Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников
материал по теме
Работа "Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников" в доступной форме поможет првильно оформить свои работы и ученикам , и взрослым.Включает разделы:
Примерный алгоритм разработки программы исследования
Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения
Общие требования к оформлению работ
Оформление титульного листа и «Содержания»
Раздел «Введение»
Основная часть работы
Выводы (заключение)
Оформление списка литературы
Оформление ссылок
Оформление рисунков, таблиц, формул
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_postroeniya_i_oformleniya_tvorcheskih_rabot_shkolnikov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников
1.Примерный алгоритм разработки программы исследования
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы. Целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное. Что намеривается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д. Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели. Последовательность действий.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель. Методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то – нет. Как правило. Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если … , то …» или «Чем … , тем …»). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.
Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надёжности и стабильности результатов, их обсуждение и опробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования.
Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – сдержит непосредственно исследование ( возможна и его разбивка на этапы).
Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
Четвёртый этап – контрольный.
Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.
Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.
Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любого эксперимента могут быть критерии результативности и критерии затрат времени.
2. Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения
Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, учебников, диссертаций и т.п. – используется научный стиль, для которого характерны:
- логическая последовательность изложения;
- однозначность, точность формулировок;
- лаконизм и конкретность;
- объективность формулировок.
Рассмотрим каждую из выше указанных черт
Логичность предполагает последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается:
- последовательностью развития мысли (во-первых; прежде всего; далее и т.п.);
- правильным установлением причинно-следственных отношений(как уже было сказано; кроме того; к тому же …);
- указанием на противоречия ( однако; между тем; с другой стороны и др.).
Точность проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов. Научный стиль требует однозначности обозначений понятий, явлений, предметов.
Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше – меньше» и т. п., в научных работах используются количественные показатели.
Конкретность научной речи требует доказательности: цитирования, ссылок на первоисточники, результатов исследования.
Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания достигается путём строгого отбора лексики, чёткой стуктурированности текста, использования рубрикации.
3. Общие требования к оформлению работ
Одним из самых распространённых видов школьных научных работ является реферат. Реферат (от лат. Refero – сообщаю) – это сжатое изложение в письменном виде основного содержания работы по данной теме. Он содержит наиболее существенную информацию источника. При необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования.
Основные требования к структуре и оформлению школьных исследовательских и реферативных работ
Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4 (297 * 210мм). Текст может быть напечатан на машинке или компьютере, ярким шрифтом, с межстрочным интервалом 1,5. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.
Заголовки располагаются в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчёркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.
Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, насквозь.
Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц работы, но номер страниц на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.
Структура конкурсной работы
Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть:
* обзор литературы;
* методика проведения исследования;
* организация исследования;
* результаты.
- Выводы (заключение).
- Приложения.
4.Оформление титульного листа и «Содержания»
Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:
- название конкурса – школьного, городского, международного и т. п., - на который подаётся работа;
- название образовательного учреждения (если работа учебно-исследовательская);
- название (тема) работы;
- сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс (для конкурсов вне своей школы – населённый пункт, учебное заведение);
- сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, учёная степень и учёное звание, должность, место работы;
- место и год написания работы.
«Содержание» обычно оформляется на втором листе работы.
Главы (разделы) нумеруются арабскими цифрами.
Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем точка, после неё – номер подраздела, точка. Например: 1.1, 1.2 и т.д.
Приложения имеют свою нумерацию.
5. Раздел «Введение»
Введение играет огромную роль в тексте, потому что говорит читателям о содержании работы. Его задача – привлечь внимание к проблеме, теме работы.
В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы или её история, обосновывается актуальность выбранной темы исследования, её научное и практическое значение, формулируются цели и задачи исследования. Конкретизируются объект и предмет исследования. Иллюстрации и литературный обзор во «Введение» включать не следует.
Рекомендуемый объём «Введения» - 1 страница.
6. Основная часть работы
Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения, предлагаются пути решения проблем.
В этом разделе демонстрируется знание основных работ по иссследуемому вопросу, а так же умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. Заглавие основной части должно отражать основное содержание работы.
В тексте должны быть ссылки на используемые источники. При необходимости приводятся рисунки и таблицы, так же снабжённые ссылками на источник.
Необходимо сделать краткий вывод о степени изученности проблемы и перспективах её дальнейших исследований.
Возможно формирование собственной гипотезы. Определение её новизны логически следует из идеи и содержания работы.
Описание организации исследования следует начать с указания места её проведения, даты и авторов исследования. Затем перечисляются объекты и методы проведения исследования. Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного её изложения. Если в известную методику внесены изменения, то следует подробно описать и обосновать их необходимость. Если методика оригинальная, то она описывается более подробно.
Следует так же перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения или иных параметров.
При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указываются его видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший этот вид.
Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов.
Важно подробно изложить полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их таблицами, рисунками, графиками, фотографиями и т. п. В тексте должны быть ссылки на соответствующие рисунки и таблицы.
Если большого объёма, то сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел – «Результаты…». Достоверность результатов подтверждается расчётами, макетами устройств, ссылками на литературные источники и т. п.
7. Выводы (заключение)
В заключении обычно:
- подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли задачи;
- формулируются выводы, суммируется сказанное;
- указываются практические пути реализации полученных выводов;
- намечаются новые задачи и проблемы.
Содержание выводов должно чётко отражать позицию автора.
8. Оформление списка литературы
В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные литературные источники. Если работы изданы за рубежом, то они пишутся так же в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке.
Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них.
Существуют определённые библиографические правила для описания различных источников.
- однотомные издания
№. Фамилия, инициалы (курсивом). Названия. – Место издания : Издательство, год.
- Многотомные издания
№. Фамилия, инициалы. Название: в … т. – Место издания: Издательство, год. Том.
- Статьи из сборников
№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название сборника. – Место издания: Издательство, год. – Страницы (от … - до …).
- Статьи из журналов
№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название журнала. – Год. – Том (выпуск, номер). – Страницы (от … - до …).
9. Оформление ссылок
Ссылки оформляются по-разному – в зависимости от источника и условий конкурса (издательства). Допустимы несколько подходов к оформлению ссылок.
- Постраничные ссылки оформляются в нижней части страницы, их нумерация начинается с «1» на каждой странице.
- Концевые ссылки оформляются после каждой структурной единицы текста, например, после каждой главы или раздела (нумерация начинается с «1» после каждой новой главы) ; после всего текста.
- В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заключают в квадратные скобки. Рядом с номером источника можно оказать номер страницы, если в тексте приводится цитата.
10. Оформление рисунков, таблиц, формул
Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т. п. – все обозначаются как рисунки, которые так же имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью, при использовании электронных носителей – на компьютере. Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.
Под рисунком с красной строки пишется:
Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - …; 2 - … и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
Оформление титульных листов творческих работ
Требования к оформлению творческих работ, образец титульного листа....
Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"
Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
презентация "Алгоритм оформления иссследовательской работы в 3 классе"
Презентация научит детей правильно организовать и оформить исследовательскую работу....
Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»
Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...
алгоритм построения числового луча (раздаточный материал)
Алгоритм построение числового луча...