Образовательная программа дополнительного образования по хореографии «Искорка»
рабочая программа по теме
Cоставная часть комплексной программы по духовно-нравственному развитию «Мой мир, моя страна, мои друзья» для обучающихся 7 - 11 лет? курс обучения 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rjrdzrno_rjryosdj_rdzrdeg_sgjrdegrnos1.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Образовательная программа
дополнительного образования
по хореографии
«Искорка»
(составная часть комплексной программы по духовно-нравственному развитию «Мой мир, моя страна, мои друзья»)
для обучающихся 7 - 11 лет
курс обучения 4 года
Составила: Несина Ольга Валериевна,
педагог дополнительного образования
Осинники
2011г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………
- Учебно-тематический план………………………………………………
- Методическое обеспечение программы………………………………….
- Предполагаемый репертуар………………………………………………
- Список литературы………………………………………………………
Приложение………………………………………………………..
Танцевально-музыкальные игры………………………..
Анкета……………………………………………………..
Основные танцевальные элементы………………………
Пояснительная записка
Традиции танца имеют давние исторические корни, а сам танец является одним из ранних проявлений творчества человека. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, гармонию и красоту мироздания. Занятия хореографией разносторонне развивают личность ребенка и впоследствии помогают ему в другой деятельности, способствуют раскрытию физического и духовного начала, создают тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.
Занятия танцами положительно влияют на развитие мышления детей произвольного внимания на развитие памяти. Яркая тонизирующая музыка, танцевальные движения, позитивный эмоциональный фон занятий – все это поднимает настроение, побуждает к активности, снимает психическую напряженность. В процессе занятий дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность в действиях, у них формируется положительно – волевые качества личности, развивается сила, выносливость. Также в процессе обучения дети учатся культуре поведения и общения. У них формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи друг с другом.
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 30 минут (1 год обучения) и 40 минут (2 – 4 год обучения). Курс обучения рассчитан на 4 года.
Занятия включают в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства. Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, приобретению основ классического и эстрадного танца. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, повышается жизненный тонус. Занятия способствуют формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Также в занятия включен теоретический материал о танцевальном этикете, музыкальной грамоте, возникновении и развитии танцевального искусства, значении танца для наших предков, и о различных стилях и направлениях в современной хореографии.
Цель образовательной программы – гармоничное развитие духовных и физических особенностей личности ребенка посредством танцевального искусства.
Задачи образовательной программы:
-обучить основам танца;
-сформировать правильную осанку, красивую походку;
-научить пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроте реакции, координации движений);
-развивать творческие способности, мышление, воображение, память, умение эмоционально выражать чувства в танце,
-создать положительный эмоциональный фон;
-сформировать моральные, духовные и волевые качества, культуру межличностных отношений и совместной деятельности.
Занятия построены с соблюдением основных педагогических принципов:
- принципа доступности, обеспечивающего переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- принципа постепенности в развитии способностей детей;
- принципа последовательности в овладении лексикой и техническими приемами;
- систематичности и регулярности занятий;
- целенаправленности учебного процесса.
Основные разделы программы
- Вводное занятие.
Требования к внешнему виду, форме поведения, приветствия, знакомство с планом работы на год.
- Разминка.
Упражнения головой: повороты, наклоны, полукруг.
Упражнения для плечевого пояса: подъем и опускание плеч, вращение кистями рук, локтевыми суставами, плечами, «змейка» руками, махи руками, замок за спиной.
Упражнения корпусом: наклоны, повороты, на растягивание позвоночника, смещение, волна.
Упражнения для ног: подъем на полупальцы, приседания, выпады, поднимание на полупальцы в сочетании с полуприсядом, прыжки на одной и двух ногах, круг и полукруг коленями.
- Танцевальная азбука.
Теоретические знания о возникновении и развитии классического, народного, спортивного и бального танцев, практическое освоение их элементов, как у станка, так и на середине зала.
- Постановочно- репетиционная работа.
Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное). Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
1.Дать общую характеристику танца:
-рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);
-рассказать сюжет танца.
2.Слушание музыки и ее анализ ( характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
3.Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).
4. Разучивание движений танца.
5. Концертная деятельность.
Выступления перед родителями, учителями, сверстниками. Происходит в каникулярное время на обобщающих занятиях.
6. Игровая деятельность.
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили. Программой предусмотрены сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, игры на развитие актёрского мастерства. Игры могут быть включены как в занятия, так и в отчетные концерты, итоговые занятия.
Структура занятия
- Вступительное слово
- Приветствие (поклон)
- Разминка
- Теоретическая часть (если есть)
- Практическая часть
- Итог. Поклон.
Содержание программы
1 год обучения
Правила поведения в классе и на сцене, требования к внешнему виду. Понятие «танец», история возникновения и развития танца. Построение и перестроение в колонну, круг и т.д. Ориентирование в пространстве класса, сцены. Танцевальные шаги, позиции рук и ног. Темп, ритм, строение музыки.
2 год обучения
Современные направления в хореографии, сходство и отличие танцевальных и спортивных упражнений. Характер музыки, размер. Плие, соте, батман тандю, жете, ронд де жамб партер, глиссад, шассе.
3 год обучения
История возникновения народных танцев. Виды русских народных танцев. Элементы: моталочка, веревочка, дроби и т.д.
4 год обучения
Понятие о бальных и спортивных танцах, таких как рок-н-ролл, ча-ча-ча, румба и вальс. Счет 3/4, 2/4. Элементы бальных танцев в паре и раздельно. Отличие и сходство бальных танцев.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы после освоения ее содержания ожидаются следующие результаты.
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения, требования к внешнему виду;
- историю развития танцевального искусства.
- музыкальную грамоту;
- хореографические названия изученных элементов.
Должны уметь:
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе;
- выполнять перестроение в танце;
- выполнять классические элементы.
2 год обучения
Должны знать:
- термины азбуки классического танца;
Должны уметь:
- грамотно исполнять элементы классического танца;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
- отличать различные танцевальные стили;
- анализировать музыку;
- выполнять основные классические элементы у станка.
3 год обучения
Должны знать:
- историю возникновения русского народного танца;
- отличать русский народный танец от танцев других народов;
Должны уметь:
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
- исполнять дроби, перестроения и другие элементы русского народного танца.
4 год обучения
Должны знать:
- виды спортивных и бальных танцев;
- отличать спортивные и бальные танцы друг от друга.
Должны уметь:
- выражать образ с помощью движений;
- определять счет 2/4 и 3/4;
- технически верно выполнять элементы спортивных и бальных танцев в паре и раздельно;
- уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема «Что такое, кто такой?»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Давайте познакомимся! | теория | практика | всего | |
1 | 7 | 8 | ||
1 | Вводное занятие. Постановка корпуса и головы. Разучивание разминки. | 1 | 1 | |
2 | Путешествие по морю танца. Ориентирование в пространстве танцкласса и сцены. | 1 | 1 | |
3 | Темп, ритм, такт, музыкальное вступление. | 1 | 1 | |
4 | Построение и перестроение. Рисунок танца. | 1 | 1 | |
5 | Репетиционно-постановочная работа (разучивание элементов). | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-потановочная работа (выстраивание рисунка). | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа (отработка движений). | 1 | 1 | |
8 | Обобщающее занятие «У нас веселый час». | 1 | 1 | |
2. Об успевайках и неуспевайках. | 9 | 9 | ||
9 | Танцевальные шаги. | 1 | 1 | |
10 | Манера исполнения танца. Пластичность в жизни и на сцене. | 1 | 1 | |
11 | Особенности приглашения на танец в различные эпохи. Современный танцевальный этикет. | 1 | 1 | |
12 | Классические позиции рук(подготовительная, 1, 2, 3). | 1 | 1 | |
13 | Классические позиции ног(1,2,3,6). | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа (разучивание элементов). | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-потановочная работа (выстраивание рисунка). | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа (отработка движений). | 1 | 1 | |
17 | Обобщающее занятие «Каникулы – веселая пора». | 1 | 1 | |
3. Школа вежливых наук. | 12 | 12 | ||
18 | Деми плие по позициям. Релеве (по позициям). | 1 | 1 | |
19 | Соединение позиций рук и ног с деми плие. | 1 | 1 | |
20 | Чувство партнера в танце. Положение рук и ног в паре. | 1 | 1 | |
21 | Движение в парах по кругу, по линии, по диагонали. | 1 | 1 | |
22 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
23 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
24 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
25 | Танцевальный шаг назад на полупальцах, прыжки по 6 позиции. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | Обобщающее занятие «Праздник бабушек и мам» | 1 | 1 | |
4. В дружбе с людьми и природой | 2 | 5 | 7 | |
30 | Возникновение танца (первобытно-общинный строй). | 1 | 1 | |
30 | Обрядовые танцы (поклонение растениям,животным и природным явлениям). | 1 | 1 | |
31 | Импровизации на тему растений. | 1 | 1 | |
32 | Импровизации на тему животных. | 1 | 1 | |
33 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | Обобщающее занятие «Парад любимых игрушек». | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 33 | 36 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Тема «Что такое, кто такой?»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Природа – наш общий дом. | теория | практика | всего | |
2 | 6 | 8 | ||
1 | Современные направления в хореографии. | 1 | 1 | |
2 | Характер, строение музыки, музыкальный размер. | 1 | 1 | |
3 | Подскоки и бег. | 1 | 1 | |
4 | Притоп, галоп. | 1 | 1 | |
5 | Движение «Полька». | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | Обобщающее занятие «Золотая волшебница Осень» | 1 | 1 | |
2.Школьная пора. | 9 | 9 | ||
9 | Актерское мастерство, самовыражение в танце. | 1 | 1 | |
10 | Деми и грандплие по 1,2,3 позициям у станка. | 1 | 1 | |
11 | Батман тандю. | 1 | 1 | |
12 | Батман фондю. | 1 | 1 | |
13 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | Обобщающее занятие «Что, где, когда?» | 1 | 1 | |
3. Отчего так бывает? | 1 | 11 | 12 | |
18 | Значение танцев в сказках и мультфильмах. | 1 | 1 | |
19 | Ронд де жамб партер(вперед и назад). | 1 | 1 | |
20 | Жете. | 1 | 1 | |
21 | Гранд батман. | 1 | 1 | |
22 | Экарте, круазе. | 1 | 1 | |
23 | Прыжки по 1,2,3 позициям. | 1 | 1 | |
24 | Прыжки: шассе. | 1 | 1 | |
25 | Прыжки: глиссад. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | Обобщающее занятие «Книжные именины» | 1 | 1 | |
4. Что такое хорошо, что такое плохо? | 7 | 7 | ||
30 | Танец и спорт. | 1 | 1 | |
31 | Танцевальные упражнения с обручами. | 1 | 1 | |
32 | Танцевальные упражнения с гимнастическими палками. | 1 | 1 | |
33 | Варианты совмещения в танце упражнений с обручами и палками. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | Творческий отчет для родителей. | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 3 | 36 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
Тема «Мы - Россияне».
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Зеркало русской души. | теория | практика | всего | |
2 | 6 | 8 | ||
1 | История и особенности народных танцев. | 1 | 1 | |
2 | Русские народные танцы. Позиции и раскрытие рук из положения на поясе. | 1 | 1 | |
3 | Значение и особенности хороводов. | 1 | 1 | |
4 | Рисунок хоровода. Простой хороводный шаг. | 1 | 1 | |
5 | Русский переменный шаг вперед. | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | КТД «Осенины» | 1 | 1 | |
2. | 9 | 9 | ||
9 | Подскоки. Шаг с притопом. | 1 | 1 | |
10 | Движение «расческа». | 1 | 1 | |
11 | Движение «гармошка», «припадание». | 1 | 1 | |
12 | Каблучный шаг. | 1 | 1 | |
13 | Хлопки и хлопушки в русском народном танце. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | КТД «Рождественский хоровод» | 1 | 1 | |
3. Оплот русской духовности. | 12 | 12 | ||
18-20 | Присядка. Ковырялочка. | 3 | 3 | |
21-22 | «Веревочка». | 2 | 2 | |
23-24 | «Моталочка». | 2 | 2 | |
25 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
26 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | КТД «Наша хата утехами богата. Масленица. Веснянка» | 1 | 1 | |
4. Полезные заимствования. | 7 | 7 | ||
30-31 | Подготовка к штопору и голубцу. | 2 | 2 | |
32 | Штопор. Голубец. | 1 | 1 | |
33 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | КТД «Русская береза – символ Родины моей». | 1 | 1 | |
Итого: | 2 | 34 | 36 |
Учебно-тематический план 4 года обучения
Тема «Воспитай себя сам»
№ | Тема | Количество занятий | ||
1. Познай себя. | теория | практика | всего | |
8 | 8 | |||
1 | Спортивные танцы. | 1 | 1 | |
2 | Особенности рок-н-рола. Основной ход. | 1 | 1 | |
3 | Положение рук в паре, раскрытие в паре. | 1 | 1 | |
4 | Простой разворот и вращение. | 1 | 1 | |
5 | Перевороты и поддержки. | 1 | 1 | |
6 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
7 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
8 | ИТД «Руки человека – величайшее изобретение природы» | 1 | 1 | |
2. О дружбе и товариществе. | 9 | 9 | ||
9 | Квадратная румба. Основное положение в паре. | 1 | 1 | |
10 | Квадрат в паре. | 1 | 1 | |
11 | Разрыв, поворот. | 1 | 1 | |
12 | Поступательный ход, кубинский ход. | 1 | 1 | |
13 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
14 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
15 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
16 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
17 | ИТД «Знатоки хорошего настроения» | 1 | 1 | |
3. Коллектив начинается с меня. | 12 | 12 | ||
18 | Бальные танцы. Король танцев – вальс. | 1 | 1 | |
19 | Вальсовая дорожка вперед. Вальсовый шаг крестом. | 1 | 1 | |
20 | Вальсовые перестроения: «звездочка», «карусель». | 1 | 1 | |
21 | Вальсовые перестроения: «плетень», «книжка». | 1 | 1 | |
22 | Вальсовые перестроения: «галочка», «корзиночка». | 1 | 1 | |
23 | Перестроение из одного круга в 2 и 3. | 1 | 1 | |
24 | Положение рук и ног в парах. | 1 | 1 | |
25 | «Лодочка» | 1 | 1 | |
26 | Малый и большой квадрат. | 1 | 1 | |
27 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
28 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
29 | ИТД «Коса – подлинная краса» | 1 | 1 | |
Душа – это наше творение. | 7 | 7 | ||
30 | Танец Ча-ча-ча. Основные шаги вперед и назад. Шаги в паре, раскрытие пары. | 1 | 1 | |
31 | Шаг вперед накрест и назад накрест. | 1 | 1 | |
32 | Повороты сольные и в паре. | 1 | 1 | |
33 | Поворот друг от друга, раздельный поворот. | 1 | 1 | |
34 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
35 | Репетиционно-постановочная работа. | 1 | 1 | |
36 | ИТД «Прощание с Почемучкой» | 1 | ||
Итого: | 1 | 35 | 36 |
Методическое обеспечение программы.
Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если в танцевальных группах 1–ого года обучения изучаются основные движения танца, обращается внимание на выразительность движения, то в последующих годах обучения суммируются приобретённые детьми за два года знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных танцевальных композиций. Особое внимание уделяется работе над художественной выразительностью и музыкальностью детей.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: словесные (рассказ, беседы), демонстративные (наглядные пособия). Основной метод проведения занятий – практическая работа, цель которого закрепить и углубить полученные теоретические знания.
Для плодотворных занятий хореографического коллектива необходим танцевальный зал с деревянным покрытием, оснащённый зеркалами, станками, магнитофоном, аккомпаниментом и инвентарём в зависимости от репертуара. Во время занятий соблюдается температурный режим. Дети занимаются в танцевальной форме, в чешках или танцевальных туфлях. Волосы у девочек собраны на затылке. Мальчики занимаются в спортивной форме, в чешках или в танцевальных сапогах.
Программа включает проведение различных форм массовых мероприятий, направленных на эффективное решение учебно-воспитательных задач: конкурсы, концерты, открытые занятия.
Эффективность работы оценивается путем наблюдения за детьми в процессе обучения, анкетирования или опроса. Отчетные концерты, проводимые в конце каждой четверти, также показывают уровень освоения обучающимися практической части образовательной программы.
Важная оценка работы - отзывы самих обучаемых, их родителей, педагогов школ, которые помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.
Предполагаемый репертуар
1 год обучения:
- Хоровод друзей.
- Танец елочек, снежинок и зайчат.
- Цветочная полянка.
- В лесу.
2 год обучения:
- Осенняя полька
- Школьная пора.
- Танец сказочных героев.
- Танец с обручами и гимнастическими палками.
3 год обучения:
- Осенний хоровод;
- Русские узоры;
- Пойду ль я выйду ль я да…;
- Танец на тему русской кадрили. «Потеха».
4 год обучения:
- Рок-н-рол;
- Квадратная румба;
- Вальс;
- Ча-ча-ча.
Список литературы
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
- Белова Е. « Ракурсы танца», «Искусство», 1991г.
- Богаткова Л.Н. И мы танцуем, «Детская литература». – М., 1965.
- Богданов Г.Ф. «Самобытность русского танца», Москва. МГУК. 2003г
- История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение, 1995. - 368с.
- Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
- Пуртова Т.В. Беликова А. Н. Кветная О. В. «Учите детей танцевать», Век информации. Москва 2009г.
- Тимофеев П.Т. « Хопёр: история, быт, культура», Калининград,1998г.
- Телегин А.А Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Самоучитель модных танцев. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- http://horeograf.3dn.ru/publ/3-1-0-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....