Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мусина Алмагуль Сиркбаевна

 

                                                                                           Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель:дать представление  о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

- создать представление о роли морали в жизни людей

 

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

 

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

- Кто считается её основателем?

- Что такое мораль?

- Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

- Узнали вы героев этой сказки?

- Как она называется?(Морозко)(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

- Кого встретила падчерица?

-Как она ведет себя с Морозко?

-А родная  дочь, зачем поехала в лес?

-Как она ведет себя с Морозко?

-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

-Сколько мнений мы записали?

- Как вы думаете, какое из них верное?

-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3.  Изучение нового материала

-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

 

 

 
  

 

На доске (или слайде) фиксируется схема:

 

 
 
 
  

А сейчас  посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

- Почему вы так считаете?

- Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры.  Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

- Когда возникла мораль?

- Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

- Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»(фиксируется в тетради)

 

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

crying

Мне было грустно

indecision

Моё настроение улучшилось

smiley

Мое настроение было хорошим

 

 

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_1.pptx202 КБ
Файл prezentciya_2.pptx2.97 МБ
Файл urok_3..docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

морозко Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь, что ни сделает — за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: — Садись, мила дочь, в сани.

Слайд 9

— Тепло ли тебе, девица? — Тепло, Морозушко , тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: — Тепло, Морозушко , тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: — Ой, тепло, голубчик Морозушко !

Слайд 10

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает , пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: — Тепло ли тебе, девица? А она ему: — Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко … Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? — Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко … Еще ниже спустился Морозко , сильнее приударил, затрещал, защелкал: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? — Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !

Слайд 11

Что значит быть культурным? Задание: Составьте словесный портрет культурного человека

Слайд 12

Культура и мораль

Слайд 13

Культура (лат.) – «возделывание земли». В русском языке употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность

Слайд 14

Домашнее задание: Что или кто мне помогает стать культурным человеком? (письменно в тетради)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Мусина А.С., Щепачева О.Ю., Бугаева Е.А., Гавриш Л.В., Галкина О.Ю., Жумагулова Г.Ж.

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление  о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

- создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

- Кто считается её основателем?

- Что такое мораль?

- Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

- Узнали вы героев этой сказки?

- Как она называется?(Морозко)(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

- Кого встретила падчерица?

-Как она ведет себя с Морозко?

-А родная  дочь, зачем поехала в лес?

-Как она ведет себя с Морозко?

-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

-Сколько мнений мы записали?

- Как вы думаете, какое из них верное?

-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3.  Изучение нового материала

-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас  посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

- Почему вы так считаете?

- Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры.  Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

- Когда возникла мораль?

- Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

- Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!» (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

 

Мне было грустно

Моё настроение улучшилось

Мое настроение было хорошим

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...