Психолого - педагогическая характеристика. Структура
материал по теме
Данная структура написания характеристики поможет педагогам при ее составлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_sostavleniya_pp_harakter.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления психолого-педагогической характеристики
(с лекций учебы в ГПУ г. Нижнего Новгорода)
Раздел | Критерии и конкретные примеры формулировок | |
С какого времени обучается в данном учреждении, обос нованность выбора данной формы образовательного маршрута | ФИО обучается в данном классе (по программе) с …периода (в случае перевода в систему СКК). | |
Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых пропусков, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.) | Программный материал усваивает полностью, без каких-либо затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам…) Программный материал усваивает частично (указать, по каким предметам наблюдается неусвоение) Программный материал усваивает с трудом вследствие… Программный материал усваивает удовлетворительно, несмотря на потенциальные возможности учиться лучше… Указать наличие попыток со стороны специалистов рекомендовать иную форму образовательного маршрута (неоднократно вставал вопрос о возможности усвоения данной программы в целом, было рекомендовано обучение по программе … вида, однако…указать причину, по которой учащийся продолжает обучаться в данном классе) | |
Особенности учебно-позна вательной деятельности | Насколько осознает и принимает учебную задачу (осознает и полностью принимает, осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья, понимает не полностью/частично, только с.. помощью); Способность ее удержать (доводит начатое до конца, стремится частично, теряет цель, соскальзывает на …предыдущее задание на отвлеченную тему, характерны личные привнесения, не удерживает – требуется постоянная помощь, многократная обучающая помощь; постоянная организующая помощь); Построение плана ее решения (может самостоятельно спланировать и организовать свою деятельность, деятельность других; при планировании испытывает затруднения – уточнить какие, при планировании нуждается в помощи – указать какой вид помощи, планирование не осуществляет…); Какими методами, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач (стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, подменяет более легкой задачей, старается избежать…, стремится переложить решение на другого…, для достижения желаемого результата использует любые доступные средства, вплоть до …; при решении учебных задач использует рациональные способы, способен/ не способен к выбору из предложенных…) Стратегии решения проблем (при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его помощью, помощь не всегда эффективна – указать когда и почему, помощь малоэффективна, не эффективна, при возникновении затруднений старается самостоятельно найти решение, не обращаясь за помощью, не принимая ее…); Особенности контрольно-оценочных действий и критичностьотношения к ситуации (указывается доминирующий вид контроля - пошаговый/планирующий/итоговый и степень его сформированности – сформирован, частично, сформирован не достаточно, не сформирован, отсутствует, присутствует эпизодически (расшифровка примерами), самостоятельности – отношение к результату деятельности – указать особенности реагирования на различный результат, умение находить и исправлять ошибки, если есть периодичность повторения ошибок в случае исправления, степень адекватности поведенческих реакций с приведением конкретных примеров) | |
Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками | Указать, какие затруднения испытывает, по каким видам учебной деятельности: При восприятии учебного материала…при письме по слуху…, при списывании пользуется приемами…, понимание смысла прочитанного, арифметических задач, счетные операции, вычислительные, измерительные умения… Степень осмысленности материала (не осознает, осознает частично – указать конкретно, знания поверхностны, неустойчивы), способность к переносу в иные условия (самостоятельно переносит в новые условия, действует по аналогии, испытывает затруднения при …) и применению на практике (самостоятельно, с помощью – какой вид помощи) | |
Особенности познаватель ных процессов (выше перечисленные особенности обусловлены …) | Познавательные процессы можно охарактеризовать следующим образом: Общая характеристика внимания (степень произвольности, объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость – наибольшие затруднения испытывает при …). При необходимости указываются средства привлечения и поддержания внимания; Работоспособность (низкая, средняя, неустойчивая, высокая) и утомляемость (быстрая, указать объем заданий, выполняемых за урок); Характеристика особенностей восприятия (объем, активность, полнота, скорость, сформированность сенсорных эталонов, особенности пространственной ориентировки, доминирующей модальности для переработки информации); Особенности мнестической деятельности с указанием доминирующего типа памяти (механическая, наглядно-образная, ассоциативная, словесно-логическая, кратковременная или долговременная, модальность) и характера процесса запоминания (продуктивный, непродуктивный), какой мнестический процесс доминирует (забывания, устойчивость); Особенности мыслительной деятельности (преобладающий тип мышления, активность, инактивность, степень развития процессов…, умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями); Речевая деятельность | |
Особенности ЭВС и личностные особенности | Характеристика эмоциональной сферы (степень проявления эмоций, богатство или бедность проявлений, яркость, раздражительность, наличие агрессивных, дисфорических расстройств, эйфории, акцентуаций, уравновешенность или лабильность с указанием доминирующего настроения и в чем выражается, наличие аффектов – причин, клинической картины с приведением конкретных примеров); Уровень и особенности самооценки; При наличии поведенческих реакции отметить их характер и степень частоты, адекватности проявлений, социальный характер (асоциальность, преднамеренность, спонтанность, без видимых причин, как ответная реакция на замечания, на результат, на проблемную ситуацию, на раздражитель…). Особенности волевой регуляции психической деятельности (способен к волевым усилиям, не способен к волевым усилиям, ведомый, критичный к поступкам, наличие контроля за своими поступками, способы преодоления трудности); Черты характера, и каким образом они влияют на учебную деятельность, основные нравственные качества, система интересов, склонностей, их устойчивость… с приведением конкретных примеров | |
Роль «ученика» | Степень усвоенности и принятия: усвоена полностью и принимается, знает, но не принимает, сформирована частично, знает, но не всегда принимает, не сформирована Учебная мотивация: сформирована, на сформирована, частично, преобладание мотивов (игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, витальных потребностей, по типу здесь и сейчас, руководствуется сиюминутными желаниями), наличие и стойкость, активность степень внешнего проявления. Соблюдение требований к учащемуся, выполнение своих обязанностей во время уроков, во внеурочное время (соблюдение режимных моментов, подчинение дисциплинарным требованиям). | |
Особенности общения и пре бывания в условиях коллек тива | Коммуникативные навыки (особенности установления контактов со знакомыми, незнакомыми, социально значимыми и поддержания, удержания этих контактов), глубина контактов (поверхностная, мотив установления, зависимость от личных целей, потребностей); Отношения со сверстниками и позиция в детском коллективе: ровные степень конфликтности (наличие конфликтности, агрессивности, комформизма), социальная позиция в коллективе сверстников (лидер, антилидер, аутсайдер, предпочитает одиночество, занимает обособленное положение), указать стремление к выполнению социальных ролей (в чем выражается стремление к лидерству, его отсутствие, довольствуется второстепенными ролями исполнитель, какими средствами для достижения пользуется). Возрастные предпочтения (предпочитает играть с детьми более младшего возраста – почему, предпочитает более старших детей, сверстников – указать стиль общения с ними). При наличии указать демонстративность, яркость поведенческих реакций, психопатоподобные проявления, аффективные вспышки и их частоту. Отношения со взрослыми (характер, соблюдение дистанции, соскальзывание на роль друга, ответные реакции на замечания, обращения, характер контактов, наличие навязчивости в общении). Выводы о возможности и целесообразности нахождения в коллективе, социальный прогноз | |
Рекомендации по организации коррекционно-образовательного маршрута. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика класса(ШАБЛОН)
Шаблон для психолого-педагогической характеристики класса...
Психолого- педагогическая характеристика уч-ся 1 класса
Работая над составлением воспитательного плана, каждый год приходится писать психолого-педагогическую характеристику класса. Предлагаю примерный вариант характеристики....
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Статья, раскрывающая основные характеристики младшего школьного возраста....
Психолого-педагогическая характеристика второклассников
Психолого-педагогическая характеристика второклассников...
Пример психолого-педагогической характеристики класса
В данном варианте отражены основополагающие моменты, на которых строится краткая характеристика класса....
психолого-педагогическая характеристика
Образец психолого-педагогической характеристики класса....
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Данная характеристика поможет классному руководителю дать оценку уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершен...