Программа "Проектная деятельность в начальной школе"
рабочая программа на тему
Цель программы - создание условий для развития личностного потенциала ребенка, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_t.i._elfimova_s.a._programma_proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара
(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)
«30 №-а шöр школа»
Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение
Утверждена школьным Советом по
Вопросам организации введения
ФГОС нового поколения НОО
От 30.05.2011года, протокол № 6,
Приказом по школе от 30.05.2011года.
ПРОГРАММА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Авторы программы:
Беляева Т.И., учитель начальных классов,
Елфимова С. А., учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 30»
Сыктывкар
2011
Паспорт Программы
Наименование Программы | Проектная деятельность в начальной школе. |
Основание для разработки Программы | - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения). -Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010. |
Заказчик Программы | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара. |
Основные разработчики Программы | Беляева Т.И., Елфимова С.А., учителя начальных классов |
Цель Программы | Создание условий для развития личностного потенциала ребенка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности. |
Задачи Программы | - способствовать формированию основ проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности); - способствовать развитию творческого мышления и воображения. - способствовать формированию потребности в самопознании, в саморазвитии ребенка; - способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков; - способствовать формированию личностных ценностей, гражданской позиции, осознанию принадлежности к истории и культуре своего народа; - способствовать осознанию использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
Сроки и этапы реализации Сроки реализации Программы 1 этап (1 и первая половина второго года реализации программы) подготовительный 2 этап (вторая половина второго года, 3 и первая половина 4 года реализации программы) основной 3 этап (вторая половина 4 года реализации программы) аналитический и рефлексивный) | 4 года Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Ориентироваться в учебнике и дополнительной литературе. Корректировать выполнение задания под руководством учителя. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, интернете и других источниках. Корректировать выполнение задания в дальнейшем в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы. В течение всех четырех лет на каждого ученика оформляется «Портфолио». Воспитание младших школьников в соответствии с портретом выпускника. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, знаний об окружающем мире, приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, о нормах культурного и толерантного общения со сверстниками; об экологических проблемах России и мира; о необходимости ответственного отношения к судьбе своей страны и планеты. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к базовым учебным дисциплинам, родной культуре, национальным традициям, семье; повышение самооценки учащихся; развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, к природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к народу, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще, развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне. Приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта интервьюирования; приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик – Совет по реализации проекта по введению ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара. |
Пояснительная записка.
Программа «Проектная деятельность» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативной. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности призвана решать данную проблему. При использовании технологии проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний. Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного.
Новизна программы заключается в способе формирования ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования. К таковым относятся:
- умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
- умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
- умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
- умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
- умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
- умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
- умение оценивать проекты, выполненные другими;
- умение понимать критерии оценивания проектов;
- умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.
Средством служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- способствовать формированию основ проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
- способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- способствовать формированию потребности в самопознании, в саморазвитии ребенка;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- способствовать формированию личностных ценностей, гражданской позиции, осознанию принадлежности к истории и культуре своего народа;
- способствовать осознанию использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Характеристика программы.
Проектирование – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
В качестве основных подходов к организации педагогической практики в реализации данной программы будут:
- системный;
- личностный;
- деятельностный;
- компетентностный.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Технологии:
- технология продуктивного чтения;
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология оценивания учебных успехов учащегося;
- информационно-коммуникационные.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
- в центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащихся, что повышает их мотивацию;
- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход учащихся на свой уровень развития;
- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Виды проектов.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Программа «Проектная деятельность в начальной школе» рассчитана на 4 года обучения, реализуется в учебной и внеучебной деятельности.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Банк проектов
Учебная деятельность | ||||
Предметы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Русский язык | Эти удивительные буквы. Моя любимая игрушка. | Как хорошо уметь грамотно писать. Сердце матери лучше солнца греет. | Строим слова и предложения. Сказочная викторина. | Волшебница речь. Помощь взрослым. |
Математика | Эти удивительные цифры. | Измерение времени. | Вычислительные машины. | Свойства площади. |
Литературное чтение | Устное народное творчество. Планета загадок. | Загадка. В мире сказок. | Сказки русских писателей. Мой любимый писатель. | Басни. Проектирование костюма к сказке. |
Технология | Панно «Осенний букет» | Рамка для фотографий | Мягкая игрушка «Рыбка» | Салфетка |
Изо | Сказочные герои. | Народное творчество. | Дизайн в нашей жизни. | Изобразительное искусство. |
Окружающий мир | Родной город. Встречаем зиму. О Жучках и Мурках. | Профессии. Города России. Пернатые друзья. Праздник солнца, земли и воды. | Страны мира. Путешествие капельки. Почему Луна меняет форму? | Красная книга, или возьмём под защиту. Родословная. История появления в России культурных растений. |
Внеурочная деятельность | ||||
Подпрограммы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
ПДД | Виды транспота. Дорожные знаки. Правила для пешеходов. Добрый светофор. | Регулирумая дорога. Твой ежедневный маршрут. Дорожные знаки в моей окрестности. Расставь дорожные знаки на перекрёстке. | История светофора. Зелёная дорога. О чём говорят дорожные знаки. Где можно и где нельзя играть | Безопасность пешеходов. Понятия и термины ПДД. Нерегулируемые перекрёстки. Ситуации на дороге. |
Мир добра | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Жизнь дана на добрые дела | "Достопримеча-тельности нашего города" | «Гармония в природе" |
Умники и умницы | Конкурс мате- матических развлечений. Мое любимое число. Чемпионат класса по логической игре. | Самый умный. Конкурс математических развлечений. Энциклопедия логических развлечений. Математический праздник. | Чемпионат класса по логической игре. Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли). Моя олимпиада. Чудесные загадки. | Бумажный домик с мебелью. Республика Коми в цифрах. Кроссворды по теме «Наши имена». Моя олимпиада. |
Работа с одаренными детьми | Мое любимое домашнее животное. | Мой родной город. | Моя будущая профессия. Люди, которыми мы гордимся. | Школа моей мечты. История моего края в годы Великой Отечественной войны. |
Краеведение –экология. | Экологические правила поведения в природе. | Зелёная аптека родного края. | Сыктывкар – миян кар. | Я и будущее моего края. |
Жизнь без вредных привычек: полезные навыки | Я - уникальный человек. | Вкусы и увлечения. | Учусь взаимодействовать. | Дерево достижений. |
Игротека | Русские народные игры. Проводы зимы. | Коми народные игры. Проводы зимы. | Зимние эстафеты. | Игра, которую придумали мы сами. |
Этапы проектирования.
Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта
Этапы проектной деятельности | Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя | |||
дидактические материалы (список) | доступные источники информации (список) | материалы, инструменты, оборудование | В школе | дома |
Таблица 2 Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Презентация проектов.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта.
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умения и навыки работы в сотрудничестве, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения с учетом специфики содержания предметных областей.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, знаний об окружающем мире, приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, о нормах культурного и толерантного общения со сверстниками; об экологических проблемах России и мира; о необходимости ответственного отношения к судьбе своей страны и планеты.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к базовым учебным дисциплинам, родной культуре, национальным традициям, семье; повышение самооценки учащихся; развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, к природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к народу, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще, развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровне. Приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта интервьюирования; приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Список литературы.
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
5. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
8. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
12. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...