Живая азбука леса
методическая разработка (4 класс) по теме

Очень интересный материал на природоохранную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrabotka.doc72 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21

с углубленным  изучением предметов гуманитарного и естественного профилей

Ворошиловского района г. Волгограда

400120,  г. Волгоград, ул. Елецкая,9                                                                                          Тел. (8442) 94-73-38

Методическая разработка

занятия математического кружка

«Клуб весёлых математиков»

для учеников 4 класса

на тему:

Защитим леса!

Разработана учителем начальных классов

                                                                        первой квалификационной категории

  МОУ СОШ № 21Ворошиловского района

                                   гор. Волгограда

                                                                   Кутенковой Ириной Николаевной

Цели:

  1. научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации;
  2. формировать видение и понимание экологических проблем местности, нахождение путей решения этих проблем.

Задачи:

обучения:

  1. повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади;
  2. применить знания при решении задач экологического содержания;
  3. познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

развития:

  1. формировать умения анализировать, размышлять, делать выводы;
  2. развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

воспитания:

  1. воспитывать экологическое мышление, культуру, прививать любовь к малой Родине.

Методы обучения:

  1. беседа,
  2. рассказ,
  3. решение задач,
  4. создание проблемной ситуации,
  5. исследование.

Форма обучения:

  1. фронтальная работа;
  2. групповая работа;
  3. индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. видеопроектор;
  2. музыкальный центр.

Раздаточный материал:

  1. школьная тетрадь;
  2. сборники стихов о природе;
  3. шишки.

Структура занятия

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Звучит запись «Голоса леса», она «обрывается», включается запись «Городской шум».

- Какие звуки вам понравились больше? Почему?

- Где можно услышать эти звуки?

2. Постановка проблемы занятия.

Слайд № 1

Картина И. Шишкина «Русский лес», звучит стихотворение С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.

Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану, присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии кружка?

Мы будем говорить о лесе.

Да, сегодня мы попытаемся расширить свои математические знания с иной точки зрения, а именно, с точки зрения охраны леса.

Слайд № 2

Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади!

3. Вступительное слово учителя.

Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги, мебели, музыкальных инструментов не может обойтись без древесины. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы проведем маленькое исследование.

4. Решение задачи.

Слайд № 3

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы изготовить одну ученическую тетрадь и сколько, чтобы издать тираж этой тетради для участников нашего кружка?

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Прочитайте задачу.

Давайте составим план работы над ней.

Вычислим площадь одной страницы тетради.

Вычислим площадь всей тетради.

Вычислим площадь тетрадей всех участников кружка.

Экологи подсчитали, что для производства 1000 кв.м бумаги вырубают ¼ га леса. 1 га = 10000кв.м.

Выразим площадь всех тетрадей в квадратных метрах.

Посчитаем, сколько надо вырубить леса для производства наших тетрадей.

Слайд № 4

  1. Вычислить площадь одной страницы тетради.
  2. Вычислить площадь всей тетради.
  3. Вычислить площадь тетрадей всех участников кружка.
  4. Выразить площадь всех тетрадей в квадратных метрах.
  5. Посчитать, сколько надо вырубить леса для производства наших тетрадей.
  6. Для производства 1000 кв.м бумаги вырубают ¼ га леса. 1 га = 10000кв.м.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Помогает, направляет.

Индивидуальная работа: 165мм х 200мм = 33000 кв.мм – площадь 1 страницы тетради.

 33000 кв.мм х 50 листов = 1650000 кв.мм – площадь всей тетради.

Фронтальная работа: 1650000кв.мм = 16500кв.см = 1кв.м 6500 кв.см – площадь 1 тетради.

1кв.м 6500 кв.см х 14 тетрадей = 23 кв.м 1000 кв.см – площадь всех наших тетрадей.

Индивидуальная работа: 10000 кв.м : 4 = 2500 кв.м леса надо вырубить, чтобы произвести 1000 кв.м бумаги.

Парная работа: 1000 кв.м : 23 кв.м 1000 кв.см = в 43 раза меньше площадь всех наших тетрадей, т.е. 2500 кв.м леса : 43 = 58 кв.м леса потребуется вырубить на производство наших тетрадей.

Представьте, сколько тетрадей изготавливают в масштабах страны. Какой вывод вы сделали, решая эту задачу?

Необходимо бережно относиться к книгам, тетрадям.

Прежде, чем портить учебник, книгу, т.е. любое печатное издание, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

 5. Поэтическая минутка.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

На столах лежат книги со стихами о природе. Пролистайте, подготовьтесь прочитать наиболее понравившийся отрывок.

Дети выразительно читают стихи.

6. Беседа о пользе леса.

 Вопросы учителя

Ответы учеников

Докажите истинность высказывания: Леса стоят на страже нашего здоровья.

Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев.

Деревья не только поглощают углекислый газ, они выделяют кислород.

Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей.

  1. Решение задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предлагаю посчитать, сколько квадратных метров зелёных насаждений нашего школьного двора приходится на 1 ученика нашей школы.

Дети работают в парах по предложенному плану.

Слайд № 5

  1. Площадь нашего школьного двора – 27920 кв.м, постройки – 2904 кв.м, спорт. площадка – 2127 кв.м, твёрдым покрытием занято 8584 кв.м, остальная площадь занята зелёными насаждениями.
  2. В нашей школе обучается 970  учеников.
  3. Проведите исследование:  Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Помогает, направляет

Работа в парах:

27920 – 2904 – 2127 – 8584 = 14305 (кв.м) занять зелёными насаждениями.

14305 : 970 = 15 (кв.м) зелёных насаждений на 1 ученика нашей школы.

Какой вывод вы хотите сделать?

Необходимо сажать новые растения, чтобы площадь увеличивалась, чтобы воздух был чище, чтобы было красиво.

В нашей стране приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.

Слайд № 6

Картина И. Шишкина «На опушке леса»

8. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Если для вас занятие было полезным, поучительным, положите шишки с вашего стола в корзинку.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Азбука леса"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию....

презентация Азбука леса

фотографии с внеклассного мероприятия Азбука леса...

Творческий проект «Энциклопедия. Живая азбука».

Уважаемые учителя!Уважаемые мамы и папы!У  вас в руках книга – творческий продукт проекта «Азбука», которую я назвала «Энциклопедия. Живая азбука». Она посвящена жи­вотным, населяющим ...

Проект книжка-малышка "Живая азбука" 1класс

Проект рассчитан на учащихся 1 класса и направлен на формирование у учащихся интереса к чтению, на осознанное усвоение темы "Русский алфавит", на развитие творческих способностей. Он позволяет расшири...

Творческий проект "Живая Азбука"

Стихи для работы над проектом "Живая Азбука"...

КИМ обучающихся по программе "Азбука леса"

Стартовая аттестация. Задание 1. Назови группы животных:Животные у которых шесть ног (три пары) - ___________________________________Водное животное, тело которого покрыто чешуёй -_______________...

Дистанционное обучение 2021-2022 учебного года по ДООП "Азбука леса"

Размещён материал по ДООП "Азбука леса" для детей 7-12 лет....