Обобщающий урок "Природа нашего края"
методическая разработка (3 класс) по теме

Обобщение и систематизация знаний детей об объектах неживой природы Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_nashego_kraya_obobshch_urok.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме :

 «Природа нашего края»

МАРТИ А. А.

МБОУ-ООШ № 25

Армавир, 2012

Задачи: 1 .Обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы Краснодарского края.

  1. Продолжить        развитие навыка чтения и понимания карты края.
  2. Развивать        наблюдательность и любознательность.
  3. Воспитывать        любовь к природе родного края.

Оборудование: кроссворды «Отгадай меня» для каждого участника викторины;

физическая карта, карты- схемы животного мира, водоёмов и

Ход урока.

l. Организация класса.

Учитель: Вот и закончилась, ребята, наше заочное путешествие по Краснодарскому краю. Но настоящее путешествие по нашему краю будет продолжаться всю вашу жизнь.        

Вы увидите, как необычен, красив наш край. Вы будете ходить в лес, на реку, в        

походы, в горы, вы будете посещать с друзьями и родителями разные города и села Краснодарского края. Знания о природе своего края вам очень пригодятся во время

.

таких экскурсий.

Сегодня нам предстоит выявить лучшего знатока природы Краснодарского края.

Для этого надо ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.

Подведет итоги конкурсов и выберем победителя наше компетентное жюри        

(называются имена членов жюри).        

2. Обобщение и систематизация знаний.        

IJ Обобщение проходит в виде конкурсов-заданий:        

 Задание №1. «Рельеф Краснодарского края» (блиц - опрос).        

На какие две части делится поверхность Краснодарского края.        

 (Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную        ,равнинную и

южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата), - Расскажите об особенностях северной равнинной части, Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое - где встречаются курганы -

древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные         дождевыми

потоками, - это овраги. Они приносят вред с/х. С оврагами ведется борьба. Постепенно повышаясь на востоке, равнина переходит в овраги Ставропольской

возвышенности. Наибольшая высота её - 623 метра над уровнем моря(Новокубанский        

Успенский районы.)        На западе к Приазовской низменности примыкает таманский полуостров. Его

площадь около 2000 кв.км.        

Поверхность полуострова холмистая).        

Расскажите об особенностях гористой южной части.        

К югу от реки Кубани Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой         поверхностью.

Это предгорье Западного Кавказа, протянувшись от поселка

Верхнебаканского, до реки Уруп. Предгорье переходит в горную часть главного        Кавказского

хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты,

глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки.        

Кавказские горы начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы. Они

протянулись на юго - восток до Каспийского моря.

        

Черноморское побережье Краснодарского края - это узкая полоса земли между

морем и горами. Протянулась она от Таманского полуострова до реки Псоу.)

Задание №2. «Южный геолог».        

1.Что называют полезными ископаемыми?        

( Все то, что добывается из недр земли и используется человеком, называют        

полезными ископаемыми.)        

2. Где залегают полезные ископаемые на Кубани?        

 (На Кубани обнаружено более 60 видов полезных ископаемых. Они залегают в к предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине.)

3. На сколько групп их можно разделить? Назовите.

 ( Природные ресурсы можно разделить на четыре группы: топливо, руда,

строительные материалы и горно-химическое сырьё.)

4. Какие полезные ископаемые имеют наибольшее значение?

( Наибольшее значение имеют нефть, природный газ и цемент.)

5. Где добывают нефть? Что сопутствует нефти? - (газ).

 ( Нефть в нашем крае добывается в районах: Апшеронска, Абинска, Славянска -на- Кубани и других местах. На двух нефтеперерабатывающих заводах -Краснодарском и Туапсинском - из нее получают не только горючее ( керосин, бензин для  автомашин, тракторов, самолетов), но и сырье, которое используют в химической С промышленности.)

Задание №3. «Письмо».

Учитель: Ребята, я вам прочитаю письмо Коли Перепуткина. Вы внимательно слушаете и отличаете на своих листах (заранее приготовить) ошибки в тексте. Выигрывает тот, кто назовет все ошибки и правильно их объяснит.

«С трудом перевалив через самые высокие горы* Алоус, Джуга, Пшекиш Краснодарского края) я оказался на огромной плоской равнине *- Ставропольской. «^Равнина покрыта непроходимыми лесами*. Ни одного села здесь не встретишь*. На .отмоем пути встречались вековые сосны и пальмы*, а иногда и бурные реки*. А от встреч с животными страшно становится: здесь и медведи*, и зайцы.» 1£ (Знаком * отмечены ошибки)

Пояснение:

1. Самые высокие горы Кр.кр.: Фишт, Чугуш, Агепст, Цахвао.

2. Ставропольская возвышенность(высота 623м). На ее территории находится

Новокубанский и Успенский районы, это густонаселенный район.

З. Сосны в естественных условиях не растут, а пальмы растут только на Черноморском

побережье, в субтропиках; рек бурных нет, как и медведей.

Задание №4. «Юный метеоролог». (Фронтальный опрос).

l. Теплые, сухие ветры, дующие с гор? (фены)

2. Береговые ветры, дуют на побережье Черного и Азовского морей.(бризы) Как они к дуют?(днем с моря на сушу, а ночью с суши на море).

fdn

3.. Что называют борой? (ветер дующий с гор с ураганной силой)

4. Точка зимнего солнцестояния?(22 декабря)

5. Деревья в морозную погоду покрываются «пушистыми» кристаллами. Что это? (изморозь)

6.. Продолжительный без дождя период (засуха).

7. На формирование погоды определённое влияние оказывают (циклоны и антициклоны).

Циклоны (воздушные массы с пониженным атмосферным давлением) обычно

 приносят дождливую и неустойчивую погоду. Антициклоны (воздушные потоки с

к повышенным атмосферным давлением) способствуют установлению устойчивой

 погоды, тёплой летом и холодной зимой.

8. Какая будет погода если:

- Летом вечером и утром роса? (к ясной погоде )

- Осенью при ясной погоде ветер резко меняет своё направление? (к ненастью)

- О чём идёт речь?

«Меня никто не видит, но всякий слышит;

Спутницу мою всяк видит, но никто не слышит» (гром и молния)

Сколько цветов у радуги? (7)

Когда наступает обычно лето в Краснодарском крае?(4 мая)

Задание №5. «Отгадай меня».

 Учащиеся индивидуально или по группам отгадывают кроссворд «Природа родного края» (см. приложение).

З. Подведение итогов.

(Жюри подводит итоги после каждого конкурса, победителю каждого конкурса вручается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов, побеждает тот, кто получит больше жетонов)

4. д/з

Найти в дополнительной литературе интересные сведения о природе Краснодарского  края.

Кроссворд «Отгадай меня»

1

2

3

3

4

6

5

4

7

8

9

По вертикали:

  1. Одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.
  2. Ответвление основной горной цепи.
  3. С кем граничит Краснодарский край с юга.
  4. Какая рыба самая ценная в Азовском море.

По горизонтали:

  1. Глубокие крутоклонные углубления, образованные дождевыми потоками.
  2. Самое крупное млекопитающее Кавказского заповедника.
  3. Название самой высокой горы в крае.
  4. Какое полезное ископаемое перерабатывают на Краснодарском и Туапсинском заводах.
  5. Плодородное вещество, которое образовалось из перегнивших растительных и животных остатков.
  6. Мелководные водоёмы, созданные деятельностью морей и рек Краснодарского края.
  7. Самый маленький олень Красного леса.
  8. Какое растение выращивают на плавнево - луговых и болотных почвах Краснодарского края?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"

Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)

Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы  и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности.  Выполненный проект полность...