Обобщающий урок "Природа нашего края"
методическая разработка (3 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний детей об объектах неживой природы Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_nashego_kraya_obobshch_urok.docx | 43.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме :
«Природа нашего края»
МАРТИ А. А.
МБОУ-ООШ № 25
Армавир, 2012
Задачи: 1 .Обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы Краснодарского края.
- Продолжить развитие навыка чтения и понимания карты края.
- Развивать наблюдательность и любознательность.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: кроссворды «Отгадай меня» для каждого участника викторины;
физическая карта, карты- схемы животного мира, водоёмов и
Ход урока.
l. Организация класса.
Учитель: Вот и закончилась, ребята, наше заочное путешествие по Краснодарскому краю. Но настоящее путешествие по нашему краю будет продолжаться всю вашу жизнь.
Вы увидите, как необычен, красив наш край. Вы будете ходить в лес, на реку, в
походы, в горы, вы будете посещать с друзьями и родителями разные города и села Краснодарского края. Знания о природе своего края вам очень пригодятся во время
.
таких экскурсий.
Сегодня нам предстоит выявить лучшего знатока природы Краснодарского края.
Для этого надо ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.
Подведет итоги конкурсов и выберем победителя наше компетентное жюри
(называются имена членов жюри).
2. Обобщение и систематизация знаний.
IJ Обобщение проходит в виде конкурсов-заданий:
Задание №1. «Рельеф Краснодарского края» (блиц - опрос).
На какие две части делится поверхность Краснодарского края.
(Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную ,равнинную и
южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата), - Расскажите об особенностях северной равнинной части, Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое - где встречаются курганы -
древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми
потоками, - это овраги. Они приносят вред с/х. С оврагами ведется борьба. Постепенно повышаясь на востоке, равнина переходит в овраги Ставропольской
возвышенности. Наибольшая высота её - 623 метра над уровнем моря(Новокубанский
Успенский районы.) На западе к Приазовской низменности примыкает таманский полуостров. Его
площадь около 2000 кв.км.
Поверхность полуострова холмистая).
Расскажите об особенностях гористой южной части.
К югу от реки Кубани Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой поверхностью.
Это предгорье Западного Кавказа, протянувшись от поселка
Верхнебаканского, до реки Уруп. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского
хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты,
глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки.
Кавказские горы начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы. Они
протянулись на юго - восток до Каспийского моря.
Черноморское побережье Краснодарского края - это узкая полоса земли между
морем и горами. Протянулась она от Таманского полуострова до реки Псоу.)
Задание №2. «Южный геолог».
1.Что называют полезными ископаемыми?
( Все то, что добывается из недр земли и используется человеком, называют
полезными ископаемыми.)
2. Где залегают полезные ископаемые на Кубани?
(На Кубани обнаружено более 60 видов полезных ископаемых. Они залегают в к предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине.)
3. На сколько групп их можно разделить? Назовите.
( Природные ресурсы можно разделить на четыре группы: топливо, руда,
строительные материалы и горно-химическое сырьё.)
4. Какие полезные ископаемые имеют наибольшее значение?
( Наибольшее значение имеют нефть, природный газ и цемент.)
5. Где добывают нефть? Что сопутствует нефти? - (газ).
( Нефть в нашем крае добывается в районах: Апшеронска, Абинска, Славянска -на- Кубани и других местах. На двух нефтеперерабатывающих заводах -Краснодарском и Туапсинском - из нее получают не только горючее ( керосин, бензин для автомашин, тракторов, самолетов), но и сырье, которое используют в химической С промышленности.)
Задание №3. «Письмо».
Учитель: Ребята, я вам прочитаю письмо Коли Перепуткина. Вы внимательно слушаете и отличаете на своих листах (заранее приготовить) ошибки в тексте. Выигрывает тот, кто назовет все ошибки и правильно их объяснит.
«С трудом перевалив через самые высокие горы* Алоус, Джуга, Пшекиш Краснодарского края) я оказался на огромной плоской равнине *- Ставропольской. «^Равнина покрыта непроходимыми лесами*. Ни одного села здесь не встретишь*. На .отмоем пути встречались вековые сосны и пальмы*, а иногда и бурные реки*. А от встреч с животными страшно становится: здесь и медведи*, и зайцы.» 1£ (Знаком * отмечены ошибки)
Пояснение:
1. Самые высокие горы Кр.кр.: Фишт, Чугуш, Агепст, Цахвао.
2. Ставропольская возвышенность(высота 623м). На ее территории находится
Новокубанский и Успенский районы, это густонаселенный район.
З. Сосны в естественных условиях не растут, а пальмы растут только на Черноморском
побережье, в субтропиках; рек бурных нет, как и медведей.
Задание №4. «Юный метеоролог». (Фронтальный опрос).
l. Теплые, сухие ветры, дующие с гор? (фены)
2. Береговые ветры, дуют на побережье Черного и Азовского морей.(бризы) Как они к дуют?(днем с моря на сушу, а ночью с суши на море).
fdn
3.. Что называют борой? (ветер дующий с гор с ураганной силой)
4. Точка зимнего солнцестояния?(22 декабря)
5. Деревья в морозную погоду покрываются «пушистыми» кристаллами. Что это? (изморозь)
6.. Продолжительный без дождя период (засуха).
7. На формирование погоды определённое влияние оказывают (циклоны и антициклоны).
Циклоны (воздушные массы с пониженным атмосферным давлением) обычно
приносят дождливую и неустойчивую погоду. Антициклоны (воздушные потоки с
к повышенным атмосферным давлением) способствуют установлению устойчивой
погоды, тёплой летом и холодной зимой.
8. Какая будет погода если:
- Летом вечером и утром роса? (к ясной погоде )
- Осенью при ясной погоде ветер резко меняет своё направление? (к ненастью)
- О чём идёт речь?
«Меня никто не видит, но всякий слышит;
Спутницу мою всяк видит, но никто не слышит» (гром и молния)
Сколько цветов у радуги? (7)
Когда наступает обычно лето в Краснодарском крае?(4 мая)
Задание №5. «Отгадай меня».
Учащиеся индивидуально или по группам отгадывают кроссворд «Природа родного края» (см. приложение).
З. Подведение итогов.
(Жюри подводит итоги после каждого конкурса, победителю каждого конкурса вручается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов, побеждает тот, кто получит больше жетонов)
4. д/з
Найти в дополнительной литературе интересные сведения о природе Краснодарского края.
Кроссворд «Отгадай меня»
1 | •2 | |||||||||||
3 | 3 | |||||||||||
4 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
4 | 7 | |||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
По вертикали:
- Одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.
- Ответвление основной горной цепи.
- С кем граничит Краснодарский край с юга.
- Какая рыба самая ценная в Азовском море.
По горизонтали:
- Глубокие крутоклонные углубления, образованные дождевыми потоками.
- Самое крупное млекопитающее Кавказского заповедника.
- Название самой высокой горы в крае.
- Какое полезное ископаемое перерабатывают на Краснодарском и Туапсинском заводах.
- Плодородное вещество, которое образовалось из перегнивших растительных и животных остатков.
- Мелководные водоёмы, созданные деятельностью морей и рек Краснодарского края.
- Самый маленький олень Красного леса.
- Какое растение выращивают на плавнево - луговых и болотных почвах Краснодарского края?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...
Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»
Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...
Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс
Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...
Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"
Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)
Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности. Выполненный проект полность...
Край, в котором мы живем. Природа нашего края
Открытый урок...