Программа "Проектная деятельность в начальной школе"
рабочая программа на тему

 Цель программы - создание условий для развития личностного потенциала ребенка, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöй  велöдан учреждение

Утверждена школьным Советом по

 Вопросам организации введения

ФГОС нового поколения НОО

От 30.05.2011года, протокол № 6,

Приказом по школе от 30.05.2011года.

ПРОГРАММА

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

                

        

Авторы программы:

Беляева Т.И., учитель начальных классов,

Елфимова  С. А., учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 30»

Сыктывкар

                2011

Паспорт Программы

Наименование Программы

Проектная деятельность в начальной школе.

Основание для разработки Программы

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

 -Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.

Заказчик Программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара.

Основные разработчики Программы

Беляева Т.И., Елфимова С.А., учителя начальных классов

Цель Программы

 Создание условий для развития личностного потенциала ребенка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи Программы

- способствовать формированию основ проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);

- способствовать развитию творческого мышления и воображения.

- способствовать формированию потребности в самопознании, в саморазвитии ребенка;

- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

- способствовать формированию личностных ценностей, гражданской позиции, осознанию принадлежности к истории и культуре своего народа;

- способствовать осознанию использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Сроки и этапы реализации Сроки реализации Программы

1 этап (1 и первая половина второго года реализации программы) подготовительный

2 этап (вторая половина второго года, 3 и первая половина 4 года реализации программы) основной

3 этап (вторая половина 4 года реализации программы) аналитический и рефлексивный)

4 года

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.  Ориентироваться в учебнике и дополнительной литературе. 

Корректировать выполнение задания под руководством учителя.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях, интернете и других источниках.

 Корректировать выполнение задания в дальнейшем в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

В течение всех четырех лет  на каждого ученика оформляется «Портфолио». Воспитание младших школьников в соответствии с портретом выпускника.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  Результаты  первого  уровня  (получение  школьниками  социально  значимых  знаний):  приобретение  школьником  представлений  о проектной деятельности, знаний об окружающем мире, приобретение школьниками  знаний  об  основных  общечеловеческих  ценностях, о нормах культурного и толерантного общения со сверстниками; об экологических проблемах России и мира; о необходимости ответственного отношения к судьбе своей страны и планеты.

Результаты второго уровня  (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к базовым учебным дисциплинам, родной  культуре, национальным  традициям,  семье;  повышение  самооценки  учащихся;  развитие  ценностных  отношений  школьника  к своему Отечеству, ее  истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, к природе и биологическому разнообразию жизни;  к  Знаниям,  науке  и  исследовательской  деятельности;  к Миру, сотрудничеству;  к  Человеку,  к  народу,  другим  и  иным  людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще,  развитие  ценностных  отношений  школьников  к  своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.  

Результаты  третьего  уровня  (приобретение  школьниками опыта  социально  значимого  действия):  получение  школьником  опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров  (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных  сторон,  опыта  формирования  позитивного  отношения  к  труду  и родной культуре, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне. Приобретение опыта публичного выступления по  проблемным вопросам; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта интервьюирования; приобретение опыта самоорганизации  и  организации  совместной деятельности с другими детьми.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик – Совет по реализации проекта по введению ФГОС муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара.

Пояснительная записка.

Программа «Проектная деятельность» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативной. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности  призвана решать данную проблему. При использовании технологии проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний. Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов:  компетентностного  и деятельностного.

        Новизна программы заключается в способе формирования ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования. К таковым относятся:

  • умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
  • умение планировать  конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
  • умение  планировать  действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять  последовательность  действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  • умение  выполнять  обобщенный  алгоритм  проектирования;
  • умение  вносить  коррективы в ранее принятые решения;
  • умение  конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать  конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
  • умение выражать  замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • умение  поиска  и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  • умение  составлять  схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
  • умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  • умение оценивать проекты, выполненные другими;
  • умение понимать критерии оценивания проектов;
  • умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
  • умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Средством служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • способствовать  формированию  основ проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
  • способствовать  развитию  творческого  мышления  и воображения.
  • способствовать  формированию  потребности в самопознании, в саморазвитии ребенка;
  • способствовать развитию  коммуникативных,  рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  • способствовать  формированию  личностных ценностей, гражданской позиции, осознанию принадлежности к истории и культуре своего народа;
  • способствовать осознанию использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Характеристика программы.

Проектирование – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В качестве основных подходов к организации педагогической практики в реализации данной программы будут:

  • системный;
  • личностный;
  • деятельностный;
  • компетентностный.

Методы проведения занятий:  беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита  исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        

Технологии:

- технология продуктивного чтения;
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология оценивания учебных успехов учащегося;

- информационно-коммуникационные.

   В результате реализации программы  у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере  личностных универсальных  учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В  сфере  регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере  познавательных универсальных учебных действий учащийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В  сфере  коммуникативных универсальных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Ведущие    идеи   организации   проектной   деятельности обучающихся:

  • в центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
  • образовательный процесс строится не в логике учебных предметов,   а   в   логике   деятельности,   имеющей   личностный смысл для учащихся, что повышает их мотивацию;
  • каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
  •  индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход учащихся на свой уровень развития;
  •  проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
  • проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Виды проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Программа «Проектная деятельность в начальной школе» рассчитана на 4 года обучения,  реализуется в учебной и внеучебной деятельности.  

                В  начальной школе  проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

                Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик   становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Банк проектов

Учебная деятельность

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Эти удивительные буквы.

Моя любимая игрушка.

Как хорошо уметь грамотно писать.

Сердце матери лучше солнца греет.

Строим слова и предложения.

Сказочная викторина.

Волшебница речь.

Помощь взрослым.

Математика

Эти удивительные цифры.

Измерение времени.

Вычислительные машины.

Свойства площади.

Литературное чтение

Устное народное творчество.

Планета загадок.

Загадка.

В мире сказок.

Сказки русских писателей.

Мой любимый писатель.

Басни.

Проектирование костюма к сказке.

Технология

Панно «Осенний букет»

Рамка для фотографий

Мягкая игрушка «Рыбка»

Салфетка

Изо

Сказочные герои.

Народное творчество.

Дизайн в нашей жизни.

Изобразительное искусство.

Окружающий мир

Родной город.

Встречаем зиму.

О Жучках и Мурках.

Профессии.

Города России.

Пернатые друзья.

Праздник солнца, земли и воды.

Страны мира.

Путешествие капельки.

Почему Луна меняет форму?

Красная книга, или возьмём под защиту. Родословная.

История появления в России культурных растений.

Внеурочная деятельность

Подпрограммы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ПДД

Виды транспота.

Дорожные знаки.

Правила для пешеходов.

Добрый светофор.

Регулирумая дорога.

Твой ежедневный маршрут.

Дорожные знаки в моей окрестности.

Расставь дорожные знаки на перекрёстке.

История светофора.

Зелёная дорога.

О чём говорят дорожные знаки.

Где можно и где

нельзя играть

Безопасность пешеходов.

Понятия и термины ПДД.

Нерегулируемые перекрёстки.

Ситуации на дороге.

Мир добра

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Жизнь дана на добрые дела

"Достопримеча-тельности нашего города"

«Гармония в природе"

Умники и умницы

Конкурс мате-

матических развлечений.

Мое любимое число.

Чемпионат класса по логической игре.

Самый умный. Конкурс математических развлечений. Энциклопедия логических развлечений.         Математический праздник.

Чемпионат класса по логической игре. Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли). Моя олимпиада.  Чудесные загадки. 

Бумажный домик с мебелью. Республика Коми в цифрах. Кроссворды по теме «Наши имена». Моя олимпиада.  

Работа с одаренными детьми

Мое любимое домашнее животное.

Мой родной город.

Моя будущая профессия.

Люди, которыми мы гордимся.

Школа моей мечты.

История моего края в годы Великой Отечественной войны.

Краеведение –экология.

Экологические правила поведения в природе.

Зелёная аптека родного края.

Сыктывкар – миян кар.

Я  и  будущее моего края.

Жизнь без вредных привычек: полезные навыки

Я - уникальный человек.

Вкусы и увлечения.

Учусь взаимодействовать.

Дерево достижений.

Игротека

Русские народные игры. Проводы зимы.

Коми народные игры. Проводы зимы.

Зимние эстафеты.

Игра, которую придумали мы сами.

Этапы проектирования.

Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта

Этапы проектной деятельности

Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности

Виды деятельности учащихся

Деятельность учителя

дидактические материалы (список)

доступные источники информации (список)

материалы, инструменты, оборудование

В школе

дома

Таблица 2 Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект        

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

 – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

 Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2.Планирование деятельности        

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

 • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы        

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4.Оформление   результатов.        

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы

5. Презентация результатов        

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Критерии внешней оценки проекта.

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  4. Коллективный  характер  принимаемых  решений.
  5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  8. Эстетика оформления результатов проекта.
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

      Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени  сформированности  умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • владение  рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

 - умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

 - умение находить несколько вариантов решения проблемы;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи;

 - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

 - умения и навыки работы в сотрудничестве, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 - умение выдвигать гипотезы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения с учетом специфики содержания предметных областей.

Предполагаемые результаты реализации программы.

  Результаты  первого  уровня  (получение  школьниками  социально  значимых  знаний):  приобретение  школьником  представлений  о проектной деятельности, знаний об окружающем мире, приобретение школьниками  знаний  об  основных  общечеловеческих  ценностях, о нормах культурного и толерантного общения со сверстниками; об экологических проблемах России и мира; о необходимости ответственного отношения к судьбе своей страны и планеты.

Результаты второго уровня  (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к базовым учебным дисциплинам, родной  культуре, национальным  традициям,  семье;  повышение  самооценки  учащихся;  развитие  ценностных  отношений  школьника  к своему Отечеству, ее  истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, к природе и биологическому разнообразию жизни;  к  Знаниям,  науке  и  исследовательской  деятельности;  к Миру, сотрудничеству;  к  Человеку,  к  народу,  другим  и  иным  людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще,  развитие  ценностных  отношений  школьников  к  своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.  

Результаты  третьего  уровня  (приобретение  школьниками опыта  социально  значимого  действия):  получение  школьником  опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров  (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных  сторон,  опыта  формирования  позитивного  отношения  к  труду  и родной культуре, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне. Приобретение опыта публичного выступления по  проблемным вопросам; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта интервьюирования; приобретение опыта самоорганизации  и  организации  совместной деятельности с другими детьми.

 

Список литературы.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

5. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

7.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

8. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

10.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

12. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...