Концепция педагогической деятельности (на конкурс "Учитель года")
материал по теме

Рябушева Елена Юрьевна

 краткая версия концепции для конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_koncepciya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

 «Формирование творческих компетенций учащихся в рамках образовательной системы «Школа -2100»

  1. Слайд1 Основное направление национальной образовательной программы «Наша новая школа»  - формирования личности, способной творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир.

 Слайд2 Так возникла потребность перехода к деятельностно-компетентностной  модели образования. Один из путей  внедрения такой модели  - творчество. А в обучении  творчеству главное -  осознание ребенком себя как «нового открытия».

 Слайд3 «Без творчества жизнь не жизнь, а половина жизни». Творческая личность всё время в поиске: ищет любимое дело, находит его, изучает, открывает новое и  совершенствуется. Именно это привлекает меня в этой модели образования.

Я тоже искала свою дорогу в жизни:  увлекалась музыкой, рисованием, театром, прикладным искусством, а остановилась на профессии учителя. Окончив педагогический институт, начав работать в школе, я прошла первые этапы своего пути.  Именно стремление сделать процесс обучения  творческим привело меня 8 лет назад к выбору новой образовательной системы «Школа -2100», которая даёт возможность находиться на самом интересном и кропотливом этапе творчества - совершенствование в любимом деле. Ведь, «если ты не идешь вверх, ты летишь вниз

Слайд4 Прежде чем непосредственно приступить к вопросу формирования творческих компетенций учащихся,  хотелось бы  определиться с понятием творчества.

Формулировок существует много: и в психологии, и философии, и педагогике. Но объединяет их одно: творчество – это изменение мира и личности. Творчество - это двигатель человеческого развития.

Слайд5 Обратимся к Библии:"И сотворил Творец человека по образу Своему и подобию…", значит, в каждом человеке есть Творец. Нужно только разглядеть его, открыть его своеобразный путь в мир.

  1.    Слайд6   Поэтому для себя я так определила

Цель педагогической деятельности:

Способствовать формированию творческой личности, готовой  саморазвиваться,  приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.

Задачи:- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учеников;  - приобщать школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;-  воспитывать любовь и уважение к творцу и его творчеству.

  1. Слайд7

Вот первоклассник переступает порог школы. Он уже определён в музыкальную или художественную группу. Что будет для него главным? Учёба, общение, успех?  Я думаю, главным будет Любовь – к миру и к себе. Она заставляет нас творить, дает вдохновение, силы и возможности, постоянно совершенствует нас внутренне и внешне. Это самая сильная ориентировка в жизни и в любом творчестве. Что же  помогает мне стимулировать этот великий мотив жизни и творчества? Любовь к воспитанникам.  Любовь воспитанников. «Бог измеряет не масштабы моего деяния, а количество любви, которую я в него вложил».(Брат Лоренц)

  1. Слайд8 Безусловно,  среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития творческой личности.  Я стремлюсь максимально использовать возможности социокультурной среды города и школы. А в школе живёт доверительное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее коллективную духовную жизнь. В ней создана "атмосфера разнообразного творческого труда", предоставлен большой выбор возможностей для развития и самосовершенствования. "Всегда свои руки держите открытыми и приумножится у вас".

В моей практике были ученики и музыкального и художественного отделений нашей школы, и те, кто не занимался на специальном курсе. Конечно, искусство не делает из детей ангелов, но воспитывает в них способность к оценке поступков с точки зрения духовно-нравственных ценностей, учит воспринимать мир через призму прекрасного. На своих уроках я стремлюсь продолжить особые отношения  с искусством. Мы слушаем музыку, поём, рисуем, создаём спектакли. Но главное - наполняем сердца творчеством.

Слайд9 Методологической основой формирования творческих компетенций в моей практике  являются:

  1. Целостная система принципов, приемов и средств обучения, созданная  авторами программы «Школа 2100» и Программа ценностного воспитания Н.Е.Щурковой

Слайд10 Эти программы имеют креативную направленность содержания, так как  основаны на:

1) изучении и присвоении основополагающих тем  и человеческих ценностей; 2) интеграции тем и проблем; 3) междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа»;5) высокой степени насыщенности содержания.

  1. Слайд11 Основная идея, лежащая в основе программ, которые я использую – ориентированность на личность. Рассматривая творческие компетенции как реализацию человеком собственной индивидуальности, я применяю принципы и правила  личностно- ориентированного  подхода:
  1. Принятие ребёнка как данность
  2. Природосообразность образовательного процесса
  3. Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе
  4. Оценивание  роста  конкретной  личности. 
  5. Развитие  творчества ребёнка через творчество учителя
  6.  Оценивание успеха ученика как  успеха учителя
  7. Принятие Родины как предмета культурного творчества ( Родина - это мы сами в наших особенных дарах и талантах). 

  1. Слайд12 Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. Отсюда деятельностный  подход в моей практике:
  1. Обучение на любом уроке – есть обучение деятельности
  2. Процесс обучения должен быть творческим.
  3. Движение развития ученика «снаружи – внутрь» ( «вращивание» по Л.С. Выготскому)
  1. Слайд13 Поиск  неизвестного является  неотъемлемой составляющей  и катализатором творчества, поэтому большое значение имеет проблемно-развивающий подход.  При создании проблемной ситуации возникает атмосфера удивления, недоумения. Это способствует пробуждению познавательной активности. Поиск «неизвестного» становится потребностью ребёнка. Последовательная система проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть проблемы, усвоить знания, но и постичь пути познания нового, приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна полноценная творческая жизнь.

  1. Слайд14 Для того чтобы развить творческое начало  человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Отсюда задача – возбудить чувство ученика: радость, удивление, любовь,  возмущение, огорчение, даже зависть. Все они заставляют ступить на дорогу поиска, самореализации. Слайд14Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать атмосферу нравственных переживаний на уроках и во внеурочной деятельности  мне помогают следующие методы, приёмы, средства:
  1. ситуации новизны, неожиданности, успеха и неуспеха
  2.  приём актуализации знаний и умений
  3.  использование наглядной, аудиологической и осязательной информации
  4.  использование ИКТ (презентации, видео, тренажёры)
  5. беседы-диалоги, дискуссии, анализ жизненных ситуаций
  6.  соревнования, конкурсы, игры, театрализация, выступления.
  7. посещение театра, выставок, музеев, концертов, экскурсий
  1. Слайд15  Философы считают, что существует три типа человеческого бытия:

1) Существование - это борьба за свое выживание, не приносящее ничего нового;

2) Жизнь - это творческое бытие;         

3) Радость жизни - это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством в жизни.

Хочу своим учительским трудом достичь Радости жизни и показать  своим ученикам путь к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция педагогической деятельности учителя английского языка

Данная концепция основана на применении игровых технологий при обучении иностранным языкам в начальной школе и содержит типы игр, применяемые учителем при обучении иностранному языку....

Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».П.Я. Гальперин...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...