Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
статья по логопедии
Логопедическая работа в условиях школьного обучения детей с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений
у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
В последнее время проблема детского церебрального паралича является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов, педагогов, психологов и является весьма актуальная с точки зрения выбора адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.
Детский церебральный паралич имеет существенное влияние на формирование патологических двигательных стереотипов, часто сопровождающихся интеллектуальными, психическими, сенсорными и соматическими нарушениями.
На сегодняшний день в России используют клиническую классификацию детского церебрального паралича К.А. Семеновой, в которой выделяется 5 форм ДЦП:
1. Спастическая диплегия – самая распространѐнная форма ДЦП, при которой поражены и руки, и ноги, причѐм нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объёма движений. Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.
2. Двойная гемиплегия – самая тяжѐлая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Основные клинические проявления – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный.
3. Гемипаретическая форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.
4. Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковыхотделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов, которые возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.
5. Атонически-астатическая форма ДЦП возникает при поражении мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия.
Речевые нарушения у обучающихся с ДЦП достаточно распространены и многообразны. Особое место в сложной структуре нарушений у детей с ДЦП занимают речевые расстройства, структура и степень выраженности которых зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Речевое развитие этих детей характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, несформированностью фонематических функций, языкового анализа и синтеза, неполноценностью лексико- грамматического строя, а также связной речи.
Выделяют следующие формы речевых нарушений у детей с ДЦП:
дизартрия – нарушается звукопроизносительная сторона речи из-за отклонений иннервации речевой мускулатуры в результате поражения ЦНС;
алалия – системное недоразвитие речи за счет поражения или нарушения функционирования корковых речевых зон;
вторичная задержка речевого развития - нарушение темпа развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью, двигательной недостаточностью и соматической ослабленностью, двигательной недостаточностью и неблагоприятными условиями окружения, двигательной недостаточностью и выраженными нарушениями деятельности;
общее недоразвитие речи - стойкое нарушение речевого развития в связи с тяжелым поражением артикуляционной моторики (дизартрия) в сочетании с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности;
заикание и мутизм — невротические и невроподобные речевые расстройства.
Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия.
Исходя из выше сказанного, обучающимся младшего школьного возраста с ДЦП необходима комплексная, систематическая, коррекционная логопедическая работа, которая включает в себя: медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, общую лечебную физкультуру, педагогическое воздействие, логопедическую коррекцию.
Логопедическая работа в условиях школьного обучения строится в соответствии с уровнем развития ребенка, его физических, психических возможностей и осуществляется по направлениям: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; формировании фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, развитии общей и мелкой моторики, просодики, дыхания, волевых качеств и т.д.
Эффективность логопедической работы по коррекции речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП достигается при условии целенаправленной работы по развитию всех компонентов речи.
Положительные результаты достигаются за счет комплексного подхода, который состоит из специального планирования логопедической работы по коррекции речевых нарушений, системного подхода в обучении, использования наглядности, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. На занятиях необходимо добиваться того, чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение. Родителям и логопедам нужно чаще поощрять ребенка и таким образом развивать у него уверенность в своих силах. Необходимо также по мере возможности привлекать ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.
В настоящее время осуществляемые формы коррекции речевых нарушений при ДЦП страдают двумя основными недостатками. Один из них - это достаточно позднее начало мероприятий по совершенствованию речи таких больных, по профилактике у детей задержек и искажений ее формирования. Несмотря на то, что у ребенка с органическим поражением головного мозга патологию доречевого развития, являющуюся значимым фактором риска возможного появления у него расстройств речи, можно выявить уже в первые месяцы жизни, необходимые лечебно-коррекционные мероприятия ему обычно начинают проводиться только после 4-5 лет болезни. К этому времени у ребенка уже сложился стойкий патологический речевой стереотип, требующий больших и комплексных усилий специалистов для его устранения.
Второй недостаток обычно проводящихся лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на устранение у больных ДЦП тех или иных речевых нарушений, заключается в том, что осуществляются они в большинстве случаев только логопедами. При этом обычно используются чисто логопедические реабилитационные подходы, которые в большинстве случаев не дают выраженного и устойчивого эффекта.
Для того чтобы успешно корректировать речевые нарушения - необходимо подходить к работе комплексно, т.е. учитывать и речевое, и интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)
Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»
Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....
Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста
Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...
Предпосылки возникновения речевых нарушений у детей младшего школьного возраста
Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ,С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: значимость своевременного выявления и преодоления предпосылок нарушений письма у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи не вызывает сомнений, поскольку у детей с недоразвити...
Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...