Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида
опыты и эксперименты на тему

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
   VIII вида».

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете по теме:

 

 

Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выступление подготовила

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                            Кузнецова М.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Тальменка 2012г.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы, каковы изменения в образовательном процессе и что надо сделать, чтобы  улучшить качество образовательного процесса, качество образованности её воспитанников, - нужен кропотливый учёт, наблюдение, анализ.

Мониторинг – это постоянно организованное наблюдение, за каким – либо процессом, отслеживание его хода по чётко определённым показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.

Так как мониторинг – длительное наблюдение за развитием процесса, то он возможен на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и её данные активно используются. Информация за несколько лет  представляется в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Цели и задачи: обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам ,  динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.

Данный мониторинг требует разработки инструментария. Какие инструменты необходимы для получения информации учебных достижений учащихся? Наиболее качественным инструментом являются контрольные и проверочные работы.

Для оценки результатов обучения, когда интересует качество усвоения информации, отражающей многочисленные связи, когда необходимо оценить насколько хорошо  учащиеся владеют содержанием и способами его применения, применяются тесты учебных достижений. Эти тесты обладают большой диагностической способностью, позволяют выявить пробелы в знаниях учащихся.

Возникает необходимость комплексной системы текущего и итогового контроля и связи этой системы с планированием учебного процесса по достижению образовательных стандартов. В связи с этим  тщательно отбираются темы для мониторинговых  работ с учётом степени  их важности  для дальнейшего успешного продолжения обучения учащихся по предмету, а при выборе заданий и объёма работ надо руководствоваться не столь полнотой и соответствием текстов  учебным программам, но и посильностью заданий для большинства учащихся.

Проверочные  работы можно проводить в форме традиционной письменной работы и в виде тестовых заданий с выбором ответа (закрытый тип), на установление соответствия с множеством выбора и на установление правильной последовательности. Тесты подбираются с указанием правил обработки результатов и перевода тестового балла в традиционную оценку школьной успеваемости.

Для развёрнутого, полного содержательного анализа работ предметными МО учителей разрабатываются схемы поэлементного анализа контрольных работ и бланков для обработки результатов тестового контроля.

На основании данных, учитель может проанализировать полученные результаты, более точно выявить пробелы в предметных знаниях учащихся, провести анализ допущенных ошибок, проследить динамику качества знаний. Также выработать целостную систему методических рекомендаций по отдельно взятому предмету  для предупреждения типичных ошибок, устранения трудностей при усвоении материала и разработать программу занятий с коррекционной направленностью по ликвидации выявленных пробелов.

Результаты мониторинга  анализируются, вносятся коррективы в систему работы учителея со слабоуспевающими учащимися на уроке и во внеурочное время. Также разрабатываются планы дополнительных занятий (индивидуальные или групповые за счёт часов школьного компонента) с учащимися  по устранению выявленных пробелов с использованием методических приёмов повышения качества обучения.

Мониторинг учебных достижений нужен и учащимся. Им интересно увидеть свой результат , а также вопросы, требующие доработки.

Для получения объективной картины результативности работы педагога по достижению базового уровня знаний и умений учащихся и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности по тем же темам школьных курсов должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.

Поэлементный анализ результатов мониторинга за несколько лет позволяет определить степень устойчивости типичных ошибок, выявить общие тенденции в усвоении знаний учащимися по основным темам учебных курсов, оценить качество работы , прогнозировать результаты с учётом мер, направленных на устранение негативных и активизации благоприятных факторов. На основе полученных данных проводится работа  по выбору  дополнительной литературы по предмету, которые дают большую результативность и наиболее высокий уровень успешности знаний учащихся, планируется работа по темам программы, вызывающим затруднения у школьников.

Таким образом, происходит отслеживание уровня обученности учащихся по отдельным предметам.  Проводится эта работа в текущем учебном году и за несколько лет с целью анализа текущего учебного процесса и определения качественной успеваемости предметам в динамике. Мониторинг проводится по каждому  ученику с учётом четвертной, полугодовой, итоговой работы.

 Информация по классу поступает руководителю группы, который анализирует полученные данные по четвертям, полугодиям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качественной предметной успеваемости (по классу в динамике за несколько лет; по параллелям, ступеням обучения  и по школе в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).

Мониторинг качества образования – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования  работы  учителя по развитию способностей учащихся.

                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_dostizheniy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
  VIII вида».

 

Выступление на педагогическом совете по теме:

 

Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида

                                                                Выступление подготовила

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                            Кузнецова М.Е.

                                                               Тальменка 2012г.            

             

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы, каковы изменения в образовательном процессе и что надо сделать, чтобы  улучшить качество образовательного процесса, качество образованности её воспитанников, - нужен кропотливый учёт, наблюдение, анализ.

Мониторинг – это постоянно организованное наблюдение, за каким – либо процессом, отслеживание его хода по чётко определённым показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.

Так как мониторинг – длительное наблюдение за развитием процесса, то он возможен на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и её данные активно используются. Информация за несколько лет  представляется в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Цели и задачи: обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам ,  динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.

Данный мониторинг требует разработки инструментария. Какие инструменты необходимы для получения информации учебных достижений учащихся? Наиболее качественным инструментом являются контрольные и проверочные работы.

Для оценки результатов обучения, когда интересует качество усвоения информации, отражающей многочисленные связи, когда необходимо оценить насколько хорошо  учащиеся владеют содержанием и способами его применения, применяются тесты учебных достижений. Эти тесты обладают большой диагностической способностью, позволяют выявить пробелы в знаниях учащихся.

Возникает необходимость комплексной системы текущего и итогового контроля и связи этой системы с планированием учебного процесса по достижению образовательных стандартов. В связи с этим  тщательно отбираются темы для мониторинговых  работ с учётом степени  их важности  для дальнейшего успешного продолжения обучения учащихся по предмету, а при выборе заданий и объёма работ надо руководствоваться не столь полнотой и соответствием текстов  учебным программам, но и посильностью заданий для большинства учащихся.

Проверочные  работы можно проводить в форме традиционной письменной работы и в виде тестовых заданий с выбором ответа (закрытый тип), на установление соответствия с множеством выбора и на установление правильной последовательности. Тесты подбираются с указанием правил обработки результатов и перевода тестового балла в традиционную оценку школьной успеваемости.

Для развёрнутого, полного содержательного анализа работ предметными МО учителей разрабатываются схемы поэлементного анализа контрольных работ и бланков для обработки результатов тестового контроля.

На основании данных, учитель может проанализировать полученные результаты, более точно выявить пробелы в предметных знаниях учащихся, провести анализ допущенных ошибок, проследить динамику качества знаний. Также выработать целостную систему методических рекомендаций по отдельно взятому предмету  для предупреждения типичных ошибок, устранения трудностей при усвоении материала и разработать программу занятий с коррекционной направленностью по ликвидации выявленных пробелов.

Результаты мониторинга  анализируются, вносятся коррективы в систему работы учителея со слабоуспевающими учащимися на уроке и во внеурочное время. Также разрабатываются планы дополнительных занятий (индивидуальные или групповые за счёт часов школьного компонента) с учащимися  по устранению выявленных пробелов с использованием методических приёмов повышения качества обучения.

Мониторинг учебных достижений нужен и учащимся. Им интересно увидеть свой результат , а также вопросы, требующие доработки.

Для получения объективной картины результативности работы педагога по достижению базового уровня знаний и умений учащихся и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности по тем же темам школьных курсов должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.

Поэлементный анализ результатов мониторинга за несколько лет позволяет определить степень устойчивости типичных ошибок, выявить общие тенденции в усвоении знаний учащимися по основным темам учебных курсов, оценить качество работы , прогнозировать результаты с учётом мер, направленных на устранение негативных и активизации благоприятных факторов. На основе полученных данных проводится работа  по выбору  дополнительной литературы по предмету, которые дают большую результативность и наиболее высокий уровень успешности знаний учащихся, планируется работа по темам программы, вызывающим затруднения у школьников.

Таким образом, происходит отслеживание уровня обученности учащихся по отдельным предметам.  Проводится эта работа в текущем учебном году и за несколько лет с целью анализа текущего учебного процесса и определения качественной успеваемости предметам в динамике. Мониторинг проводится по каждому  ученику с учётом четвертной, полугодовой, итоговой работы.

 Информация по классу поступает руководителю группы, который анализирует полученные данные по четвертям, полугодиям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качественной предметной успеваемости (по классу в динамике за несколько лет; по параллелям, ступеням обучения  и по школе в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).

Мониторинг качества образования – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования  работы  учителя по развитию способностей учащихся.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию...

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3 класса школы VIII вида "Удмуртские посиделки".

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию дл учащихся начальных классов коррекционных школ. Цели: развивать интерес к культуре удмуртс...

Конспект внеклассного занятия для учащихся 3 класса школы VIII вида. "Праздник масленица"

Тема:«Масленица»Цель занятия:Изучить и возродить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям. Повторение песен и танцев к празднику...