программа проектной деятельности в начальных классах
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа составлена на основе требований ФГОС. Темы проектов соответствуют программному материалу УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kruzhok_chudesnaya_masterskaya.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Удовлетворяя познавательные интересы обучающихся, углубляя и конкретизируя программные географические, исторические знания, наиболее любознательные вовлекаются во внеклассную работу кружка “Чудесная мастерская ”. Используются разнообразные методы и формы проведения: беседы, тестовые задания, кроссворды, ребусы, способствующие развитию у обучающихся логического мышления, навыков грамотной речи, индивидуальной самостоятельностей работы.
Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, проведение исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций.
I. Общая характеристика
Являясь предметом гуманитарного цикла, краеведение даёт возможность младшему школьнику познакомиться с природой, историей, географией родного края, осознать важность владения этой информацией для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В процессе преподавания запланированы уроки - лекции, уроки – викторины, конкурсы, экскурсии в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего родного края, познакомить с достопримечательностями, литературой, знаменитыми людьми. Обучение краеведению, безусловно, должно опираться на опыт учеников. Необходимо научить находить, использовать, обобщать информацию, уметь наблюдать за природой и беречь её, а также развивать свои творческие способности, мышление, память, успешно решать практические задачи.
Цель кружка:
– создание условий для формирования реальных представлений обучающихся о природных, социальных и экономических системах родного края; знакомство с людьми, оставившими свой след в истории родного края
Задачи кружка:
– более подробно изучить природу, население своей "малой Родины";
– актуализировать роль краеведения в образовательном пространстве города;
– воспитать патриотические качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие;
– способствовать развитию у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
– погружение учащихся в исследовательский поиск и постепенное подведение их к научному познанию родного края.
– приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний и умений, как в повседневной жизни, так и в будущем на благо нашего края и России.
Основные направления, применяемые в воспитательном процессе:
– краеведческое;
– гражданско-патриотическое;
– художественно-эстетическое.
II. Описание места в учебном плане
Объём учебного времени 1 час в неделю, 34 часа в год
III. Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание учебного предмета:
В структуре курса краеведения можно выделить пять разделов:
«Наша школа»,
«Моё село»,
«Моя семья»,
«Край, в котором мы живем»,
«Люди, которые оставили след в истории села».
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»[1] и т.д.;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных действий:
– пользоваться различными приёмами нахождения информации по родному краю;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– наблюдать за сезонными изменениями в природе и делать выводы;
– определять известные виды съедобных и несъедобных грибов и ягод;
– давать оценку поведению людей в природе
- знать некоторые виды птиц, животных, обитающих в нашей местности
Ожидаемые результаты Результатами успешной реализации данной программы являются:
– приобретение обучающимися знаний, умений по краеведению,
– творческий рост детей, положительная динамика учебных достижений;
– максимальная ступень самореализации каждого члена кружка;
– приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности по краеведению
- формирование у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формирование активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
Материально-техническое обеспечение
1. Внеклассная природоохранная работа в школе. Н.А. Александрова,
М.Г. Рябова. Волгоград
2. Животный мир нашей Родины. В.П. Герасимов. Пособия для учителя начальных классов. М. «Просвещение»
3. Памятники природы Саратовской области. В.А. Брылев. 4. Красная книга.
4. Редкие и охраняемые растения и животные Саратовской области. В.А. Брылев.
5. Презентации по темам
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела (с подробным содержанием тем) | ч | УУД | Формы контроля | Дата |
Наша школа 2ч | ||||
Рисование с натуры школьных предметов | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Конкурс рисунков | |
День бабушек | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Подготовка концертной программы | |
Моё село 14ч | ||||
3 Времена года. Выполнение панно | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные работать в группе -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Законченная коллективная работа | |
4 Улицы по которым я хожу в школу. Пейзаж на тему «Мой любимый уголок Родины» | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Выставка рисунков | |
5-6 Улица Маркина Исследовательский проект «Герои той войны», посвящённый 70 со дня Победы | 2 | Сообщение о Герое СССР | ||
Мягкая игрушка | 2 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Готовые изделия, составление композиции | |
Вышивка | 1 | |||
Рисованный альбом | 1 | |||
Оригами | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | ||
Объёмная композиция «На морском дне» | 2 | |||
Выпуск стенгазеты | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Личностные проявление патриотических чувств при изучении осенних традиций, поверий, примет русского народа. | Экологический словарь Выпуск стенгазеты | |
14 -15 «Мы экологи» (изготовление экологических знаков) | 2 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Творческая работа | |
16 «Защитите будущее» (составление воззвания к односельчанам) | 1 | составление воззвания к односельчанам | ||
Люди, которые оставили след в истории села 3ч | ||||
17 Фоторепортаж о трудовых буднях наших бабушек и дедушек | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | фоторепортаж | |
18 «Люди прославившие мою школу трудом» учителя – ветераны Составление альбома | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Работа с источниками | |
19 «Мои одноклассники» Составление рисованного альбома. | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Альбом с рисунками | |
Моя семья 4ч | ||||
20-22 Традиции, обычаи, семейные праздники. | 3 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Семейное древо | |
24 Профессия моих родителей | 1 | сочинение | ||
Край, в котором мы живем 10ч | ||||
25-26 Физическая карта области Составление карты местности | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Правила работы с картой | |
27 Водные богатства области | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты -уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Работа с источниками | |
28 Река на которой я живу. Экскурсия по берегу реки Елань | 1 | |||
29 Флора и фауна края. Красная книга. Составление местной Красной книги | 1 | Работа с источниками | ||
30-31 Осваиваем технику «Квилинг» | 2 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга» | Выполнение поделок, выставка работ | |
32 Озеленение школьного двора , класса, уборка территории около школы | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга» | Работа по уборке территории | |
33 Экологический поход | 1 | Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга» | ||
34 Итоговая выставка наших лучших работ, . | 1 | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектной деятельности в начальной школе.
Программа Проектной деятельности в начальной школе соотавлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые ре...
Программа «Проектная деятельность в начальной школе»
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоит...
Программа "Проектная деятельность в начальной школе"
Цель программы - создание условий для развития личностного потенциала ребенка, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности....
Программа проектной деятельности в начальной школе.
Программа проектной деятельности Для учащихся 1- классов. Цели, задачи. КТП...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....
Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме:"Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС"
Презентация, иллюстрирующая выступление из опыта работы....
ПРОГРАММА «Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ «СШ «13» г.Нижневартовска
Создание условий для успешного освоения учениками основ проектной (исследовательской) деятельности....