Результативность использования тестовых технологий по итогам аттестации обучающихся начальной школы
статья по теме
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Результативность использования тестовых технологий по итогам аттестации обучающихся»
Цель: проведение анализа работы школы за три года по использованию тестовых технологий в учебном процессе.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе. Указанные изменения предусматривают ориентацию на создание условий:
для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта;
для формирования способностей объяснять явления социальной и духовной жизни;
для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности в условиях меняющегося общества.
Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления.
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.
Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
быстрота поверки выполненной работы;
оценка достаточно большого количества учащихся;
возможность проверки теоретического материала;
проверка большого объема материала малыми порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
«Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата».
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.
В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.
На своих уроках я использую следующие виды тестов:
тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
«Тесты-правила». Вставьте в правила пропущенные слова:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .
Заполните таблицы:
к | 5 | 12 | 43 | 50 | 37 |
5 + к |
|
|
|
|
|
50 - к |
|
|
|
|
|
Слагаемое | 6 | 3 |
| Уменьшаемое | 13 |
| 12 |
Слагаемое | 4 |
| 7 | Вычитаемое | 6 | 9 |
|
Сумма |
| 11 | 15 | Разность |
| 7 | 4 |
тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».
«Верю – не верю».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.
выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.
«Сделай свой выбор».
Ветер – это…
А) воздушная оболочка Земли
Б) движение воздуха
В) прибор для определения давления воздушных масс
Г) бурное ненастье с громом и молнией
Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает
Б
2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.
«Кто хочет стать отличником?».
| А | Б | В | Г |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
Учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро «методом прокалывания».
3. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.
«Найди меня!». Найдите среди записей уравнения:
30 – х = 21
47 – 4 = 43
50 + х > 20
60 – а = 10
у – 4 = 9
16 – 8 < 54
а + в = 18
21 – х = 16
18 – 10 = 8
15 = к + 5
занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:
1. решение «круговых примеров» «Авиагонки».
2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием
«Цветные карандаши».
3. расшифровывание слов «Дешифровщик».
Решите примеры и расшифруйте слово:
Л | 17 – 9 + 3 = |
| О | 17 – (38 - 30) = |
|
И | (49 + 1) – 30 = |
| Б | 28 – 20 + 5 = |
|
В | 72 – 2 + 0 = |
| Е | 75 – 30 – 10 = |
|
Ш | (14 - 8) + 40 = |
| Н | 12 – 9 + 40 = |
|
К | 100 – 50 – 20= |
|
|
|
|
70 | 9 | 11 | 46 | 35 | 13 | 43 | 20 | 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. нахождение и исправление ошибок «Мы – учителя».
Исправьте, где есть ошибки:
30 + 31 < 60 – 40
12 + 6 = 20 – 2
20 – 20 > 5 – 0
54 + 32 = 32 + 45
ягода, мишенька, Волга, петербург, Василий, иванович, кукушкин, собака, Дедушка
4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Установлении соответствие между предметов их двух списков
«Установим связь».
Соедините стрелками название месяца и времени года:
март |
| осень |
июль |
| зима |
январь |
| лето |
октябрь |
| весна |
Соедините стрелками части задачи:
решение задачи |
| Бабушке 60 лет, а мама моложе ее на 30 лет |
условие задачи |
| Сколько лет маме? |
вопрос задачи |
| Маме 30 лет. |
ответ |
| 60 – 30 = 30 (лет) |
5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда
«Продолжи ряд».
Установите закономерность и продолжите ряд:
21 34 47 … … 86 …
Завод девочка арбуз ….. циркуль ….. абажур …..
\\\\\ * \\\\\ |
| \\\ *** \\\ |
| \ ***** \ |
6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке «Перевертыши».
Расположите органы пищеварения в правильном порядке по ходу поступлению пищи в организм:
желудок
рот
кишечник
пищевод
кишка
7. Восстановление записи «Резинка-хулиганка».
Вставьте в выражения пропущенные числа и знаки:
63 * 20 * 7 = 50
26 * 30 * 8 = 48
34 * 7 * 7 = 20
78 * 9 * 9 = 60
6 + 7 - * = 11
8 - * + 9 = 13
+ 7 + 8 = 20
3 + * - 7 = 5
Тесты предполагают владение пользователем, определенным объемом информации, поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде математического диктанта. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести коррекционную работу.
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.
Рассмотрим целесообразность использования тестирования при изучении орфографии.
Говоря об изучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Учителю важно разобраться в причинах ошибок учащихся.
Могут быть следующие причины:
1) учащийся не знает правила;
2) правило знает, но не умеет его применять при письме;
3) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;
4) смешивает правила;
5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.
Например: ученик допустил ошибку - на ветки.
Причины могут быть следующие:
1) не умеет образовывать начальную форму слова;
2) ошибочная постановка вопроса;
3) неправильно определил падеж;
4) не знает склонения имен существительных;
5) не знает падежных форм.
Как видим, причины могут быть разнообразными. Поэтому после проведения диктанта учителю необходимо установить причины, по которым учащиеся допустили ошибки, чтобы учитывать их в дальнейшей методической работе.
Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования. То есть тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки.
Можно использовать тестирование для определения уровня орфографической подготовки учащихся.
Был проведен тест с учащимися третьего класса.
Цель теста: определить уровень орфографической подготовленности учащихся. Получили следующие результаты (таблица № 3).
По результатам тестирования у 68 % учащихся оказался высокий уровень орфографической подготовки.
После этого был проведен диктант, в котором было использовано большинство слов из теста.
Получили следующие результаты (таблица № 4).
При анализе диктанта получили результаты: высокий уровень имеют 22 % учащихся, а 66 % учащихся (то есть большинство) имеют средний уровень.
Вывод: тестирование нецелесообразно использовать для определения уровня орфографической подготовки, так как оно не дает объективных показателей. Учащиеся при выполнении теста запоминают часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. Но на уроках они пишут слова, предложения, тексты, то есть поле запоминания шире и учащиеся допускают больше ошибок.
Обучение орфографии связано с такими психологическими процессами, как внимание, память, и другими. В тесте пропущенная буква “дает сигнал” учащимся, что необходимо быть внимательным, надо подумать, то есть снимает проблему обнаружения. В диктанте учащиеся сами должны видеть орфограммы.
Таким образом, использование тестирования при изучении грамматических тем способствует совершенствованию грамматических понятий. При изучении орфографии тестирование лишь дает возможность диагностировать орфографические ошибки, но не обеспечивает результативности орфографической подготовки.
Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.
Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
В результате изложенного выше можно сделать вывод, что:
Тесты являются только одним из видов учебных заданий, используемых для контроля и диагностики знаний учащихся. Независимо от содержания и формы построения тестом можно считать только такую систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначные правильные ответы либо чёткое описание. Далеко не всякая задача может быть представлена в форме теста.
Лишь критическое отношение к тестированию, понимание его закономерностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для улучшения педагогического процесса.
Метод тестирования не исключает проведения обычных традиционных письменных работ.
Введение количественных методов предполагает правильную постановку целей контроля, выделение предмета измерения и выбор средств измерения.
Наиболее эффективным средством измерения, обеспечивающим объективность и сопоставимость оценок учеников в процессе контроля, являются педагогические тесты.
Использование педагогических тестов способствует эффективной реализации всех функций контроля и отвечает основным его принципам.
Педагогические тесты открывают перспективные направления повышения качества обучения путем совершенствования системы контроля и усиления мотивации к обучению в условиях сотрудничества педагога и учеников.
Список литературы
1. Аванесов, В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Учеб. пособие. - М: МГТА, 1995.
2. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. - М.: Народное образование, 2001.
3. Севрук, А. И., Папко, Т. П. Автоматизация подготовки тестовых заданий. //Педагогическая информатика, 2003.
4. Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб. пособие. - М: Исслед. центр, 1995.
5. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Презентация по теме: "Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении план...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода"
Охрана здоровья детей это приорететное направление ФГОС, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания....
Использование тестовой оболочки MyTestXPro на уроках в начальной школе.
Мастер-класс "Использование тестовой оболочки MyTestXPro на уроках в начальной школе"...