ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
статья по теме

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ.  

                                                                                                     Паныч Г.К.                                      

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                              МОУ «СОШ № 3»                  

                                                                                          Город  Губкин

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.            

       Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.                

      Для того, чтобы сплотить детский коллектив, воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией,  научить  гордиться своим городом, страной, познакомить с историей семьи, школы, страны,  в нашей школе была создана программа игры –путешествия « Малыши по стране Россия».

       Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Губкин, увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школ.  Родная наша школа начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.

       Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более  активны и осведомлены,  они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

        Как учитель, я не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

        Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

       Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой  (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значение города Губкина в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”).                                                                                                                               Тесно сотрудничает наша школа с губкинским краеведческим музеем – единственным в России, где есть экспонаты по истории открытия, исследования и промышленного освоения богатств величайшего в мире железнорудного бассейна - КМА. Здесь есть материалы о жизни и деятельности академика Лазарева П.П., одного из первооткрывателей КМА, материалы по истории Лебединского ГОКа, крупнейшего в мире горнодобывающего предприятия, привлекает внимание отдел природы края, материалы о заповедниках и гербарии Ямской степи и Лысых гор, материалы по палеонтологии, археологии края, интересные материалы по этнографии края.

      Для чего же изучается родной край в начальной школе?  Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

      Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “Окружающий мир”. Здесь  систематизируются  и расширяются представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий.

    Для повышения интереса к народным традициям, привлекаю детей к участию в народных праздниках: « Масленица», « Праздник русской матрёшки», « Закликание  весны», « Месяц апрель - всему году ключ».   Учащиеся с удовольствием  принимают участие в фольклорных праздниках и тем самым обогащают свой кругозор, наблюдают за тесной связью человека и природы.

     На базе нашей школы работает этнографический музей. Учащиеся старших классов знакомят малышей с историей и культурой  нашего края.  С помощью театрализованного  обряда приветствия гостей « Здравствуй хозяюшка», дети узнали, что такое « красный угол» в избе. Красный, значит красивый.  Угол в избе рядом с печкой называли «бабий кут». Здесь дети познакомились с приспособлениями для ведения домашнего хозяйства ( кочергой, ухватом, чугунами, горшками, деревянной лопаткой для выпечки хлеба ), с национальной одеждой  Белгородчины, игрушками, амулетами.                                                                  

   Большое воспитательное значение имеют уроки  литературного чтения, в которые возвращены  произведения духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев).

    В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

    В этом плане в школе с детьми провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

   Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

    Воспитательный процесс планирую и строю во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитываю возраст учащихся, прослеживаю последовательность в развитии личности ребенка.

    Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форма проведения - игра “Что?  Где? Когда?”.  Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

     На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

     Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

    Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

   Что вы можете сказать о таких мальчиках?

      После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызвала активность даже у пассивных ребят.

     Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.   Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции. Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.

    В конце каждого учебного года подвожу итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предлагаю детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

      Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость вобъединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и созданииединого воспитательно-образовательного пространства для р...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"...