рабочая программма по изо 4 кл. Б. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
материал содержит пояснительную записку и КТП по изо для 4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по изо | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю по программе Б.М. Неменского.
Цели обучения изобразительному искусству
развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка;
- овладение элементарной художественной грамотой.
Задачи курса:
• воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать с разными художественными материалами
Общая характеристика курса «Изобразительное искусство»
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни
Содержание тем учебного курса
Истоки родного искусства
Воспевание труда в искусстве. Народные праздники. Ярмарка. Гармония жилья с природой. Характерные черты и красота разных времен года.
Древние города нашей земли.
. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества. Парки, скверы, бульвары города. Города Русской земли. Золотое кольцо России.
Каждый народ - художник
Праздник как элемент художественной культуры стран. Многообразие художественных культур в мире. Япония. Индия. Средняя Азия. Древняя Греция.
Искусство объединяет народы.
Искусство народов мира. Мудрость старости, сопереживание, материнство.
Распределение учебного материала по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
1. | Истоки родного искусства | 9 |
2. | Древние города нашей земли. | 6 |
3. | Каждый народ - художник | 9 |
4. | Искусство объединяет народы. | 8 |
5. | Резервные уроки | 2 |
Итого | 34 |
Планируемые и предполагаемые результаты
Личностные
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока п/п | Название раздела, темы | Деятельность учащихся | Дата проведения | Дата проведения |
план | факт | |||
1 | 1 четверть (8 ч) Истоки родного искусства Вводное занятие "Пейзаж родной земли». Техника безопасности на уроках. | Художественные работы в технике бумажной пластики. | ||
2 | Изображение российской природы | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды изб, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления (украшения). Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. | ||
3 | Деревня -деревянный мир. Образ русской избы. | |||
4 | Коллективная работа - пространственная постройка: создание панно-образа русской деревни. | |||
5 | Красота человека. Изображение образа русской красавицы. | |||
6 | Образ русской крестьянки в традиционном наряде. | |||
7 | Образ русского человека (мужской образ) | |||
8 | Народные праздники | |||
9 | 2 четверть (8 ч) Народные праздники. Обобщение темы. | |||
10 | Древние города нашей земли. Древнерусский город - крепость. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. | ||
11 | Древние соборы. | |||
12 | Древний город и его жители | |||
13 | Образ богатыря. Древнерусские воины защитники. | |||
14 | Древние города Русской Земли. | |||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Узорочье теремов. | |||
16 | Каждый народ - художник. Образ художественной культуры Японии. Представление о мужской и женской красоте. | Понимать и объяснять важную роль художника о культуре разных стран(создание красочных декораций, костюмов. Беседа, игровые формы. работа в тетради, рисование по представлению, тематическое рисование., обрывная аппликация. | ||
17 | 3 четверть (10 ч) Образ художественной культуры Японии. Архитектура Японии. | |||
18 | Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры. | |||
19 | Искусство народов гор и степей | |||
20 | Искусство Индии | |||
21 | Образ красоты древнегреческого человека. | |||
22 | Древнегреческая архитектура. | |||
23 | Древнегреческий праздник. | |||
24 | Олимпийские игры в Древней Греции. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | ||
25 | Искусство объединяет народы. Все народы воспевают материнство | 4.04. | ||
26 | Все народы воспевают мудрость старости. | |||
27 | 4 четверть (8 ч). Сопереживание - великая тема искусства. | |||
28 | Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. | |||
29 | Искусство народов мира. Обобщение по теме "Искусство объединяет народы" | |||
30 | Искусствоведческая викторина | |||
31 | Герои, борцы и защитники. | |||
32 | Праздник искусства" Здравствуй, лето!" | |||
33 | Резервный урок. | |||
34 | Резервный урок. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Искусство и ты: Учебник для 4 класса 4-летней нач. школы/Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009г;
Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская» для учащихся 4 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.
Для учащегося:
Искусство и ты: Учебник для 4 класса 4-летней нач. школы/Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009г;
Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская» для учащихся 4 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы предметных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"
Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников....
Рабочая программма по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
рабочая программма по литературному чтению 3кл УМК Гармония
рабочая программа "Литературное чтение"...
Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"
Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...