Статья "Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе"
статья по теме
Это материал я подготовила для защиты на подтверждение первой категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_pedagogicheskih_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Содержание.
Введение………………………………………………………………….2-4 стр.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты педагогических технологий
1.1. Понятие о педагогической технологии……………………5-6 стр.
1.2. Классификация технологий обучения………………………6-7 стр.
1.3. Требования к педагогическим технологиям………………….7-8 стр.
1.4. Технология дифференцированного обучения……………......9-12 стр.
1.5. Информационно-коммуникативные технологии…………….12-14стр.
1.5.1Мультимедийные презентации.Их польза на уроках в начальной школе…………………………………………………………………….14-16 стр.
Глава 2. Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
2.1.Использование дифференцированного обучения на уроках в начальной школе……………………………………………………….17-18 стр.
2.2. Использование ИКТ на уроках в начальной школе………..18-21 стр.
Заключение………………………………………………………………22-24 стр.
Список используемой литературы………………………………………25 стр.
Приложение.
Достоинство преподавания каждого
учебного предмета зависит сколько
от личности преподавателя,
столько же и от тех учебных средств,
какими он может свободно
распоряжаться. Без них у него нет
возможности удовлетворить многим
педагогическим требованиям, как
бы не казались они ему основательными
и разумными.
В.Я. Стоюнин.
Введение.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.
Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия между:
- Фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
- Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;
- Преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
- Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
- Повышение динамики качества обучения.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты педагогических технологий.
1.1. Понятие о педагогических технологиях.
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий. Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.
Вообще «технология» - это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология-это содержательная техника реализации
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
1.2.Классификация технологий обучения.
Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так и учащихся. Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения - это управляемость процессом обучения. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных. Так в рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:
- обучение в сотрудничестве в малых группах.
- технология разноуровнего (дифференцированного) обучения.
- технология адаптивного обучения.
- «портфель ученика».
Классификация технологий обучения по Г.К.Селевко:
- По уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные);
- По философской основе (материалистические,идеалистические,диалектические,гуманистические и др.)
- По ведущему фактору психического развития (биогенные,социогенные,психогенные);
- По научной концепции;
- По организационным формам:
- Классно-урочные
- Индивидуальные
- Групповые
- Дифференцированное обучение
- По типу управления познавательной деятельностью:
- Классическо-лекционный
- Обучение с помощью ТСО
- Система «консультант»
- Обучение по книге
- Компьютерное обучение
- По подходу к обучаемому:
- Авторитарные
- Личностно-ориентированные
- Гуманно-личностные
- Свободного воспитания
- По преобладающему методу:
- Объяснительно-иллюстративные;
- Развивающее обучение
- Проблемные
- Творческие
- Игровые
1.3. Требования к педагогическим технологиям.
Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:
- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся;
- должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;
- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;
- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений обучающихся;
Определяющее значение в технологизации обучения имеет диагностичная постановка целей, которая состоит в том, что цели обучения формулируются в терминах поведения, описывающих действия учащихся.В традиционном подходе учитель ставит цели «инструментально» изучить теорему, ознакомить с принципом действия, научить решать уравнения-все эти цели не описывают действий ученика. Ключевым понятием в любой образовательной технологии служит эталон усвоения,т.е. планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися.Этот эталон должен быть операциональным и диагностичным и задаваться в унифицированном виде с помощью таксономии целей. Цели познавательной деятельности таковы:
-знание- ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу(термин,факт,понятие);
-понимание- ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую,интерпретирует,объясняет,прогнозирует дальнейшее развитие событий;
-применение- ученик демонстрирует применение изученного материала в стандартных и новых ситуациях;
-анализ – ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
- синтез- ученик комбинирует элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента);
-оценка- ученик оценивает значение учебного материала для конкретной цели (насколько эвристична теория или гипотеза, насколько выводы теории соответствуют опытным данным). Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются, игровые технологии, ИКТ, «порфолио ученика», дифференцированный подход к обучению, технология проблемного обучения. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
1.4.Технология дифференцированного обучения
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности .Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя ,свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные»ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые»обречены на хроническое отставание.Те,кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия,мышления,памяти.Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один из путей индивидуального подхода - дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная способность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Положительные стороны дифференцированного обучения
- Сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;
- Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль
- Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабого
- Повышается уровень мотивации.
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников.
1.Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение)
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учётом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся.В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении. Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная означает создание профиля обучения, уровневая-учёт уровня развития учащихся.
2.Внутренняя дифференциация(дифференциация учебной работы)
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- Определение критериев в соответствии, с которыми создаются группы.
- Проведение диагностики на основе выбранных критериев(наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы)
- Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
- Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
- Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие-способности учащихся.Далее представлены основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах. Для этого используются результаты диагностики проводимой школьным психологом и педагогической диагностики, которую учитель проводит сам. Ее характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. На основе результатов диагностики дети распределяются по группам(уровням).Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральное название и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Некоторые способы дифференциации(по степени самостоятельности)вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами выбирают задания.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной (индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах. устные указания). Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.
При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учёт выполнения работы учащимися(фиксация ошибок,затруднений,определяется динамика развития. В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе,усложняются,тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями,продвигаются вперёд.
Способы дифференциации предполагают:
По содержанию учебных заданий
- По уровню творчества
- По уровню трудности
- По объёму
По способу организации деятельности
- По степени самостоятельности.
- По степени и характеру помощи учащимся.
- По характеру учебных действий.
1.5 Информационно-коммуникативные технологии на уроках в начальной школе.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- Овладевать практическими способами работы с информацией;
- Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных техническихсредств;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Убеждена, что применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала,интересным,отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Внедрение информационных технологий основано на учёте следующих возрастных особенностей учащихся:
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность-существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоционально напряженность, и оживляет учебный процесс. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового,закрепление,контроль. Используются те же методы:объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,частично-поисковый и другие.
1.5.1.Мультимедийные презентации. Их польза на уроках в начальной школе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации-это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только инфорвационное,но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса,темы,предмета,что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- Усиливает воздействие выступления.
Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:
- Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей,мотивации,уровня подготовки;
- Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
- Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Использование информационных помогает стимулировать творческую активность обучающихся.Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникативной,ценностно-смысловой,информационной компетенцией.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:
- Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира,математики,почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое,неизвестное,заинтересовать,используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности
- Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку,контроль,презентационное сопровождение уроков.
- В-третьих, участие в деятельности,например,через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодейсивия, реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».
Учитывая выше сказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках,несомненно,оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и прфессиональной,и творческой. Без этого не может быть качества образования.
Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Глава 2. Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
2.1.Использование дифференцированного обучения на уроках.
Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора»(Ш.А.Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества,объёмом.Ученики сами определяют какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще-маленький. Но даже если будет спасать маленький корабль ,всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться(строим дом, спасаем бегемота и т.д.)Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию(учитель не сообщает, какие задания проще-труднее,не использует рисунки-учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности).Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий .Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий(конверт)мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива. Например, на одном конверте красочная картинка-задания при этой самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре,группе. В третьем конверте-творческие,нестандартные.Обычно первый конверт выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов,третий-для тех детей, у которых развиты познавательные мотивы.
Например, на уроке русского языка, при закреплении темы «Безударные гласные в корне слова»,на одном из этапов урока была проведена дифференцированная работа.(приложение 1 ).Дифференцированный подход был использован при написании сочинения о зиме.(приложение 2) На уроках математики во время устного счёта определённая группа ребят (5 человек) работают по специальным картам с усложнёнными заданиями.(приложение 3).На уроках окружающего мира и народоведения идёт дифференцированная работа при подготовке домашнего задания. «Сильные» дети готовят презентации, «средние» сообщения, а «слабые» читают текст из учебника. Но может быть такое, что кто-то из «слабых»приготовит сообщение, это повышает уровень мотивации. Дифференцированная работа идёт так же на уроках литературного чтения. Следует отметить, что эта работа имеет место на любом этапе урока. Представляю систему дифференцированных заданий по изучению сказки Шарль Перро «Ослиная шкура»,в связи с этим для удобства строю план в виде таблицы, включающей все основные этапы урока.(приложение 4) В работе применяю дифференцированные домашние задания. Наиболее эффективны следующие способы. По степени помощи-отдельным учащимся даю карточки-помощницы для выполнения домашнего задания. По уровню трудности или уровню творчества-даю учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания, творческие упражнения или более трудное.
Мною выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
2.2 Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе.
Компьютерные технологии на уроках-мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского собрала материал по словарным словам. Есть база данных для картинных словарных диктантов. К каждому слову есть ребусы. Использую как коллективную работу, так и индивидуальную. Если идёт работа со всем классом, ребята пишут тексты и предложения, которые диктует им компьютер. Мною составлено много презентаций по разным темам на урок русского языка.Например,по теме «Части речи», «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимая согласная», «Сложные слова», «Удвоенная согласная».Проведён интегрированный урок русского языка и психологии совместно с психологом Татьяной Викторовной, тема урока «Правописание безударных гласных».На этом уроке применялась информационно-коммуникативная технология, дифференцированное обучение.(приложение 5)
С помощью электронного приложения по математике, отслеживаю знания учащихся.Статистическая обработка данных позволяет получить сведения о результатах выполнения контрольных и самостоятельных работ. На уроках математики в работе над устными приёмами нам помогают разработки слайдов по устным вычислениям. Слайд показывает задание, и если оно выполнено правильно, то компьютер графически или звуковым сигналом одобряет ребят, а если допущена ошибка, просит вернуться к исходному заданию. При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на мониторе. Ребята могут подставить в схему данные задач выражений, и с помощью приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками.
На уроках литературного чтения ребята могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений. При знакомстве с писателем мы попадаем в то время и в то место, где он жил и творил. Составлен тренажёр по отработке техники чтения.
Приведу отрывок урока по окружающему миру на тему «Размножение и развитие растений».технические возможности компьютера позволили создать на его экране игровую среду(прилетали бабочки и пчелки, распускался волшебный цветок)Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяла детям усваивать материал как бы незаметно для самих себя и при этом, что очень важно, способствовала развитию их памяти и концентрации внимания. На этапе актуализации знаний дети отгадывали кроссворд, при проверке домашнего задания на экране высвечивались фотографии групп растений. Объяснение новой темы проходило в игровой форме: мультипликационный герой Мудрый Червячок показывал, как развивается растение из семени, Быстрая прокрутка фотографий с изображением проросшего растения дала наглядное представление, как этот процесс происходит в природе.
Использую компьютер при подготовке классных часов: «Как вести себя в природе», «Умеем дружить» и т.д. Провела родительское собрание на тему «Умеете ли вы любить своего ребёнка».Многие дети сами составляют презентации на урок. Например,Прохоров Сергей составил презентацию на урок окружающего мира «Как жили крестьяне на Руси»,Синюк Роман и Зимина Настя приготовили презентацию «Мои увлечения»,в которой дети сообщили о своих увлечениях аквариумными рыбками,Фишева Наташа- «Кто такие бояре. Как жили на Руси»
Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:
- На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут компьютерных уроков. В итоге повышается мотивация обучения.
- Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и и не утомительно для учащихся.ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.
- Происходит интенсификация обучения.Ученики,каждый в своём темпе,решают,например,за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров устного счета, причем мгновенно получают оценку правильности своего решения.
- Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
- Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет! Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.
Таким образом использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ,проблемного обучения, игровой - дают возможность учащимся приобретать знания,умения,навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. О чём свидетельствуют следующие данные:
Таблица уровня качества знаний
№ | Предмет | 2кл | 3кл |
1. | Математика | 72% | 83% |
2. | Русский язык | 77% | 83% |
3. | Литературное чтение | 83% | 88% |
4. | Окружающий мир | 83% | 94% |
Мониторинг уровня качества знаний
Анализируя полученные данные мы видим, что уровень качества знаний по математике повысился на 11%,по русскому языку - на 6%,по чтению-на 5%,по окружающему миру – на 11%.
Мониторинг уровня школьной мотивации
Анализ полученных результатов показывает, что высокий уровень учебной мотивации на 22%,положительного, низкого и негативного уровня в 3 классе нет.
Заключение
Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельному, личностно-ориентированному. Современная школа должна дать выпускнику не только сумму знаний, но и предполагает ориентацию на развитие личности учащихся.
В качестве требований к уровню подготовки выпускников начальной школы выступают положения Концепции непрерывного и преемственного образования. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Модернизация Российского образования и смена образовательной парадигмы в настоящее время связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование современных технологий обучения. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
В классе обучаются разные дети, работа учителя не должна сводиться к обучению с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня, а другие школьники – слабые и сильные выпадают из поля зрения педагога. Зная индивидуальные особенности учащихся, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения. Дифференцированное обучение младших школьников является одной из наиболее актуальных проблем образования. Учащиеся одного класса могут быть разделены на разное количество групп, которое зависит от соотношения между уровнем обучаемости и работоспособности. Деление на группы происходит негласно и состав групп постоянно меняется. Способы дифференциации учебной работы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий, использование разных способов организации деятельности, задания по выбору учащихся, дифференциация домашних заданий. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.
Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.
Широкое внедрение инновационных технологий, в частности дифференцированного обучения, ИКТ, игровой, портфолио создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Литература.
- Амоношвили Ш.А. В школу с шести лет. М.,1986.
- Бунеева Е.В.,Яковлева М.А. Русский язык. 4-ый класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е доп. – М.:Баласс,2001.
- Бунеев Р.Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 12, 2006.
- Деменева Н.НЕ. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.
- Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11,2006.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8,2009.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010годда // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4,2002.
- Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008
- Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 4, 2007.
- Кузьменко И.С. С чего начать орфографическую работу в первом классе //. Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - №12,1998.
- Савельева Л.В. Учет опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа – 12,1999.
- Хованская В.О. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом «Первое сентября» - № 13,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.
В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....
выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.
Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения, .информационные образ...
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...
"Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе".
Из опыта работы для представления на МО...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...