.

        4. Закрепление основных понятий урока

         5. Домашнее задание: подготовьте вместе с родителями ответ на вопрос: «Какой путь в жизни должен выбирать человек?»

Урок 10. Обязанности мусульман.

Виды и формы деятельности учащихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний учащихся:

- Вспомните, что называют столпами ислама?

     4. Чтение и обсуждение текста параграфа « Обязанности мусульман»

        Вопросы для обсуждения

Каковы пять столпов ислама? Дайте им объяснение.

О чем говорит свидетельство веры?

Какими словами мусульманин утверждает свою веру?

Когда и как верующие произносят шахаду?

Что значит для мусульманина «делать добро»?

     5.Закрепление основных понятий урока

  1. Домашнее задание: подготовьте с родителями ответ на вопрос : «Каково значение слов шахада для мусульман?»

Урок 11. Обязанности мусульман (Поклонение Аллаху)

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: молитва (намаз), мечеть, минарет

Средства наглядности: мечети (внешний вид), минареты, внутренне убранство мечети

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка домашнего задания.

3. Запись темы урока в тетрадь

4. Чтение текста параграфа «Поклонение Аллаху»

     - работа с основными понятиями

Найдите в тексте объяснение основных понятий: намаз, виды намаза.

     - обсуждение содержания параграфа

Что является главной формой поклонения Аллаху?

Как происходит молитва?

Как готовится мусульманин к молитве?

4.Закрепление основных понятий.

5.Домашнее задание:  подготовьте ответ на вопрос: «Какие существуют традиции посещения мечети?»

Урок 12. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза)

Виды и формы деятельности учащихся: чтение текста параграфа пособия для учащихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам.

Средства наглядности: изображения мусульман за праздничным столом.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся

2.Проверка  домашнего задания

3. Запись темы урока в тетрадь

4.Чтение текста параграфа «Пост в месяц рамадан (ураза)» и обсуждение.

Работа с основными понятиями: найдите в тексте сведения, помогающие  уяснить следующие понятия: пост, рамадан, Ураза-Байрам

Слово учителя

У мусульман два главных праздника — Ураза-байрам - Праздник разговения, которым завершается рамадан, и Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.  

О праздновании Ураза-байрам

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется "чтобы в доме был запах пищи".

Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.

В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о "действительности" прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр).

Садакат-уль-Фитр - особая милостыня.  Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.

Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.

После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса

5.Вопросы и задания для учащихся:

Вспомните, что вы читали о мусульманских праздниках Ураза-байрам.

Как готовятся мусульмане к празднованию Ураза-байрам?

Вопросы для обсуждения:

Кому разрешено не соблюдать пост?

Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?

Какие качества человека развиваются благодаря посту?

5.Закрепление основных понятий  

6.Домашнее задание: обсудите с родителями и подготовьте ответ на вопрос: «Как отмечают мусульмане праздник Ураза-Байрам?»

Урок 13. Обязанности мусульман. Пожертвование – закят.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: пожертвование (закят), подаяния (саадака)

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Запись темы урока в тетрадь
  4. Чтение параграфа учебного пособия «Пожертвование - закят»

Вопросы для обсуждения текста параграфа и задания

Для чего предназначены пожертвования?

Как мусульмане относятся к богатству и к бедности?

Прочитайте притчу о человеке, который погибал от холода и голода. Чему учит эта притча?

Закрепление основных понятий.

Домашнее задание: обсудите с родителями высказывание: «В Судный день тебя не спросят, чей ты сын, а спросят, что доброго ты сделал». Расскажите одноклассникам, как вы поняли эти слова.

Урок 14. Для чего построена и как устроена мечеть. Хадж – паломничество в Мекку

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: мечеть, паломничество (хадж), Кааба Черный камень

Средства наглядности: изображение мечети (внешний вид), внутреннего убранства мечети, виды города Мекки

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

4.Актуализация знаний учащихся:

Что такое мечеть? При изучении каких тем упоминалось о мечетях?

  1. Чтение параграфа «Хадж – паломничество в Мекку»

-Работа с основными понятиями: хадж,

-Перескажите предание о пророке Ибрахиме, Хаджар и их сыне Исмаиле

-Ответьте на вопросы:

Для чего мусульмане приезжают в Мекку?

Как проходит хадж?

6.Закрепление основных понятий

Внеурочная деятельность по теме урока: проведение экскурсии или заочной экскурсии в мечеть.

7.Домашнее задание: поговорите с родителями на тему «Как празднуют мусульмане Курбан-байрам? Что значит для мусульман этот праздник?»

Внеурочная деятельность по теме урока

Урок 15. Мусульманское летоисчисление и календарь.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: летоисчисление, лунный календарь

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Прочитайте фрагмент параграф учебного пособия «Хиджра», где говорится о мусульманском летосчислении и календаре.

Ответьте на вопросы:

С какого времени начинается летоисчисление в исламе?

Как мусульмане определяют начало нового месяца?

Сколько дней и месяцев в мусульманском календаре?

5.Закрепление основных понятий

  1. Домашняя работа: подготовьте ответ на вопрос: «Какой календарь называют  григорианским,  какой мусульманским? В чем их различия?» подготовьте вместе с родителями творческую работу по одной из изученных тем: сообщение, рассказ  и т.д.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 18. Ислам в России.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с географической картой России.

Основные термины и понятия: исламизация, адаты.

Средства наглядности: географическая карта Российской Федерации, изображения (фотографии, рисунки) представителей народов, исповедующих ислам.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

4. Чтение и анализ текста параграфа «Ислам в России»

-работа с понятиями:

Исламизация – распространение ислама;

Адаты – доисламские обычаи.

5.Слово учителя: Для того чтобы жить в мире и согласии с представителями разных культур, надо хорошо знать, понимать и уважать обычаи, которые приняты в этих культурах.

Так,  у мусульман существуют свои обычаи приветствия, о которых должен знать тот, кто приходит в дом к мусульманину.

У мусульман принято приветствовать словами «Ас-саляму ‘аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «Ас-саляму ‘аляйкум»). Приветствует вновь вошедший или подошедший. Перевод этого приветствия звучит как «Мир тебе, Милость и Благость Аллаха». На это приветствие отвечают словами «Уа ‘аляйкум ас-саллям уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «уа ‘аляйкум ас-саллям»). В переводе означает «И тебе желаю Мира, Милости и Благости Аллаха». Принято здороваться обеими руками. Это считается знаком большого уважения.
Женщин приветствуют только словами. Руку женщинам давать нельзя. Это может быть истолковано как оскорбление женщины.

Вопросы для обсуждения:

Какой народ, проживающий на территории России, первым принял ислам?

Какие народы современной России исповедую ислам?

Сколько в нашей стране живет людей, исповедующих ислам?

Как вы понимаете слова «Ислам определил правила жизни, поведения людей, законы, обряды и культуру мусульман»?

Закончите предложения и запишите их в тетрадь:

….лет существует ислам в России.

 ….. – эти российские народы исповедуют ислам.

Выражение «гибкая религия» означает …

5.Домашнее задание: Посмотрите на географическую карту России. Найдите  на ней районы, где проживают народы, исповедующие ислам.

Составить хронологическую карту истории ислама в России.

Урок 19. Семья в исламе.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: семья

Ход урока

1Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

4. Чтение и обсуждение параграфа пособия «Семья в исламе»

Вопросы для обсуждения и задания:

Как относятся мусульмане к семье?

Как распределяются обязанности в мусульманской семье?

Как вы понимаете высказывание «семья – это труд».

Объясните на примерах из жизни вашей семьи, что значит быть: уступчивым, терпеливым, заботливым.

Раскройте смысл пословиц мусульман Кавказа ««Красота – до вечера, доброта – до смерти».

5. Домашнее задание: вместе с родителями составьте расчет расходов семьи на месяц и подсчитайте, сколько надо заработать мужу, чтобы обеспечить эти расходы.  Составьте устный рассказ, в котором опишите, что в течение дня делает для семьи ваша мама или родная тетя.

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: согласие, забота

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Чтение и обсуждение параграфа пособия «Обязанности родителей перед детьми

Вопросы для обсуждения и задания:

С какими традициями воспитания детей в мусульманской семье вы познакомились?

Какой вы хотите, чтобы была ваша будущая семья?

Перескажите вайнахскую сказку «Возвращение счастья». Каков смысл сказки?

Работа с концептом слов согласие, забота.

О чем говорят эти пословицы?

И бурая медведица свое дитя называет беленьким, а ежиха – мягоньким. (Татарская)

Когда птицам и зверям предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего вороненка. (горцы Кавказа).

5. Закрепление основных понятий

6. Домашнее задание: обсудите с родителями и ответьте на вопрос: «Что осуждается мусульманами в течение многих веков у будущих жен и мужей?

Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, анализ ситуаций из жизни, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственные ценности,  почтение к родителям.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

З.Запись темы урока в тетрадь

4.Чтение и обсуждение параграфа «Отношение к родителям и родственникам, к старшим».

Вопросы для обсуждения и задания:

«Рай – под ногами матери». Что это значит?

К кому нужно относиться с почтением и уважением?

Чего никогда не делают по отношению к старшим?

Как вы понимаете высказывание: «Как человек будет обходиться с родителями, так же его дети будут обращаться с ним в старости».

Как поступаешь ты в следующих ситуациях? а как поступит мусульманин?

  1. Ты сидишь, когда вошли взрослые. Как ты поступишь?
  2. Взрослые разговаривают между собой, ты тоже хочешь что-то сказать. Как ты поступишь?
  3. Ты повзрослел, твои родители состарились. Как ты будешь общаться с ними?
  4. Твои тети, дяди, племянники – это твои …Что ты делаешь для них?

5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему (на выбор):

«Я и мои постаревшие родители»,

«Как помочь немощному чужому человеку»,

«Уважай стариков: и сам будешь стар».

Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственные ценности, дружба, кунак, гостеприимство

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

3.Запись темы урока в тетрадь

4. Чтение и обсуждение параграфа пособия «Гостеприимство», «Братская дружба и взаимопомощь»

Вопросы для обсуждения текста параграфа и задания:

-  Как в мусульманской семье принимают гостя?

- Чем отличаются гостеприимные люди – вспомните примеры из жизни.

-  Зачем человеку нужен друг?

- Кто такой кунак?

- Что дает обычай гостеприимства кунаку и самому хозяину?

-  Что значит дружить? Чего никогда не сделает друг?

Дайте токование пословицам татар о дружбе.

  1. С другом жить – никогда не тужить.
  2. Дружба и братство дороже богатства.
  3. С хорошим другом – горы свернешь, С плохим другом – горя хлебнешь.
  4. Добро потеряешь – еще наживешь, Друга потеряешь – никогда не найдешь.

Работа с концептом слова дружба.

5. Закрепление основных понятий

6. Домашнее задание: посоветуйтесь с родителями и  опишите, что надо подготовить заранее для приема гостя. Составьте план рассказа о своем друге

Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственные ценности, любовь к отечеству, миролюбие.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Чтение и анализ  параграфа пособия «Ценности ислама»

Работа над понятиями:        

Вопросы для обсуждения текста и задания:

Что такое нравственные ценности?

О какой вечной ценности говорится в стихах поэтов Салавата Юлаева, Габдулла Тукая, Шараффа Мюдарриса?

Как вы понимаете народную мудрость: «Человек без родины, что соловей без песни»?

Что значит любить родину?

Вспомним тех людей вашей местности, которые, как вы считаете, любили свою родину, сражались за нее, трудились для ее процветания. Расскажите о них одноклассникам.

Чего никогда не сделает человек, любящий свою родину?

5.Закрепление основных понятий

6.Домашнее задание:  посоветуйтесь с родителями, сделайте сообщение или напишите сочинение о знакомом вам человеке и расскажите, что полезного он делает для своей родины.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,   устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия:  халяль

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Слово учителя.

        Каждый мусульманин обязан заботиться о своем здоровье. В Коране и хадисах Пророка очень много сказано о недопустимости наносить вред собственному организму и обязанности сохранять здоровье. В Коране  говорится: "Не бросайте самих себя на гибель". Мусульмане не пьют спиртного и не курят табак.

      Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

     В исламе, считается, что здоровье зависит от того, что и как ты ешь. Поэтому  принята особая культура еды, особые правила, которые называют халяль.

      Халяль" по-арабски буквально означает «дозволено».  Халяль - это продукты питания, выработанные в соответствии с мусульманскими традициями. Мясная продукция Халяль не содержит свинины и ее компонентов.  Халяль продукты могут употребляться в пищу людьми любой национальности и вероисповедания, так как  в широком смысле слова это понятие  обозначает чистоту. Чистота в пище - это отсутствие вредных ингредиентов.

      Существуют также и правила поведения за столом:

     Перед и после трапезы мусульманин моет руки для чего к столу подается кувшин с водой и полотенце Трапезу начинает хозяин и он же дает сигнал к смене блюд.  Едят правой рукой. Не принято есть двумя пальцами, а только горстью или с помощью ложки или вилки.

     Для питья никогда не пользуются общей чашей не пьют прямо из кувшина. Питье всегда наливают в индивидуальную чашку (Даже в пути не следует пить воду из источника лакая или зачерпывая рукой. Следует налить ее в чашку).

        Начало приёма пищи, её завершение сопровождается  ритуальными формулами благодарения Аллаху.

Вопросы для учащихся:

Какие  есть в исламе традиции, которые свидетельствуют о том, что здоровье – одна из великий ценностей человека?

Какие традиции здорового образа жизни существуют в вашей семье?

5.Домашнее задание: попробуйте дома вместе с родителями приготовить блюдо, относящееся к национальной мусульманской кухне  (азербайджанской, башкирской, чеченской и др.) или узнайте рецепты приготовления        таких блюд.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: учение, медресе, мектебе, шакирды.

Средства наглядности: изображение мусульманских школ (медресе и мектебе).

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Чтение и обсуждение текста параграфа

Вопросы и задания для обсуждения:

Как относились мусульмане к учености?

Какими были шакирды?

Что умели делать ученики?

Как относились дети в школе к учению?

Кто и чему учится в мусульманских школах мектебе?

Для чего открывались медресе?

Как вы понимаете слова мудреце : «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому. Ведь уважение заканчивается тогда, когда ты лишишься денег и власти. Но радуйся, если тебя уважают за знания»??

Чему же нужно учиться, чтобы овладеть знаниями?

Работа с концептом слова  учение

5.Закрепление основных понятий урока

6.Домашнее задание: обсудите с родителями и подготовьте ответ на вопрос: «Зачем человеку нужны знания?»

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: медицина, астрономия, математика

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Чтение и обсуждение параграфа пособия «Ислам и наука»

Вопросы для обсуждения и задания:

Какие науки развивались в странах мусульманского Востока?        

Почему так бурно развивалась и развивается наука в исламском мире?

Какие открытия были сделаны учеными Востока?

Назовите имена всемирно известных исламских ученых. В каких областях знаний признаны их научные достижения?

Как повлияли изобретения исламских ученых на науку в Европе?

Выпишите в тетрадь названия изобретений, которые сделаны исламскими учеными.

Домашнее задание: попробуйте вместе с родителями  составить карту вашей местности по образцу, приведенному в тексте.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения (Сабантуй)

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: башкиры, сабантуй, майдан, батыр

Средства наглядности: изображение мусульман во время празднования  народных праздников, иллюстрации с изображением праздничных блюд.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Слово учителя:

Перед началом пашни или в промежуток между пашней и сенокосом проводился праздник сабантуй — праздник плуга. На сабантуй собиралась вся деревня. Накануне празднества молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали. Обычно давали куриные яйца, у молодых невесток собирали тканые или вышитые полотенца, нарядные платки и все собранное относили на праздничный майдан (майзан) — красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре возвышался столб (колга, багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками — подарками победителям состязаний. В тени берез или под навесом рассаживались почетные гости и хозяева, пили чай, наблюдали за происходящим. В центре круга проводились соревнования по борьбе куряш. Сначала боролись мальчики лет семи-восьми, затем постарше. Борцы, перекинув через спины друг друга кушак (билбау), пытались положить противника на лопатки. Оставшиеся один-два самых сильных батыра оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. А самое главное состязание на сабантуе — байге. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами… И ни один сабантуй не обходился, конечно же, без песен и плясок, игры на национальных инструментах — курае и кобызе

        Проведение одной из народных игр башкир (по выбору учителя)

5.Домашнее задание :  какие блюда готовят мусульмане, когда отмечают свои праздники. Узнайте у родителей (или из кулинарных книг) рецепт приготовления одного из блюд и расскажите о нем на уроке.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения (по выбору учителя и родителей)

Урок 29. Искусство ислама.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, экскурсия (заочная экскурсия), устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия:

Средства наглядности: изображения культовой архитектуры ислама (мечети, медресе),  видов мусульманских орнаментов

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4. Слово учителя:

Мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены  в основном в виде орнамента.

  В мусульманской культуре искусство представлено в виде  художественной каллиграфии  и миниатюрной  живописи. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. Мухаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника . Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты")"Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".

         Культовая архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции: Кааба с её строгим силуэтом, Мечеть Пророка Мухаммада в Медине, Купол Скалы в Иерусалиме, мечети Каира, Дамаска, Стамбула, Средней Азии, Индии и Малайзии — настоящие шедевры архитектурного творчества мусульманских народов.

Вопросы для учащихся и задания:

        Почему в исламском искусстве не представлена живопись и скульптура?

        Какие виды искусств есть в исламе?

         Рассмотрите изображения мечетей. Что вас поражает в архитектуре этих сооружений?

 Работа с основными понятиями

Каллиграфия – искусство письма

Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".

Хаттаты – мастера каллиграфии

       Выполнение детьми под руководством учителя одного из геометрических орнаментов

Домашнее задание: выполните задание по выбору:  подготовьте рассказ на тему «Мечети мира» (история), выполните один из арабских геометрических орнаментов.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог,  чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: Великая сила нравственности, патриотизм, народ, многонациональный, межконфессиональный.

Средства наглядности: фотографии представителей разных национальностей, символика Российской Федерации (флаг, герб)

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся

2.Проверка домашнего задания.

     3.Запись темы урока в тетрадь

     4.Актуализация знаний учащихся

Сколько народов живет в нашей стране?

Какие религии существуют в нашей стране?

5.Работа с понятиями: многонациональный, многоконфессиональный

6. Чтение параграфа «Любовь и уважение к Отечеству»,  обсуждение прочитанного.

Ответьте на вопросы:

Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности?

Что делает нас – разных людей – одним народом?

Работа с концептами слов патриотизм, отечество

7.Домашнее задание:  ответьте на вопрос «В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа» При затруднении обратитесь к родителям.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

      Формирование групп учащихся для выполнения групповых  проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выбор тем для индивидуальных творческих работ:

«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)»,  «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,

рок 32-33. Выступление обучающихся со своими творческими работами.

«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)»,  «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Календарно-тематическое планирование по исламской культуре.

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебные пособия оборудо-вание

Межпредметная связь

Учебная литература

Диагностика

уровня достижений результатов

Дата проведе

ния

Используемые ресурсы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия - наша Родина.

1

 Урок открытия новых знаний

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

 Учебник

Формирование гордости     за свою Родину, российский народ и историю России.

Беседа

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

2.

Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

1

 Урок открытия новых знаний

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.

 Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры.  

Беседа

 

3.

Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.

1

 Урок открытия новых знаний

Пророк  Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнеописание.

Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

Пересказ фрагмента текста «Чудесное

событие с Мухамма-дом в детстве»

4.

Начало пророчества.

1

 Урок  рефлексии.

Пророк  Мухаммад –

проповедническая миссия.

Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

5.

Чудесное путешествие пророка.

1

Урок открытия новых знаний

Прекрасные качества пророка Мухаммада.

Учебник

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Пересказ о чудесном путешествии пророка

6.

 Хиджара.

1

Урок открытия новых знаний

Общие принципы ислама и исламской этики.

Учебник

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

7.

Коран и сунна.

1

Урок открытия новых знаний

Священный Коран и Сунна как источники Нравственности.

Учебник

 

8.

Вера в Аллаха.

1

Урок открытия новых знаний

Вера и обязанности мусульманина

и его качества.

Кто такие ангелы и джинны.

Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

9.

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

Урок открытия новых знаний

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.  

Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

10

Вера в Судный день и судьбу.

1

Урок открытия новых знаний

Что ожидает людей в судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Учебник

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества.

11.

Обязанности мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Столпы ислама и исламской этики.

Учебник

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России.

12. Поклонение Аллаху.

1

Урок открытия новых знаний

Главная форма поклонения Аллаху.

Молитва. Мечеть.

Учебник

13.

Пост и месяц рамадан.

1

Урок открытия новых знаний

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста для мусульманина.

Учебник

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

14. Пожертвование во имя Всевышнего.

1

Урок открытия новых знаний

Пожертвования.

Богатство и бедность.

Учебник

Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.

15.

Поломничество

в Мекку.

1

Урок открытия новых знаний

Обязанности мусульманина и его заветная мечта.

 Мекка. Хадж.

Учебник

Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

16.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Жизнь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой работы.

17.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

Презентация работ.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

18.

История ислама в России.

1

Урок открытия новых знаний

Распространение ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Изменения в жизни людей после принятия ислама.

Учебник

Первоначальные представления об исторической роли исламской  религии в

становлении российской государственности.

19.

Нраственные ценности ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Нравственные ценности.

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.

Учебник

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

20.

Сотворение добра.

1

Урок открытия новых знаний

Что значит «творить добро» и как научиться творить добро.

Учебник

21.

Дружба и взаимопомощь.

1

Урок открытия новых знаний

В чём проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.

Учебник

22.

Семья в исламе.

1

Урок открытия новых знаний

Значение семьи для мусульманина.

Качества, необходимые  в семейной жизни.

Учебник

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

23.

Родители и дети.

1

Урок открытия новых знаний

Родительская любовь.

Чему мать и отец учат своих детей.

Учебник

24.

Отношение к старшим.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к старшим.

Правила поведения детей в присутствии взрослых.

Учебник

25.

Традиции гостериимства.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к гостям. Традиции гостериимства.

Учебник

26.

Ценность и польза образования.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к образованию.

Обучение  в исламских школах.

Учебник

27.

Ислам и наука.

1

Урок открытия новых знаний

Развитие науки в исламском мире.

Видные мусульманские деятели в области образования.

Учебник

28.

Искусство ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Что отражает искусство ислама. Интерес к произведениям исламского искусства.

Учебник

29.

Праздники мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Любимые праздники мусульман.

С чего начинаются праздники.

Учебник

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Урок открытия новых знаний

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебник

Формирование ценностей многонационального российского общества.

31.

Выступление  уч-ся

со своими творческими работами.

1

«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

32.. Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

1

 «Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

33.

Выступление

 уч-ся со своими творческими работами.

1

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад  моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

34. Презентация творческих проектов

1

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"

Обучающиеся получат возможность  научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются  умения...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...

Рабочая программа "Основы исламской культуры"

Рабочая программа "Основы исламской культуры"...

Рабочая программа ОРКСЭ (модуль Основы исламской культуры) Школа России по Виноградовой 4 класс 2019 год

Рабочая программа ОРКСЭ (модуль Основы исламской культуры) Школа России по Виноградовой 4 класс 2019 год...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....