Композиции для штриховки
методическая разработка (1 класс) по теме
Композициии предназначены в помощь учителям коррекцинных школ для фомирования каллиграфических умений на основе развития мелкой моторики посредством штриховки геометрических фигур и композиций. Этот занимательный материал позволит сделать процесс обучения письму знимательным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._poyasnenie.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.
Правильное понимание проблемы умственной отсталости, основанное на знании особенностей познавательной деятельности детей, ставит перед психологами и педагогами задачу преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого ребенка.
Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
У учащихся с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г.И. Жаренкова видно, что школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу и эти обстоятельтва сильно затрудняют процесс формирования каллиграфических умений умственно-отсталых школьников.
По данным исследованиям И.А Грошенкова, нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко с трудом выполняет задания, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует развитию руки для письма, подготавливают почву для формирования каллиграфических умений, является стимулом к учебной деятельности.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Меня также заинтересовала эта проблема и я стала думать, как облегчить процесс формирования первичных каллиграфических умений и процесс письма в целом.
Опираясь на работы Н. Потаповой, мною были созданы собственные композиции из геометрических фигур, которые позволяют сделать процесс обучения письму увлекательным и интересным. Кроме того в работе над композицией ребёнок учится распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, развиваются операции анализа и синтеза, укрепляется мелкая моторика, развивается речь.
Учащимся можно предложить следующие задания:
- назови геометрические фигуры;
- посчитай сколько..(квадратов, треугольников, кругов и т. д.);
- какая фигура находится вверху, внизу, справа, слева, посередине..;
-Построй также с помощью трафарета;
- заштрихуй фигуры по образцу;
- выучи стишок.
Таким образом дети безболезненно, в игре проходят подготовительный этап в обучении письму.
Уроки превращаются не в нудное прописывание палочек и крючочков, а в увлекательный процесс.
Выполнять штриховку фигур и композиций можно на уроках математики при изучении фигур, на уроках окружающего мира, устной речи, ОБЖ при изучении соответствующих тем.
Работа проводится в несколько этапов:
I –штриховка простых фигур;
II—штриховка простых композиций;
III—штриховка сложных композиций с разучиванием двустиший;
IV—фантазирование (учащимся предлагается самим придумать и заштриховать композицию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина...
Коррекционное занятие - "Упражнение в штриховке и зарисовке овощей"..
Материал урока активно способствует развитию творческих сил и способностей учащихся....
Штриховка для письма.
Штриховка для письма....
Рисунки из геометрических фигур для штриховки.
В помощь учителям первых классов для постановки детской руки....
Программа по внеурочной деятельности "Штриховка и развитие речи"
Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил ...
Штриховка для развития мелкой моторики.
Интересные тренировочные упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников и младших школьников....
Презентация к уроку обучения грамоте ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" и прописям "Мои волшебные пальчики" Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной (УМК "Школа 2100")...