Педагогическая стратегия развития предметной одаренности обучающихся
статья (4 класс) по теме
Заочное обобщение передового педагогического опыта на Всероссийском уровне в номинации "Предметы начальной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_strategiya_razvitiya_predmetnoy_odarennosti_obuchayushchikhsya.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka
Педагогическая стратегия развития предметной одаренности обучающихся
Номинация «Предметы начальной школы»
Артемова Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ Уваровщинская СОШ Кирсановского района Тамбовской области
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования МБОУ Уваровщинской СОШ Кирсановского района. В условиях образовательной деятельности школы под творческой одаренностью подразумевается, прежде всего, предметная или специальная одаренность, то есть предрасположенность к изучению определенных дисциплин.
Работа с одаренными детьми приобретает особую значимость в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Особая роль отводится учителю начальных классов по формированию мыслительных навыков, общеучебных компетенций. Педагоги нашей школы работают по УМК нового поколения «Перспектива», «Планета знаний», которые позволяют учителю организовать дифференцированную работу с учащимися, стимулировать познавательные способности, обогащать и обновлять содержание образования в зависимости от потребностей обучающихся. Именно в начальной школе формируется культура мышления, мотивация интеллектуальной, творческой деятельности. Перед каждым из педагогов стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Система работы с одаренными детьми в нашей школе включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Выявление одаренных и талантливых детей:
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания группы предшкольной подготовки на базе общеобразовательного учреждения.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
Основные формы работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с сильными и мотивированными обучающимися;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- НОУ «Эврика» (научное общество учащихся);
- научно-практические конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- конкурсы;
- предметные недели;
- кружки по интересам;
- работа по индивидуальным планам.
Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Работа с родителями одаренных детей:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.
Работа с преподавателями:
- обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;
- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
- создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными обучающимися.
- Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (муниципального, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение квалификации педагогов.
Показатели эффективности работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Работа по подготовке к предметным олимпиадам имеет особое направление с одаренными детьми и включает в себя базовый уровень, подготовку в рамках дополнительного образования, самоподготовку и целевую подготовку. Участвуя и добиваясь положительных результатов в предметных конкурсах и олимпиадах школьного, муниципального, всероссийского и международного уровней, одаренные дети приобретают опыт интеллектуального лидерства.
Доброй традицией деятельности учителей начальных классов школы давно стала такая форма работы, как проведение предметной недели. Мероприятия недели призваны формировать познавательные интересы, повышать уровень знаний и развивать творческую активность обучающихся.
Хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской и проектной деятельностью. Эти обучающиеся входят в число активных участников школьных, районных конкурсов, конференций и других мероприятий, создающих условия для проявления своего творчества. Степень самостоятельности и глубина исследований зависит от проявления одаренности и возрастных характеристик ребенка.
Жизнь научного общества обучающихся школы «Эврика» многогранна и развивает не только специальные компетенции, но и способствует социализации детей. Так, например, обучающиеся овладевают навыками работы с информацией. Практически отрабатываются такие приемы деятельности, как работа со словарем, с научным текстом, учатся работать в читальном зале с библиографическим списком, а также работают в интернет - библиотеке.
Формируя исследовательские и коммуникативные компетенции в рамках осуществления проектной, исследовательской деятельности, педагоги школы способствуют целостному раскрытию личности, развитию одаренности, адаптации обучающихся в современном мире.
Психолого-педагогические условия сопровождения одаренных детей, созданные в нашей школе, дают положительный результат, помогают раскрыться индивидуальным потенциальным способностям каждого ребенка, создают поле деятельности для одаренных детей, способствуют их дальнейшей социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая стратегия развития одарённости
Современному обществу нужны здоровые, свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и созидать будущее. Это заставляет задуматься на...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования новых информационных технологий»
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является процесс обучения и развития творческих способностей, обучающихся на занятиях по информатике .Предме...
Презентация к статье "Педагогическая стратегия развития предметной одаренности"
Презентация на региональной научно-практической конференции на тему: "Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....
Педагогическая мастерская "Развитие творческого потенциала обучающихся"
Для проведения педагогической мастерской использована форма проведения - мастер-класс. Цель проведения мастер-класса: показать роль занятий во внеурочной деятельности в развитии творческого потенциала...
Педагогический проект "Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы"
Материал Педагогический проект "Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы" является обобщением опыта по данной теме....
Одаренность, стратегии работы с одаренными обучающимися
Типы одаренности, стратегии работы....
Проект«Проектирование инновационных педагогических технологий развития креативного мышления обучающихся»
собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общую жизненную позицию человека. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которы...