Урок по теме "Домашние животные " по коми языку
методическая разработка (2 класс) по теме

Кузнецова Ольга Тимофеевна

Введение новой лексики по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gortsa_pemosyas._2_klass._domashnie_zhivotnye.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Коми язык

Тип учебного занятия (в рамках деятельностной    технологии):

Урок

Тема

Гортса пемöсъяс. (Домашние животные)

 2 класс. (первый год обучения)

Автор

Кузнецова Ольга Тимофеевна

Цель

создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения лексических единиц по теме «Домашние животные»

Задачи:  

Познавательный аспект:

Развивающий аспект:

Воспитательный аспект:

- организовать ситуацию целеполагания через

проблемную ситуацию;

 - организовать деятельность для освоения новых лексических единиц ( петук, мöс, куйлö , пукалö , сулалö, гортса пемöсъяс

 - организовать работу по отработке новой лексики (расширяющиеся синтагмы, составление предложений по моделям, составление текста);

 - организовать деятельность по самоконтролю.

познакомиться с домашними животными коми крестьянского хозяйства;

способствовать развитию мышления, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.

 создать условия для работы учащихся в группах для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, находить компромисс, прививать любовь к природе, к животным.

Планируемый результат:

Освоить новые лексические единицы.  

Основные лексимы:

петук, мöс, куйлö , пукалö , сулалö,

гортса пемöсъяс

Ресурсы:

Учебник «Коми кыв», наглядный и раздаточный материал, мультимедия (презинтация к уроку)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Универсальные учебные действия

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.

                     

Технологическая карта изучения темы «Гортса пемöсъяс».

Технология проведения

Деятельность

                  учителя

Деятельность

       ученика

Диагностирующие задания каждого этапа

1этап

Мотивация учащихся.

Цель:

1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

- Видза оланныд!

Давайте поприветствуем и друг друга!

- Я желаю (дети прикасаются друг с другом большими пальцами)

тебе добра! (указательными пальцами)

Ты желаешь ( средними пальцами)

мне добра!

Если тебе будет трудно

(Безымянными пальцами)

Я тебе помогу!

(мизинцами)

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

II этап. Актуализация знаний.

 (4  мин.)

Цель – Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1)актуализировать учебное содержание

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;

O + □  (слайд 2)

- Что это за значки?

- Какое задание можно придумать  к этой  модели.

- Какие же пары слов могут    получиться? (слайд 3)

- Верно ли мое предположение о том, что вы любите не только в игрушки играть, но и разгадывать загадки?

Поперёк крылечка лёг 
Лохмоногий наш замок. 
Но и ночью он, и днём 
Чужаков не пустит в дом. 

               (собака)

 

Каждый вечер, так легко,

Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – …

(корова)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.

                (петух)

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

                 (кошка)

(слайд 4)

На экране

вид деревенского дворика, который дополняется рисунками – отгадками животных.

-Предположите, какова тема сегодняшнего урока.

 □ - это слова, которые отвечают на вопрос кто? (кодi?), что? (мый?)

O – слова, отвечающие на вопрос какой? (кутшöм?)

- Подобрать пары слов, где одно из слов будет  по теме «Чачаяс» (Игрушки)

Ответы детей.

- Домашние животные.

- Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

 - использование знаково-символических средств (П);

 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 - учёт разных мнений (К);

III этап.

Выявление места и причины затруднения.

 (2 мин.)

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

-Любите путешествовать?

- Я очень люблю бывать в деревне. А вы?

- Представьте, что вы оказались в этом дворике коми деревни.

- А кто из вас гостил в коми деревне?

- Кого из домашних животных можно увидеть в крестьянском подворье?

- Думаю, каждый из вас любит домашних животных.

- Я хозяйка, вы – гости. Вам хочется пообщаться с животными, поговорить о них. Только беседовать придется по – коми.

- Вида оланныд!

- В чем затруднение?

Ответы детей.

- Вида оланныд!

Дети испытывают затруднение.

- Не знаем слов.

- постановка и формулирование проблемы (П);

 - структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К)

IV этап – целеполагание и построение алгоритма действий.

 (4-5 мин)

Цель:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

- Значит, чем будем заниматься?

- По какой теме?

- По – коми?

- Давайте попробуем сказать, чему мы должны научиться на уроке?

- Зачем нам нужны новые слова?

- Что мы о животном можем рассказать по картинке?

.

- Давайте подумаем, какие действия нам понадобятся?

- Как организуем работу по переводу слов?

- Страница учебника 39.

 ( запись на доске)

- Изучать новые слова.

Надо  узнать, как по-коми будут эти слова.

- Домашние животные.

- Не знаем. Тоже предстоит узнать.

- Узнать значение новых слов по-коми по этой теме.

- Потренироваться в запоминании этих слов.

- Научиться использовать их в своей речи.

- Чтобы рассказывать о домашних животных.

- Как называется это

животное,

какого цвета (кутшöм рöма), какого размера),

что делает.

Учебные действия:

  1. Перевести слова с помощью учебника, словаря.
  2. Проговорить эти слова в парах (в группах)
  3. Составить предложения.
  4. Составить текст.

(слайд 5)

- Будем работать в группах.

 1) Распределим между собой слова, значение которых нужно узнать. Воспользуемся словарем учебника.

Значения новых слов запишем на карточках.

2) Познакомим друг друга с тем, что узнали.

(дополним записи в своих карточках)

3) Отчитаемся о проделанной работе.

- Самоопределение (Л);

 - смыслообразование (Л);

 - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- самостоятельное выделение и формулиро вание познавательной цели (П);

 - поиск и выделение необходимой инфор мации (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

 - структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

 - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснова ния своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К)

V этап – открытие новых знаний.

 (4 – 5 мин.)

Цель:

Построение и фиксация нового знания

Пооперационный контроль. (слайд 6 )

Ребята работают в группах по 4 человека. Каждый в группе получает карточку. (Приложение 1 )

Разбившись на пары, приступают к переводу выбранной группы слов. Один находит перевод, другой записывает в карточке. Затем «пары» в  группах обмениваются своими «открытиями».

- волевая саморегуляция (Р);

 - познавательная инициатива (Р);

 - выдвижение гипотез и их обоснование (П);

 - поиск необходимой информации (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Физминутка

- Главным помощником коми охотников была  …  собака.

(слайд 7 )

- Чем интересна порода этой собаки?

(такую собаку называют четырехглазой – нёль синма пон)  

- Я, думаю, вы с удовольствием поиграете в «охотников». Вам надо будет в нашем классе найти записки с сообщениями об этой собаке.

По цвету записок объединяетесь в группы, знакомите с информацией согласно порядковому номеру.

- Так какая же она, эта четырёхглазая собака?

1. Удачливость коми охотников при ружейном промысле во многом определялась тем, насколько опытную собаку он имел.

2. Хороших, обученных собак продавали очень редко и цены на них были весьма высоки; чаще их меняли на скотину.

3.  Причем, хорошая собака нередко ценилась выше коровы.

 4. Наиболее часто выбор щенков заключался в следующем: еще слепых щенят клали на табурет, оставляли почуявших край табурета и выбраковыволи упавших с него.

1. «Четырёхглазой» собака считается потому, что над глазами у неё два белых или темных пятна.

2. Пятна над глазами собаки не являются отличительной чертой породы.

 3. Считается, что такая собака обладает особым чутьем, она способна видеть всевозможных духов и оберегать хозяина.

4.  Таких собак мало, поэтому на них был большой спрос.

1. «Четырехглазые» собаки известны не только в коми.

2. Что-то необъяснимое в такой собаке имеется.  Упоминания о ней уходят в далекую древность

3.   В Тибетских преданиях сообщается, что такие собаки никогда не спят. Даже когда у собаки закрыты глаза, считается, что она все видит.

4. Считалось, что защитить душу умершего от демонов могла только «четырехглазая» собака.

1.В энциклопедии Мифология коми об этой собаке сообщается:

2. -такие собаки отгоняли оживших колдунов от своих хозяев;

3 -вой таких собак предвещал покойника;

4.-такие собаки разговаривают между собой и понимают язык людей;

-нельзя перешагивать через собаку;

5. -приготовив кашу, первую ложку хозяин отдает собаке;

6. - если хозяин убил эту собаку, она может мстить ему с того света.

7. По легендам и преданиям, по рассказам местных жителей установлено, что «Четырёхглазые» собаки очень умные, отличаются большой добротой, преданны хозяину, обладают неведомым нам обостренным чувством опасности, могут отдать жизнь за хозяина.

VI этап - Первичное закрепление  .

 (4 – 5 мин.)

 (Отработка новых лексических единиц)

Цель этапа:

Применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель показывает на рисунок   собаки.

-Пон?

- А сможете ли вы ответить парой слов?

-Да, ыджыд пон.

-Пон еджыд рöма. (нёль синма пон)

- Что еще можно добавить к сказанному

- Еджыд пон куйлö.

Аналогично.

- Кань?

- Да, сьöд кань.

- Сьöд кань пукалö.

- Да, ичöт кань.

- Ичöт кань олö керкаын.

 

Практическая работа в группах:

-подбор слов к синтагме

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

VII этап- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

- Что это за модели? (слайд 8)

□ + ∆.

O + □ + ∆.

- Придумайте задания к этим моделям.

- Какой значок вам неизвестен?

- Как вы думаете, какие слова заменили треугольниками.

- Какой вопрос можем поставить к этим словам?

- По – коми – мый вöчö?

- Предположите, какие предложения будет легче составить, а какие труднее.

- А сейчас по выбранной схеме составьте предложение.

Эталон для самопроверки:

□                     +             ∆.

Пон                           куйлö.

Кань                          пукалö.

Мöс                            сулалö

 

O        +         □      +     ∆.

Ыджыд         мöс          сулалö.

Ичöт              кань         пукалö.

Еджыд           пон          куйлö.

Процессуальный контроль.

- Подведите итог в группах:

- кто составил одно предложение,

- кто два предложения, а кто все три .

Проверка составленных предложений в группах.

- Кто правильно выполнил задания?

- Модели предложений.

- Составить предложения

о домашних животных.

∆.

- Слова, которые обозначают, что делает животное.

Что делает?

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р);

- использование критериев для обоснова ния своего суждения (К)

VIII этап- 7-8 минут.

включение в систему знаний.

Составление текста. (слайд 9)

Тайö             ( рисунок - кань).

Сiйö  ~~~  да  ~~~.

Кань олö           ( рисунок - керкаын).

Кань  -  ~~~ пемöс.

(слайд 10)

Тайö               ( рисунок - пон).

Сiйö  ~~~  да  ~~~.

Пон видзö                   (рисунок-керка) .

Пон  -  ~~~  пемöс.

- Нравственно-этическое оценивание усва иваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходи мой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково-символических средств (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

IX этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (2-3 мин)

Цель этапа:        

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Чему вы научились на уроке?

(слайд 11)                                                        

Расскажите по схеме:

Я    - знаю ….

 Я   -  запомнил …

 Я   -   смог         …                                

                                                                                                                                                 

- Что же помогло сегодня на уроке вам запомнить слова? (Практическая работа, работа в парах)

- Практическая работа, работа в парах, в группах.

- Рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результа тов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успеш ности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснова ния своего суждения (К);

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слова по - русски

Слова  по - коми

корова

петух

домашние

животные

лежит

сидит

стоит

ПРИЛОЖЕНИЕ  2.

Карточки на красной бумаге.

1. Удачливость коми охотников при ружейном промысле во многом определялась тем, насколько опытную собаку он имел.

2. Хороших, обученных собак продавали очень редко и цены на них были весьма высоки; чаще их меняли на скотину.

3.  Причем, хорошая собака нередко ценилась выше коровы.

 4. Наиболее часто выбор щенков заключался в следующем: еще слепых щенят клали на табурет, оставляли почуявших край табурета и выбраковыволи упавших с него. к

Карточки на зеленой бумаге.

1. «Четырёхглазой» собака считается потому, что над глазами у неё два белых или темных пятна.

2. Пятна над глазами собаки не являются отличительной чертой породы.

 3. Считается, что такая собака обладает особым чутьем, она способна видеть всевозможных духов и оберегать хозяина.

4.  Таких собак мало, поэтому на них был большой спрос.

Карточки на желтой бумаге.

1. «Четырехглазые» собаки известны не только в коми.

2. Что-то необъяснимое в такой собаке имеется.  Упоминания о ней уходят в далекую древность

3.   В Тибетских преданиях сообщается, что такие собаки никогда не спят. Даже когда у собаки закрыты глаза, считается, что она все видит.

4. Считалось, что защитить душу умершего от демонов могла только «четырехглазая» собака.

Карточки на синей бумаге

1.В энциклопедии Мифология коми об этой собаке сообщается:

2. -такие собаки отгоняли оживших колдунов от своих хозяев;

3 -вой таких собак предвещал покойника;

4.-такие собаки разговаривают между собой и понимают язык людей;

-нельзя перешагивать через собаку;

5. -приготовив кашу, первую ложку хозяин отдает собаке;

6. - если хозяин убил эту собаку, она может мстить ему с того света.

7. По легендам и преданиям, по рассказам местных жителей установлено, что «Четырёхглазые» собаки очень умные, отличаются большой добротой, преданны хозяину, обладают неведомым нам обостренным чувством опасности, могут отдать жизнь за хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коми языка "Домашние животные»

Урок  проведён по новому учебнику Е.Н. Вязова, А.В.Сизова. «Коми кыв». Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к домашним животным....

Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"

В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом,  с текстом. Школьники  учатся оценивать каждый этап урока,работать  в группах.  Итог–текст ...

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные" 2 класс

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные"...

Презентация к интегрированному уроку по коми языку и окружающему миру по теме "Животные нашего леса" 2 класс

На интегрированном уроке коми языка и окружающего мира учащиеся знакомятся с животными родного края, составляют описание животных на коми языке. В конце оформляют албом, работая по группам....

Словарь по коми языку. Тема "Домашние животные"

В помощь учащимся и родителям при выполнении домашнего задания....

Конспект урока по коми языку. Дикие животные . 3 класс.

Конспект урока по коми языку. Тема: Дикие животные.Знакомство с новыми животными. Понятие имени прилагательного....

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...