ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
методическая разработка на тему
Данная характеристика поможет классному руководителю дать оценку уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_shema_psihologo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1. Общие сведения о классе .
История его формирования , его состав по возрасту и полу учащихся . (количество учащихся , из них мальчиков и девочек , количество второгодников , когда сформировался коллектив , были ли слияния с другими коллективами , смена классных руководителей и т.д.) .
Социальная характеристика семей учащихся .
Общая характеристика успеваемости класса , дисциплины , общественных поручений учащихся класса .
Мнение учителей-предметников о классе .
Методы исследования : -беседа с учителями и учащимися ,
- наблюдения на и вне уроков ,
- изучение классного журнала , личных дел учащихся .
2. Направленность деятельности класса .Какие мотивы , потребности , интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности) . Отношение класса к установленным правилам поведения в
школе , их поддержка и выполнение.
Сложившиеся традиции класса .
Жизнь класса вне учебных занятий .
Участие класса в общешкольной жизни .
Методы исследования :
- беседа с учителями и учащимися ,
- наблюдения на и вне уроков ,
- анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/ , тест общей
направленности деятельности класса , методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина
и др.) - см. Приложение .
3. Организационная структура класса .
Характеристика органов самоуправления в классе .
Закрепление обязанностей и ролей в классе .
Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса . Личность классного руководителя (образованность , общая культура , организаторские способности , знание психологии учащихся , их интересов и т.д.) . Интенсивность общения с классом . Преобладающие формы общения (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).
Стиль классного руководства :
- авторитарный: "общение - дистанция" , "общение - устрашение" ;
- демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского
расположения";
- либеральный - непоследовательный : "общение - заигрывание".
Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет
актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях ( доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.
Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.
Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.
Методы исследования :
- беседа с классным руководителем, активом;
- наблюдения на и вне уроков;
- анкетирование ( составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике
вместе со сводной таблицей ответов учащихся).
- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).
4. Характеристика учебной деятельности класса.
Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего
коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении
учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).
Методы исследования :
- беседа с учителями, классным руководителем , учениками;
- наблюдения на уроках ;
- изучение классного журнала, ученических тетрадей.
5. Особенности межличностных отношений в классе.
Товарищество и дружба в классе.
Отношения мальчиков и девочек.
Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).
Методы исследования :
- наблюдения на и вне уроков ;
- беседа с классным руководителем, учениками ;
- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина ;
- тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).
6. Психологический климат в классе.
Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом
и учителями.
Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства .
Интеллектуальный климат в классе ( имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным
вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера
класса?) .
Волевые качества класса ( способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)
Методы исследования :
- наблюдения на и вне уроков ;
- беседа с классным руководителем ;
- карта-профиль оценки психологического климата группы;
- методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)
7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.
Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние
на товарищей.
Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.
Как в классе проявляются психологические особенности возраста.
Методы исследования :
- наблюдение;
- беседа с классным руководителем, учениками
8. РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
Общая оценка уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика классного коллектива
Получая первый класс, всегда даю краткую характеристику каждому ученику....
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
Анализ психологических особенностей, социализации и успешной адаптации учащихся 4 класса. Выявление одаренных детей и детей, требующих особого внимания....
Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР
Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР...
Характеристика классного коллектива
Характеристика классного коллектива...
Характеристика классного коллектива в 2017-2018 уч. г..
Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Младшим школьникам доброжелательно сотрудничают с педагогом. Это помогает им преодолеть страх, тревожность, положитель...
характеристика классного коллектива 2 класс
Характеристика классного коллектива 2 класса в рамках воспитательой работы...
Характеристика классного коллектива
Обезличенная характеристика на класс...