Статья " ФГОС адаптация первоклассников"
статья (1 класс) по теме

Бруяко Валентина Анатольевна

Первый опыт работы по стандартам второго поколения. Влияние ФГОС на адаптацию первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fgos_adaptaciya_pervoklassnika.zip15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние стандартов ФГОС НОО на адаптацию первоклассника.

С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №18 ст. Ивановской Красноармейского района в 4 первых классах был введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС  НОО).

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме.   Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. На примере 1-в класса ,где классным руководителем является Бруяко Валентина Анатольевна, хотелось бы показать как введение новых стандартов повлияло на адаптацию первоклассников. В данном классе обучалось 20 детей, из них 11 не посещали дошкольное образовательное учреждение. Обычно адаптация составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети были очень шумными, крикливыми, без удержу носились по коридорам, отвлекались на уроках, капризничали. Другие очень скованы, робки, старались держаться незаметно, слушли, когда к ним обращались с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плакали.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекала с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

 Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Задачи адаптационного периода: 

  1. воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
  2. формирование навыков общения.

Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для первоклассников:

  1. вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
  2. ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
  3. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  4. подготовить родителей к новой роли — родителя школьника;
  5. организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

С введением стандартов второго поколения мы уже с первого дня ребенка в школе работали в группах,  учились быть коллективом, так как большая часть класса не была готова к этому, было трудно адаптироваться в классе, так как ребята не посещали дет.сад. На таких уроках как технология, изобразительное искусство, кубановедение, окружающий мир ребята занимались в группах, они сами добывали знания, учились работать по алгоритму, на каждом уроке учились оценивать себя, проводилась рефлексия. Им было интересно совместно делать открытия, узнавать всё новое и новое…А благодаря внеурочной деятельности адаптация ребенка проходила быстрее, детям было интересно посещять кружки. Уже к концу первой четверти дети научились работать в группе, самостоятельно работать, помогать друг другу.  Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

 Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. В школе организовано двухразовое питание. Каждая минута, проведённая в школе, дала детям положительный опыт общения, позволило проявить себя как активную, творческую личность, расширило его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что  является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В первой четверти три урока ежедневно по 35 минут, во второй четверти 4 урока по 35 минут, в третей – 4 урока по 45 минут и в четвертой-4 урока по 45 минут  1 день 5 уроков физкультура. В течение всего учебного года была динамическая пауза 40 минут, что позволяло ребёнку отдохнуть.

Таким образом, хочется отметить что, с введением стандартов второго поколения адаптация ребёнка в школе проходит спокойно, незаметно. Первый месяц  введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

В данной статье рассказывается о одаптации первоклассников к школьной жизни....

Статья "Особенности адаптации первоклассников к школе"

В статье говорится о том, с  какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Статья "Проблемы адаптации первоклассника в школе"

В статье раскрываются проблемы адаптации первоклассников...

Статья "Школьная адаптация первоклассников"

В статье представлен материал для родителей, который будет полезен им  в период адаптации ребенка к школе . Поможет правильно построить свои отношения в новых условиях....

Статья "Адаптация первоклассника к школе с учётом ФГОС НОО в ГПД"

Статья рассказывает о том,как помочь ребёнку адаптироваться в первые учебные дни и даёт советы родителям,как это сделать легче....

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...