Статья "Особенности адаптации первоклассников к школе"
статья (1 класс) по теме
В статье говорится о том, с какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnoy_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Курбангалина Э.З.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Каждый год, школа принимает новых первоклассников. В жизни ребенка наступает сложный и важный этап – адаптация. У него новая социальная роль, новый уклад жизни, новая деятельность – учеба (до этого игра), изменение окружения. В основном дети приходят с детских садов, где они привыкли к определенному режиму ( прогулки, дневной сон). Приходя в школу, ребенок сталкивается со строгой организацией учебного дня. Первокласснику нужно выполнять школьные правила, требования, контролировать свои действия, учиться дисциплине, у него появляются новые обязанности. Ему также приходится выстраивать новые отношения с учителем и с одноклассниками. В этот период жизни ребенку необходима помощь, терпение со стороны взрослых, окружающих его: родителей, родственников, педагогов.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких.
В возрасте семь лет начинается период второго физиологического кризиса. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. На этом жизненном этапе происходит смена психологического облика ребёнка, наблюдаются большие изменения его отношений с социальным окружением [1].
Во время этого кризиса в поведении ребенка наблюдаются такие изменения, как демонстративность поведения, манерничество, ребёнок перестаёт выполнять привычные правила поведения, требования, которые до этого он выполнял без особых усилий. Но это только внешние проявления, за ними, скрываются более глубокие изменения в психической жизни ребёнка, составляющие основной психологический смысл кризиса семи лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в период кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не такими понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим [1].
Таким образом, ребенок вступает в свой новый жизненный этап. В значительной степени легче проходят адаптацию к школе дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывается дома, чаще наблюдается двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками [2].
Длительность адаптационного периода, индивидуальна для каждого ребенка. Зависит это от подготовленности ребенка: интеллектуальной, психо -эмоциональной, физиологической (здоровье, физическое развитие).
Одни дети очень быстро осваиваются в новом коллективе. Они без особых усилий заводят друзей, выполняют новые обязанности, с удовольствием учатся, готовы ко всему новому. У других детей адаптационный период затягивается, им очень сложно сосредотачивать внимание на уроках, каждая новая обязанность вызывает у них отторжение. Такие дети не умеют правильно реагировать на замечания учителя, сложно находят контакт с одноклассниками.
Основная роль в подготовке детей к школе отводится родителям. И здесь возникает вопрос, достаточно ли серьёзно родитель воспринимает эту проблему, видит ли в «этом» проблему? Начать подготовку к школе нужно именно с просвещения родителей. Это могут быть различные тренинги, консультации, беседы с родителями, проводимые как в детском саду и в школе.
Зачастую трудности в адаптации связаны именно с неправильной установкой родителей, это может быть их негативное отношение к школе и соответственно детей. Ни в коем случае нельзя при ребенке плохо отзываться о школе и об учителях. Важно в интересах первоклассника выстроить дружественные отношения родитель – педагогический коллектив.
В практике часто встречается, что мама или папа предъявляют к ребенку слишком завышенные требования, ждут от него только высоких достижений. Необходимо научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребенка.
В первый год обучения ребенок больше всего нуждается в моральной и эмоциональной поддержке. Учеба должна приносить радость и не вызывать негативных переживаний. Каждый случай индивидуален, но можно дать общие рекомендации для родителей первоклассников: не ругать ребенка за неуспехи, сравнивать его результаты в учебе и хвалить за их улучшение, хвалить именно его деятельность, работу (мне очень понравился твой рисунок, ты очень красиво написал букву «Б», мне приятно, что ты стараешься), ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Очень важно выработать рациональный режим дня для ребенка, включающий обязательные ежедневные прогулки, смену деятельности. В первые месяцы не рекомендуется ребенка оставлять на группу продленного дня, не следует перегружать дополнительными занятиями, можно найти такую сферу деятельности, где он будет отвлекаться от учебы, но это должно приносить ему радость ( секции или кружки эстетического или спортивного направления, продолжительностью не более 6 часов в неделю).
Успешная адаптация ученика на прямую зависит от правильной организации учебной деятельности учителем. В первом классе применяется безоценочная система, чтобы не вызывать у учеников негативных переживаний. У первоклассников – пятидневная учебная неделя, облегчённый день в середине учебной недели, «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в первой четверти 3 урока, во второй четверти 4 урока, продолжительность уроков – 35 минут, во втором полугодии допускаются уроки по 45 минут. Целесообразно организовывать в школах гимнастику до уроков, подвижные игры на переменах. Обязательно проводить динамические паузы во время урока.
Учитель наблюдает за характером адаптации учеников, составляет характеристики, обобщает их в конце четверти и делает соответствующие выводы; целесообразно эту работу проводить совместно с психологом школы. Важна тесная работа учителя с родителями, очень удобно пользоваться методом анкетирования, тестирования ( приложение 1).
Учитель анализирует данные характеристик и анкетирования, оценивает адаптацию своих учеников, выделяет группу риска и намечает пути дальнейшей работы.
Особого внимания от учителя требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение чаще, бывает ограничено. В школе такие дети чаще капризничают, отказываются выполнять то или иное требование учителя.
Причинами дезадаптации первоклассника могут служить такие причины, как перегрузки (интеллектуальные, психо - эмоциональные, физические), ухудшение состояния здоровья, неадекватные требования родителей и педагогов, неготовность к процессу обучения.
Таким образом, чтобы облегчить период адаптации первоклассника учитель должен учитывать такие аспекты, как соблюдение режима и условий организации учебных занятий, нормы учебной и внеучебной нагрузок, функциональные особенности организма, индивидуальные психологические, особенности ребенка.
Литература.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с
Интернет источники:
Приложение1
Тест для родителей:
Выберите один из трех ответов:
-почти всегда,
-иногда,
-никогда
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
- Поправляете ли вы речь ребенка?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вместе с малышом?
- Отводите ли вы каждый время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли вы с малышом в какие – либо игры?
- Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?
- Есть ли у ребенка дома месть, которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы и книги?
- Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет раскрыть рот: у зубного врача или в магазине?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о просмотренном по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Есть ли у ребенка возможность проявлять свои эмоции в рамках общепринятого поведения («возиться» в играх, обнимать, тискать мягкие игрушки и т.п.)
- Стараетесь ли вы выезжать с ребенком на прогулки в лес, на озеро и т.д.
- Ходите ли вы вместе с ребенком в музей, театр и т.д.?
- Есть ли у ребенка собственные книги?
За каждый ответ
«почти всегда» 4 балла
«иногда» - 2 балла
«никогда» - 0 .
Полученные балы сложите
Ключ:
88 баллов – здорово!
44 балла – неплохо.
Меньше 22 баллов – стоит задуматься
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Учитель : Шебина Маргарита Александровна ГБОУ школа №661 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...