Утомляемость младших школьников и меры по ее устранению
статья по теме
О влиянии физических нагрузок во время учебного процесса на работоспособность младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utomlyaemost_mladshih_shkolnikov_i_mery_po_ee_ustraneniyu..docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УТОМЛЯЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЕРЫ ПО ЕЕ УСТРАНЕНИЮ.
Фетисова Елена Андреевна
1 к/к
учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Серпухова Московской области
О влиянии физических нагрузок во время учебного процесса на работоспособность младших школьников.
Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Современная школа в полном объеме пользуется образовательными технологиями, которые в быстром ритме помогают осуществить обучение, воспитание и развитие ребенка. Но внедрение и использование этих технологий сопровождается некоторыми отрицательными моментами, один из которых - ухудшение здоровья учащих. Он виден в увеличении числа детей, которые страдают различными заболеваниями, повышении количества простудных заболеваний, росте нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовки, развитии нервно-психических отклонений. Конечно, такое состояние здоровья детей приводит к снижению общего уровня образованности личности.
Педагог должен вовремя заметить и ликвидировать одну из причин возникновения и развития высокой заболеваемости – умственное переутомление школьников еще на стадии утомления с помощью релаксации, прогулок на свежем воздухе, физических упражнений. Он должен контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка, так как от решения этой проблемы зависит, насколько благополучно будет осуществляться процесс обучения и развития ребенка. Из опыта работы видно, что младшие школьники наиболее подвержены утомлению.
Утомление - временное состояние организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Оно имеет разнообразные проявления на уровнях (см. табл.1)
№ | Уровень. | Проявление. |
1. | Поведенческий. | Снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы. |
2. | Физиологический. | Затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность в динамике нервных процессов. |
3. | Психологический. | Нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, снижение чувствительности, сдвиги в эмоционально- мотивационной сфере. |
Таблица 1.
Особенность проявления утомления зависит от вида нагрузки, от степени ее воздействия, времени, необходимого для восстановления наилучшего уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.
При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.
Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Так же утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматривают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности.
Более удобным для обследования младших школьников является бланковый тест скорости (корректурной пробы) в модификации Ландольта ( корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны).
Характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок за каждые 30-60 с интервала работы являются важными показателями утомления. Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Следовательно, регистрируя снижение таких показателей, как внимание, моторная деятельность, работоспособность, устойчивость деятельности, можно предположить наступление утомления.
Максимально возможное проявление показателя "концентрация внимания" у детей 7 лет (1-й класс) в ходе первого урока в среднем составляет 86%, наиболее высокий темп выполнения задания демонстрируют 60 %; переключаемость - 80% первоклассников. На втором уроке эти показатели уменьшаются. Концентрация внимания уже 74%, темп работы 57%, а переключаемость внимания- 74% .
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Третий и четвертый
уроки подтверждают
закономерность снижения
изучаемых величин (см. диаграмму 1).
У детей 8-9 лет (2-й класс) на первом уроке показатель концентрации внимания равен
96%, темп выполнения задания - 84%, переключаемость - 86%. Все данные выше, чем у первоклассников на этом же уроке, что свидетельствует еще и о том, что ученики 2-го класса быстрее и эффективнее включаются в работу, более работоспособны к моменту начала занятий, чем дети 7-летнего возраста. Ко второму уроку, однако, наблюдается тождественная закономерность проявления признаков утомления (см. диаграмму 2). Подобная ситуация отмечена и у учеников 10-11 лет и далее.
Очевидно, что утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На четвертом уроке показатели достигают своего максимума, то есть ученик работает на пределе физических и психических возможностей, привлекая резервы своего еще несовершенного растущего организма.
В качестве мер, восстанавливающих работоспособность младшего школьника, необходимо использовать физминутки, зарядку для глаз, самомассаж во время урока, организованные перемены, уроки физкультуры, количество которых увеличилось в этом учебном году. Хороший результат дает чередование физической нагрузки с релаксацией.
В результате организации подобной деятельности показатели концентрации внимания, темпа выполнения задания и переключаемости восстанавливаются, что свидетельствовало об эффективном воздействии на организм школьников физических нагрузок и релаксации. Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т.е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей
Литература.
Однако представляются интересными некоторые выявленные тенденции. Так, например, занятия физическими упражнениями в течение 15 мин дают наибольший эффект ученикам 7-8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью: К = 87,3%, темп выполнения задания А = 61,9%, переключаемость С = 82,5%. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин: К=85,4%, А = 60,2%, С= 79,4%. Выполнение расслабляющих упражнений оказало минимальный эффект на восстановление изучаемых функций. Скорее всего, для детей 7-8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Данной возрастной группе сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности.
Использование элементов релаксации - недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый эффект.
У учеников 3-го класса (10-11 лет) наблюдается противоположная картина распределения экспериментальных данных. Больший эффект в восстановлении работоспособности мы наблюдали при проведении урока физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью (К= 97,2%, А= 86,1%, С = 90,2%).
Выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспособности после достигнутого уровня утомления.
У учеников 2-го класса (9-10 лет) сложнее всего оказалось установить способ восстановления, который был бы максимально позитивным от своего применения. По данным первого среза это оказались физические упражнения, второго - уроки физической культуры. Расслабляющие упражнения всякий раз выступали в качестве недостаточно эффективного средства, что позволило выявить определенную закономерность, оставив приоритет за физическими нагрузками.
Ежедневное использование физических упражнений, элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволило поддержать работоспособность младших школьников в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя подобная закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение деятельностной активности, мотивации обучения.
Полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что физические упражнения, уроки физической культуры и расслабляющие упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности младших школьников. Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы.
Утомление приводит к снижению работоспособности. В случае сильного физического утомления ухудшается также и умственная деятельность, и наоборот, после умственного напряжения снижается способность к выполнению работы, требующей физических усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения
В работе представлены основные типы речевых ошибок , а самое главное - пути их устранения и предупреждения . Работа имеет большое практическое значение ,я думаю, пригодится учителям в их п...
Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"
Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии с применением логопедических методо...
Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"
В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....
Статья на тему: "Устранение дисграфии у младших школьников."
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят све...
Устранение заикания у младших школьников в игре.
Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...
Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...