Всероссийский конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2022 году
материал
Доровик Юлия Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_na_konkurs_luchshih_uchiteley_2022.docx | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
Методическая разработка мастер-класса
«Первоклассные родители»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Если организовать родителей до момента поступления в школу и провести серию обучающих практикумов и тренингов? Именно эта идея стала основой Проекта «Первоклассные родители», который получил в 2019 году МБОУ «СОШ №33» поддержку в результате участия в конкурсе на получение средств инновационного фонда по направлению «Школа ответственного родительства». Результат положительный, родители с первых дней стали единомышленниками в вопросах воспитания. https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/14/opyt_raboty_po_innovatsionnomu_proektu_pervoklassnye_roditeli.ppt
Цель проекта:
повышение психолого - педагогической компетентности родителей будущих первоклассников.
Задачи проекта:
1. Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «Готовность детей к школе»;
2. Формировать активную родительскую позицию, развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие. Проект был реализован совместно с администрацией школы и педагогом-психологом еженедельно в период с февраля по июнь по выходным дням (наиболее удобным для родителей). Использовались такие технологии, методы и приём работы как:
- Метод проектов
- Психодрама
- Работа с притчей
-Тренинговые упражнения
- Ролевая игра
- Разыгрывание проблемных ситуаций
- Мозговой штурм
- Психодиагностика
- Метод проективного рисунка
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/14/master-klass_dorovik_yu.s.doc
Транслирование в профессиональном сообществе опыта практических результатов профессиональной деятельности
Таблица 1
Учебный год | Уровень мероприятия | Транслирование педагогического опыта | Ссылка на подтверждающий документ | |
Форма выступления | Тема | |||
2020 | Всероссийский | Вебинар | «Эффективные приёмы логопедической и психологической помощи будущим первоклассникам» | |
2020 | Всероссийский | Публикация | «Системно - деятельностный подход в начальной школе как одно из условий повышения качества образования» опубликована в сборнике "Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт,перспективы" (г.Москва) | |
2020 | Всероссийский | Публикация | Преемственность математического образования в системе «ДОУ- начальная школа» опубликована в сборнике "Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы" (г.Москва) | |
2020 | Международный | Конкурс | Международный педагогический конкурс "Образовательный ресурс" (г.Москва) Номинация: "Педагогические инновации в образовании" | |
Всероссийский | Методическая разработка | Публикация на сайте urokinachalki.ru Конспект урока окружающего мира на тему «Про воздух» 2 класс ( УМК «Школа России) | ||
2020 | Всероссийский | Методическая разработка | «Педагогическая газета», Технологическая карта урока русского языка с презентацией в 4 классе . «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но» | |
2021 | Краевой | Онлайн – викторина | «История русского языка: тайны и загадки» в рамках Культурного Марафона «Путешествие» к истокам родного языка», посвящённого Дню славянской письменности» | |
2021 | Всероссийский | Онлайн | Диктант по общественному здоровью | |
2021 | Международный | Публикация | АГГПУ имени В.М. Шукшина «XXIII Международная научно-практическая конференция молодых учёных и студентов» Наука и образование: проблемы и перспективы» | http://www2.bigpi.biysk.ru/wwwsite/doc/Proceedings_Science_and_Edu_2021.pdf |
2021 | Всероссийский | Публикация | АГПУ институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Липецкий ГПУ» 2 Всероссийская научно – практическая конференция с международным участием» Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования» | |
2021 | Городской | «Учитель года Бийска – 2022» |
2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за три последних года.
Прежде чем показать позитивную динамику обученности учащихся, хочу представить таблицу, где показана наполняемость класса.
Таблица 2
2019-2020 г. | 2019-2020 г. | 2020-2021 г. | |||||||
класс | кол-во уч-ся | класс | кол-во уч-ся | класс | кол-во уч-ся | ||||
4 | 35 | 1 | 3 | 30 | 27 | 2 | 4 | 30 | 27 |
Позитивную динамику учебных достижений обучающихся можно увидеть из таблицы, приведённой ниже, где по формулам «Итоги успеваемости знаний учащихся» и «Расчёт качества обученности учащихся, определяется процент успеваемости и процент качества. https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/15/2022-03-15_19-21-12.png
Русский язык
Таблица 3
класс | 2019-2020г. | 2020-2021 г. | 2021-2022 г. | ||||||||
кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | |
4 | 35 | 100% | 55,4% | 1 | 30 | - | - | 2 | 30 | 100% | 65,5% |
3 | 27 | 100% | 65,5% | 4 | 27 | 100% | 50,4 |
Математика
Таблица 4
класс | 2019-2020г. | 2020-2021 г. | 2021-2022 г. | ||||||||
кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | |
4 | 35 | 100% | 64,3% | 1 | 30 | - | - | 2 | 30 | 100% | 69% |
3 | 27 | 100% | 58,3% | 4 | 27 | 100% | 60,7 |
Окружающий мир
Таблица 5
класс | 2019-2020г. | 2020-2021 г. | 2021-2022 г. | |||||||||
кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | ||
4 | 35 | 100% | 66,2% | 1 | 30 | - | - | 2 | 30 | 100% | 75,9% | |
3 | 27 | 100% | 59,6% | 4 | 27 | 100% | 60,7% |
Литературное чтение
Таблица 6
класс | 2019-2020г. | 2020-2021 г. | 2021-2022 г. | ||||||||
кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | класс | кол-во уч-ся | % успев. | % качества | |
4 | 35 | 100% | 59,5% | 1 | 30 | - | - | 2 | 30 | 100% | 79,3% |
3 | 27 | 100% | 71,8% | 4 | 27 | 100% | 78,6% |
Из таблицы видно, что в течение трёх последних лет, наблюдается по всем предметам положительная динамика и стабильная успеваемость по всем предметам -100%.
Для более наглядного представления позитивной динамики обученности применяю разные методики: УОУ–уровень обученности учащихся по В.П.Симонову, КОП – качество обученности по предмету, СБ – средний балл в классе. Обученность - это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/16/diagnosticheskaya_metodika_po_v.p._simonovu.doc
Для определения уровня обученности по предметам важно оценивать не только теоретические знания, но умение применять знания на практике, поэтому веду мониторинг для выявления учебных результатов.
Ниже представлены таблицы за последние три года по предметам, где указаны стабильные результаты уровня обученности. Обозначим обучающихся:
4 класс, период – 2019 – 2020 уч.г.
3 класс, период - 2020 – 2021 уч.г.
4 класс, период – 2021 – 2022 уч.г.
Уровень обученности учащихся (УОУ) по русскому языку
Таблица 7
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |||
УОУ(%) | УОУ(%) | УОУ(%) | |||
4 класс | 54, 5 % | 1 класс | - | 2 класс | 65,5 % |
3 класс | 50,4% | 4 класс | 52,3 % |
Уровень обученности учащихся (УОУ) по математике
Таблица 8
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |||
УОУ(%) | УОУ(%) | УОУ(%) | |||
4 класс | 63,7 % | 1 класс | - | 2 класс | 69,2% |
3 класс | 55,3% | 4 класс | 59,4 % |
Уровень обученности учащихся (УОУ) по окружающему миру
Таблица 9
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |||
УОУ(%) | УОУ(%) | УОУ(%) | |||
4 класс | 65,9 % | 1 класс | - | 2 класс | 75,9% |
3 класс | 57,4% | 4 класс | 63,1 % |
Уровень обученности учащихся (УОУ) по литературному чтению
Таблица 10
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |||
УОУ(%) | УОУ(%) | УОУ(%) | |||
4 класс | 65,9 % | 1 класс | - | 2 класс | 79,3% |
3 класс | 71,3% | 4 класс | 77,8 % |
По таблицам прослеживается позитивная динамика уровня обученности 2 класса, УОУ (уровень обученности учащихся) - от 65,5% до 79,3%, 3 класса, УОУ – от 50,4 % до 71,3%, 4 класса – от 54,5 % до 65,9 %, что соответствует среднему уровню. Считаю, что это достаточно хороший результат, так как в классе обучалось 2 учащихся с умственной отсталостью, 3 с ОВЗ, большая часть детей поступили в 1 класс с низким уровнем обученности, 2 из них с глубокой умственной отсталостью.
Позитивную динамику «качества знаний» за последние три года можно увидеть ниже в таблице, где представлены результаты по итогам годовых оценок, которые наглядно показывают достижение стабильных результатов по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
Качество знаний за последние три года
Таблица 11
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | ||||||||||
Класс | Количество учеников | Качество знаний | Класс | Количество учеников | Качество знаний | Класс | Количество учеников | Качество знаний | ||||
Русский язык | 4 | 35 | 52,8 % | 3 | 18 | 39,3 % | 2 | 4 | 30 | 27 | 59% | 52,9 % |
Математика | 4 | 35 | 49,4 % | 3 | 18 | 44,4 % | 2 | 4 | 30 | 27 | 60% | 60 % |
Окружающий мир | 4 | 35 | 55,3 % | 3 | 18 | 50 % | 2 | 4 | 30 | 27 | 67,6% | 67,6 % |
Литературное чтение | 4 | 35 | 57,7 % | 3 | 18 | 50 % | 2 | 4 | 30 | 27 | 64,7% | 64,7 % |
Представить результаты сдачи ВПР за 2019-2020 учебный год по математике, русскому языку и окружающему миру не смогу, так как из-за пандемии Всероссийские проверочные работы в этом учебном году не были проведены.
Мониторинг математической подготовки учащихся
«Кенгуру – выпускникам»
Таблица 12
Средние данные | Балл | Программные знания | Общее развитие | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Чтение, запись и сравнение чисел | Арифметические действия | Именованные величины | Решение текстовых задач | Геометрические фигуры | Понимание математического языка | внимательность | Основы логического мышления | Установление последовательности действий | Базовые навыки | Вопросы повышенной сложности | Опережающее развитие | ||
по классу | 45,5 | 65,9 | 64,9 | 61,8 | 52,7 | 38,2 | 43,6 | 54,5 | 45,5 | 38,6 | 62,7 | 57,6 | 52,7 |
по школе | 45,5 | 65,9 | 64,9 | 61,8 | 52,7 | 38,2 | 43,6 | 54,5 | 45,5 | 38,6 | 62,7 | 57,6 | 52,7 |
по России | 62,7 | 80,5 | 80,1 | 81,4 | 72,3 | 48,9 | 69,1 | 68,9 | 58,2 | 50,8 | 79,1 | 41,8 | 61,5 |
Ежегодно на базе нашей школы в третьей четверти проводятся школьные олимпиады для учащихся 2 - 4 классов, дети охотно принимают участие в олимпиадах в форме комплексных работ по предметам начальной школы, по отдельным предметам - математика, русский язык, окружающий мир. Олимпиадные задания выходят за пределы программ. Обычно на школьном уровне принимают участие в олимпиаде дети, которые занимаются на «4» и «5» и желающие.
Благодаря современным техническим средствам, дистанционным технологиям, обучающиеся пробуют свои силы и проверяют свои знания в дистанционных викторинах, конкурсах, играх на метапредметной и предметной основе. Результативность участия в мероприятиях около 40 %: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП», «Умница», «Пегас», на онлайн-платформе «Учи.ру» олимпиады «Заврики» по предметам. Получены сертификаты участников, грамоты победителей и дипломы призёров.https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2022/03/14/img_20220314_184739.jpg
Таблица 13
Уровень | 2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год |
Школьный | 44,4 % | 66,6 % | 72,2 % |
Муниципальный | 16,6% | 16,6 % | 33, 3 % |
Всероссийский | 55, 5 % | 61,1 % | 83, 3 % |
Рост числа участников меня радует, процент участников вырос. У учеников есть стимул к победе. Дети охотно принимают участие в олимпиадах. Наблюдается позитивная динамика увеличения числа участников. Участвуя во Всероссийских (заочных) конкурсах, дети имеют возможность получить независимую оценку своих знаний.
Результативность участия обучающихся в мероприятиях различных уровней по преподаваемому предмету
Таблица 14
Название мероприятия (2019-2022) | Ссылка на подтверждающий документ |
Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуре «Золотое руно – 2021» | |
Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа – 2020», мир сказок Х.К.Андерсена | |
Олимпиада по окружающему миру(школьный тур) | |
Международный игровой конкурс по литературе «Пегас – 2021» | |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку | Приказ № 159/1 от 25.09.2019 |
Платформа «Учи.ру» 100 % участие | |
Международная игра – конкурс «Астра» - 2021 |
3.Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
Понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня со стороны государства, общества к результату воспитания подрастающего поколения. За последние три года в России, Алтайском крае, нашем городе разработаны и утверждены документы стратегического развития системы образования, которые являются основополагающим фундаментом для дальнейшей работы. Так, например, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года зафиксированы приоритеты государственной политики в области воспитания, в разделе «Образование» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации зафиксирована популяризация таких общественных ценностей, как здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция. А формирование этих ценностей начинается в начальной школе, и обеспечивает в будущем полноценное становление личности ребенка.
В нашей школе система воспитательной работы разработана в программе «Я – личность», которая базируется на всех принятых стратегических документах.
В воспитании практикую коллективные (групповые) формы работы, метод проектов, здоровьесберегающие технологии, элементы социально - психологического тренинга. Использование современных педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, работать на результат. Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, социальным педагогом.
Класс – это тот коллектив, где формируется чувство «мы», состоящее из индивидуальностей «Я». Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях, через классные часы «Я – гражданин России», уроки мужества, Ежегодно в школе проходят мероприятия, посвященные Дню Победы - «Митинг Памяти, кафе «Встреча трёх поколений» Возникла идея подготовить открытки ветеранам своими руками и музыкальную композицию - песню «Синий платочек», которая стала для солдат символом веры, надежды и, конечно, любви. Под «Синий платочек» засыпали и просыпались, шли в бой, воспитывали детей, побеждали. Ребята с огромным интересом изучали историю этой песню, придумывали движения, чувствовали гордость за доставленную радость ветеранам.
В современных условиях важно обращение к народной культуре, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России.
В мире информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, люди слабо проявляют интерес к истории своего города, малой родины. Поэтому решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию края.
Возникла идея совместных с родителями поездок в национальный музей Горного Алтая, музей «Как – так» города Барнаула, Бийский планетарий, театр, экскурсии в заповедные места Алтая. https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/03/15/20161113_112231.jpg?itok=7YVXyJtr
Ежегодно ребята готовят спектакли к праздникам, участвуют конкурсах, являются ведущими различных мероприятий: «День матери», «Творческий отчёт», «Я гражданин России», «Международный дени инвалида»,«Масленица» «Люблю тебя, мама», и т.д. https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/03/17/20171216_104700.jpg?itok=RHCD0Q50
Творческое развитие ребенка невозможно без внеурочной деятельности. Более того, именно внеурочные занятия помогают расширить образовательное пространство, а для городской школы данная проблема – одна из важнейших. В 2019 учебном году мной разработана программа внеурочной деятельности «Юный исследователь ,цель которой – формирование у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/20/yunyy_issledovatel_2_kl.doc
Актуальность данного курса очевидна, так как полученные знания и умения имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, способствуют формированию познавательного интереса, развитию исследовательских и рефлексивных умений. Систематическая деятельность в данном направлении помогает обучающимся достойно представлять свои проектные и исследовательские работы на научно - практических конференциях.
Внеурочную деятельность направляю на развитие и удовлетворение потребностей учащихся и родителей в получении качественного образования. Использую все возможности для обеспечения самореализации учащихся, мотивированных на достижение высоких учебных результатов. Для достижения эффективных результатов активно ведётся сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. В течение последних трёх лет веду мониторинг занятости учащихся во внеурочное время. За последние три года количество учащихся, посещающих занятия во внеурочное время, постоянно растёт.
Понимаю, что личным примером должна показывать детям интерес к занятиям спортом, ведению активного образа жизни. Эта идея стала основой для ежегодного участия в составе команды в соревнованиях по туризму, лыжам, боулингу. Вместе со всеми детьми катаемся на коньках, лыжах, участвуем в «Дне здоровье», «Весёлых стартах», конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»
https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/03/15/20161125_190421.jpg?itok=1PWBbwwm и других школьных и городских мероприятиях, «Соревнования среди педагогов города Бийска», в которых ежегодно занимаю призовые места, «Турслёт». https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/03/15/20160924_174941.jpg?itok=F0OYDyZa
Следующий курс внеурочной деятельности « Я – здоровый человек». Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Разработчик программы: классный руководитель Доровик Ю.С.
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ: отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
-создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
-организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями - предметниками; Во внеурочное время провожу время со своими учениками на катке и лыжах – развивая у детей интерес к различным видам спорта и укреплению здоровья. Ежегодно участвую в спортивных соревнованиях на лыжах.
Идея укрепления здоровья детей, организации их досуга позволила принять участие в разработке и реализации проекта «Детская площадка», организованной по ул. Новаторская, нашего посёлка. С ребятами своего класса мы красочно оформили карусели, качели, клумбы для цветов. Площадка стала любимым местом отдыха и безопасной двигательной активности ребят.
Таблица 15
Учебный год | Название мероприятия | Результат |
2019 | Исследовательская работа «Выращивание кристаллов в домашних условиях» | https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/20/lukovnikov_daniil.pptx https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/20/lukovnikov_daniil.docx |
2020 | Школьный конкурс «Талисман школы» | |
2020 | Неделя психологии в школе «Мир один для всех» | |
2021 | Предметная неделя «Космическое путешествие» | |
2021 | Краевой смотр - конкурс среди образовательных организаций Алтайского края «Правила дорожного движения – стиль жизни» | |
2021 | Школьная акция «Любимая мама», посвящённый Дню матери | |
2021 | Школьный фестиваль» Мы разные, но в этом наша сила», посвящённого Дню народного единства» | Грамота, 2 место |
4. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным поведением).
Учителем я начала работать не сразу, сначала, я работала в КГБОУ
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа - интернат" воспитателем, где я обрела очень ценный опыт общения с детьми.
Поэтому у меня сложилась определённая система работы с обучающимися разных вариантов развития. Придя работать в школу, я столкнулась с тем, что здесь также обучаются дети с разными возможностями и способностями. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.
В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ, детей, попавших в трудные жизненные ситуации. Актуальность опыта заключается в необходимости создать образовательную среду, способствующую самореализации каждого обучающегося, формированию у него способности вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни. Педагогическая идея: создание «безбарьерной» образовательной среды для всех учащихся. Решаемая проблема заключается в индивидуализации образовательного процесса и комплексном подходе к образованию личности на основе освоения различных способов деятельности в рамках среды школы и возможностей социума. В классе, где я работаю, есть и одарённые дети, и дети из социально неблагополучных семей, и дети с ОВЗ, и с умственной отсталостью. Поэтому моя задача создать равные возможности для обучения всех детей.
Таблица 16
Методы работы | |||
Одарённые дети | Дети из социально неблагополучных семей | Дети с ОВЗ | Дети с умственной отсталостью |
Диагностика. Творческая мастерская. Консультирование Творческий отчёт. Участие в конкурсах, олимпиадах. Портфолио достижений. Построение индивидуального маршрута. | Диагностика. Консультирование. Построение индивидуального маршрута. Занятие с педагогом- Психологом, социальным педагогом «Уроки доброты» | Диагностика. Консультирование. Построение индивидуального маршрута. Занятие с педагогом- психологом. Медицинское сопровождение. Дистанционные консультации. Арт-терапия. «Уроки доброты» | Диагностика. Консультирование. Построение индивидуального маршрута. Занятие с педагогом- психологом. Медицинское сопровождение. Дистанционные консультации. Арт-терапия. «Уроки доброты» |
Важнейшим СРЕДСТВОМ решения проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям отдельной категории учащихся.
Тесно отработана связь с родителями (законными представителями) обучающихся: родительские собрания, лектории, мастер - классы, а также индивидуальные беседы и консультации. Родители, у которых возникают вопросы в воспитании ребёнка, получают консультацию как у учителя, так и у педагога-психолога, социального педагога.
Наличие вариантов программ индивидуальной работы с различными категориями обучающихся
Учителю гораздо сложнее организовать адресную работу с детьми с разными вариантами развития. В своей работе я выделила три основные группы. Это одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, которые чаще всего не имеют интереса к обучению и становятся слабоуспевающими учащимися по предмету, и дети с УО.
Таблица 17
Категория детей | |
Одарённые дети | Программа «Одарённые дети» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/16/odaryonnye_deti.docx |
Слабоуспевающие дети | Программа «Слабоуспевающие дети» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/16/programma_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx |
Дети с УО | Адаптированные программы для учащихся с УО https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/16/programma_dlya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.doc |
Участие в различных мероприятиях, направленных на повышение квалификации в части приобретения новых специальных педагогических знаний по работе с различными категориями обучающихся
Таблица 18
Учебный год | Уровень мероприятия | Транслирование педагогического опыта | Ссылка на подтверждающий документ |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Основные приёмы работы над звукопроизношением на базе интерактивных игр и лексического материала у детей с ОВЗ» | |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Методы обучения начальным математическим навыкам детей с ОВЗ с помощью специальных интерактивных упражнений» | |
2020 | КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» | «Комплексный подход к развитию речи в логопедической работе с детьми ОНР. Сочетание традиционных и инновационных приёмов» | |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Формирование навыков звуко – буквенного анализа и синтеза простых слов у детей с ОНР» | |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Формирование базового артикуляционного уклада для эффективной постановки «трудных» звуков с помощью интерактивных игр» | |
2020 | Муниципальный этап краевого конкурса художественного творчества детей с ОВЗ | «Ростки талантов» | |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Интерактивные приёмы развития связной речи у детей с ОНР» | |
2020 | «Мерсибо», участник всероссийского вебинара | «Очное и дистанционное сопровождение детей с ОВЗ с помощью интерактивной документации» |
5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий.
Как и любой учитель на уроках и во внеурочное время использую разные формы, методы, технологии, сегодня мне хотелось бы презентовать свой педагогический опыт по теме « STEAM: современный метод формирования важных навыков XXI века» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/20/dorovik_yu.s._prezentatsiya_opyta_raboty.pptx Данная тема взята мной не случайно: в очередной раз , когда с детьми занимались на платформе «Учи ру», увидела, что будет проходить вебинар по теме « STEAM обучение в проектной деятельности», посмотрев вебинар, меня заинтересовала данная тема, я прошла курсы повышения квалификации , начала применять данную технологию на уроках и во внеурочное время.
Стив Джобс говорил, что использование инноваций – это единственный способ побеждать.
STEАM – одна из самых модных аббревиатур в мире современного образования.
Расшифровывается на русский язык как: естественные науки, технологии, инженерия и математика, искусство.
В наши дни эти области становятся все более востребованы в школах, начиная уже с начальных классов. А мы все чаще задаемся вопросом: в чем же преимущество данного подхода? Чем же он так хорош?
Я бы описала STEAM как новую систему обучения, основанную на инновационных технологиях 21 века, основной целью которой является развитие у детей мышления нового типа. Это принципиально новый подход, который отличается от традиционной школьной модели обучения и основывается на развитии творческих и аналитических навыков.
STEAM - это изучение окружающего мира, через реальную деятельность, объединяет такие предметы , как информатика, рисование, математика, чтение, труд, окружающий мир , обеспечивает системный подход в работе с детьми с ОВЗ, у детей происходит накопление словаря через увиденное и осознанное, формирует у учащихся умение пользоваться инструкциями и схемами.
Дети уделяют больше времени самоподготовке, учатся находить проблемы и решать их самостоятельно, делятся между собой своим удачным и неудачным учебным опытом, работают вместе над проектами или решением определенных проблем совместно с самоподготовкой и умением работать в команде.
STEAM - это переплетение всех наук, всех знаний, всего того, что нас окружает! STEАM - это и есть наша жизнь!
Высокое качество организации образовательной деятельности обеспечивается за счёт эффективного использования современных образовательных технологий.
В условиях информатизации образования важную роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать образовательную деятельность. При этом учитель оказывается в роли организатора, партнера, помощника. В течение двух лет апробирую технологию смешанного обучения «Перевернутый класс». Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Сам ученик добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером, прибегая к помощи учителя и различных компьютерных программ, а на уроке отрабатываются полученные знания. Моя задача, как современного учителя, подвигать детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Данная технология позволяет выстроить с каждым учеником траекторию индивидуального образования.
Как я «переворачиваю» свои уроки? Использую интернет – ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), где беру готовое видео или создаю необходимый образовательный ресурс. В Дневнике.ру в домашних заданиях дана ссылка на образовательный ресурс. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:
- ответить на вопросы;
- составить памятку;
- нарисовать рисунок;
- сделать коллаж;
- создать книжку – малышку;
- рассказать о том, чего нет в учебнике.
Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.
Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. В основном, метод «перевёрнутый урок» я использую на таких предметах как «Окружающий мир», «Литературное чтение» (в условиях села есть порой проблемы с Интернетом, поэтому технологию не использую пока на предметах «Русский язык» и «Математика»).
Использование данной технологии в рамках двух предметов уже способствует развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности и формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Так же это способствовало повышению качества образования – 76% по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
Наиболее эффективными были проблемно - диалогическая технология и формирующее оценивание. Эти технологии на учебном материале воспроизводят деятельность человека от постановки цели до оценки полученного результата, к тому же успешно формируют ведущие компетенции школьника.
Мною на уроках, особенно при изучении нового материала. Среди методических приёмов создания проблемных ситуаций использую следующие:
- подвожу обучающихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- ставлю проблемную задачу.
Таким образом, у детей образуются новые знания, они овладевают новыми способами действий. Создание проблемных ситуаций способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Вот уже несколько лет я сотрудничаю с АНО «Центр Развития Молодёжи»: участвуя в конкурсах «ЭМУ-Эрудит» и «ЭМУ-Специалист», провожу диагностику универсальных учебных действий младших школьников своего класса. Результаты представляются в графиках и таблицах, как по каждому участнику, так и по классам в целом. После завершения мероприятий проекта «ЭМУ» в моём Личном Кабинете публикуются итоги.
Таблица 19
В данной таблице показана динамика формирования УУД. Красной чертой показан уровень учащихся 4 класса 2019 года, новый набор учащихся - 1 класс 2020\2021, второй класс – 2021\2022.
Я считаю, что именно организация работы в соответствии с принципами системы развивающего обучения, а также использование в работе выше перечисленных технологий позволяет мне достичь высоких результатов.
Для оценивания учебных достижений я использую учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» (Автор: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т.).
Диагностические мероприятия позволяют мне выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии ФГОС НОО.
Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
6.Непрерывность профессионального развития учителя.
Современный педагог должен обладать современными знаниями. Моё твёрдое убеждение, что я, обучая детей, должна постоянно учиться и сама. Считаю, что в повышении квалификации есть три главные составляющие: анализ работы и самообразование, направленное на решение профессиональных проблем. Это можно осуществить через изучение вопроса в литературе, сети Интернет, обмен опытом с коллегами, участие в семинарах, посещение уроков. Также профессиональный рост происходит в процессе подготовки собственных открытых уроков, так как учитель заново пересматривает материал темы, ищет более эффективные методы обучения. Изучение новых технологий и опыта работы учителей, переосмысливание уже освоенных в контексте новых стандартов образования.
С 2015-2020 г. являлась руководителем МО учителей начальных классов, организовывю систему методической работы через семинары, работу творческих мастерских, где знакомлюсь с опытом своих коллег и представляю свой опыт; выступаю вместе с коллегами на районных семинарах по проблемам.
Для дальнейшего профессионального совершенствования и роста каждому педагогу значимо признание и оценка труда в образовательном сообществе. Постоянно занимаюсь самообразованием. Таким образом, непрерывность образования осуществляется своевременно.
На мой взгляд, для профессионального самосовершенствования учитель должен постоянно анализировать свою работу, педагогический анализ – процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации, обсудить с коллегами профессиональные проблемы мне позволило участие в таких формах работы как: семинары, научно-практические конференции, мастер-классы. Для меня участие в профессиональных конкурсах - это, прежде всего осмысление своего педагогического опыта, следующий шаг по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил. Конкурс профессионального мастерства является - сильным источником стимулирования мотивации для моего саморазвития и профессионального роста учителя. Благодаря конкурсу я получила блестящую возможность заявить о значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, увидеть опыт коллег. Кроме того, подготовка и участие в конкурсе ведётся в тесном взаимодействии с учащимися и коллегами, что в конечном итоге положительно сказывается на результатах обучения и воспитания. Неоценимый профессиональный опыт я приобрела, участвуя в следующих конкурсах профессионального мастерства:
Таблица 20
2019 | ООО «ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» | «Первая помощь» | 36ч | |
2019 | КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» | «Проектирование и анализ урока в условиях реализации ФГОС с использованием элементов технологии «lesson stydy» | 32ч | |
2019 | КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» | «Практика реализации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленного на достижение метапредметных результатов» | 72ч | |
2021 | Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру» | «Цифровая грамотность:базовый курс по развитию компетенций XXI века» | 36ч | |
2021 | Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру» | «Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения» | 36ч | |
2021 | КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» | «Формирование и развитие читательской грамотности на уровне начального общего образования» | 32ч | |
2020 | ООО «Центр инновационного образования и воспитания» | «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта» | 66ч | |
2020 | ООО «Центр инновационного образования и воспитания» | «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации» | 49ч | |
2021 | Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру» | Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении» | 72ч | |
2021 | Общество с ограниченной ответственностью «Учи.ру» | «Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике» | 72ч | |
2021 | Центр онлайн – обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» | «Применение инновационных технологий и методик для развития единой образовательной среды» | 16ч | |
2021 | ООО «Центр инновационного образования и воспитания» | «Организация работы классного руководителя в образовательной организации» | 250ч | |
2021 | Краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени Олега Ростиславовича Львова» | «Кибербезопасность школ и профилактика правонарушений в сфере информационных технологий» | 24ч |
Обобщённый опыт работы по реализации методической системы, исследования, проекты, мастер-классы, разработки уроков размещены в сети Интернет, на сайте «Образовательная социальная сеть работников образования nsportal.ru» в портфолио педагога на личной странице https://nsportal.ru/dorovik-yuliya-sergeevna
на сайте образовательной организации МБОУ «СОШ №34»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио на Областной конкурс лучших учителей начальных классов образовательных учреждений Саратовской области на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности
Портфолио на Областной конкурс лучших учителей начальных классов образовательных учреждений Саратовской области на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельност...
Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год.
Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год....
Всероссийский конкурс тестирования для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом
Всероссийский конкурс тестирования для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом...
Всероссийский конкурс тестирования для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности»
laquo; Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом (2-ой степени)....
Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям ОО ЯНАО ( г.Салехард, 2020)
Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям ОО ЯНАО ( г.Салехард, 2020)...
Пакет документов на участие в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям в педагогической деятельности в Удмуртской Республике
В данном документе проанализированы опыт работы учителя за три последних года. ...