Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме
Основы светской этики
Урок 3 «Культура и мораль»
Цель:дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества
Задачи:
Личностные
- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;
- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;
- создать представление о роли морали в жизни людей
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)
- Что такое этика?
- Кто считается её основателем?
- Что такое мораль?
- Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?
2. Введение в тему урока
Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)
- Узнали вы героев этой сказки?
- Как она называется?(Морозко)(слайд 7)
Давайте вспомним сказку.
(слайд 8,9,10)
- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?
- Кого встретила падчерица?
-Как она ведет себя с Морозко?
-А родная дочь, зачем поехала в лес?
-Как она ведет себя с Морозко?
-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?
-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)
-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
(слайд 12)
-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)
-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)
-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).
-Сколько мнений мы записали?
- Как вы думаете, какое из них верное?
-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)
3. Изучение нового материала
-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)
Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)
По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:
На доске (или слайде) фиксируется схема:
А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)
(Ответы детей)
- Почему вы так считаете?
- Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)
Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).
Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.
- Когда возникла мораль?
- Какие поступки помогают жить, а какие мешают?
- Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»(фиксируется в тетради)
4. Подведение итогов урока
По вопросам учебника с.9
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было грустно | Моё настроение улучшилось | Мое настроение было хорошим |
5. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?
Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_1.pptx | 202 КБ |
prezentciya_2.pptx | 2.97 МБ |
urok_3..docx | 49.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
морозко Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь, что ни сделает — за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: — Садись, мила дочь, в сани.
— Тепло ли тебе, девица? — Тепло, Морозушко , тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: — Тепло, Морозушко , тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: — Ой, тепло, голубчик Морозушко !
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает , пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: — Тепло ли тебе, девица? А она ему: — Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко … Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? — Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко … Еще ниже спустился Морозко , сильнее приударил, затрещал, защелкал: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? — Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !
Что значит быть культурным? Задание: Составьте словесный портрет культурного человека
Культура и мораль
Культура (лат.) – «возделывание земли». В русском языке употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность
Домашнее задание: Что или кто мне помогает стать культурным человеком? (письменно в тетради)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Мусина А.С., Щепачева О.Ю., Бугаева Е.А., Гавриш Л.В., Галкина О.Ю., Жумагулова Г.Ж.
Основы светской этики
Урок 3 «Культура и мораль»
Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества
Задачи:
Личностные
- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;
- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;
- создать представление о роли морали в жизни людей
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)
- Что такое этика?
- Кто считается её основателем?
- Что такое мораль?
- Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?
2. Введение в тему урока
Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)
- Узнали вы героев этой сказки?
- Как она называется?(Морозко)(слайд 7)
Давайте вспомним сказку.
(слайд 8,9,10)
- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?
- Кого встретила падчерица?
-Как она ведет себя с Морозко?
-А родная дочь, зачем поехала в лес?
-Как она ведет себя с Морозко?
-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?
-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)
-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
(слайд 12)
-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)
-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)
-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).
-Сколько мнений мы записали?
- Как вы думаете, какое из них верное?
-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)
3. Изучение нового материала
-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)
Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)
вторая природа
По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:
культура
материальная и духовная
создается трудом людей
не существует в единственном числе
На доске (или слайде) фиксируется схема:
КУЛЬТУРА
духовная
материальная
А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)
(Ответы детей)
- Почему вы так считаете?
- Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)
Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).
Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.
- Когда возникла мораль?
- Какие поступки помогают жить, а какие мешают?
- Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!» (фиксируется в тетради)
4. Подведение итогов урока
По вопросам учебника с.9
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было грустно | Моё настроение улучшилось | Мое настроение было хорошим |
5. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?
Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...