урок 4 "Возникновение религий"
материал (4 класс) по теме

урок в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4. Возникновение религий.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.

Задачи урока:

  1. Воспитательная: воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга;
  2. Образовательная: выяснить причины возникновения и особенности первых религий, дать общее представление об иудаизме; формирование понятий: пантеон, многобожие, единобожие, заповеди, Завет, Иерусалимский храм; новые имена: Авраам, Моисей;
  3. Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, развитие умения работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Оборудование:

  1. учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  2. электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
  3. карточки для игры «Найди ошибку»;
  4. демонстрационные карточки-термины и имена;
  5. карта «Религии мира»;
  6. тетради учащихся.
  1. Оргмомент. (Звучит музыка, дети входят в класс и рассаживаются по местам… и получают в подарок клей-карандаш).
  2. Беседа с учащимися:
  1. Что такое религия?
  2. Какие религии вы знаете?
  3. Какие религии считаются традиционными для России?
  4. Люди каких религий живут в нашем крае? Селе?
  5. Что такое культура?
  6. Как религия влияет на культуру?
  7. Какие 2 формы культуры вы знаете?
  8. Чем материальная культура отличается от духовной?
  9. Приведите примеры духовной культуры.
  10. Приведите примеры материальной культуры.
  1. Творческое домашнее задание:
  1. Папка-презентация «Памятники материальной культуры» (Юречко Н.),
  2. Папка-презентация «Памятники духовной культуры» (Шахова А.).
  1. Игра «Найди ошибку».

(Учащиеся 3-х команд получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки, опередив по времени команду-соперницу).

Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.

  1. Выступление учителя «Первые религии».

Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Ученые находят захоронения древних людей , сделанные с любовью и заботой. (Учитель обращает внимание детей на реконструкцию  захоронения на стр.10). Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

        Древние люди верили, что окружающий мир населен духами , добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.

  1. Обсудим вместе:
  1. как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?

Со временем,  на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

  1. Обсудим вместе:
  1. Ребята, почему древние люди заботились о душах своих предков?
  2. Что такое «пантеон»?  «Многобожие»?
  3. Каких древних богов вы знаете?
  1. Выступление учителя «Иудаизм».

Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и послился в земле Ханаан, обещанной ему Богом (в наше время это территория государства Израиль, Палестинской автономии, частично Сирии и Ливана). С тех пор иудеи зовут эту землю ЗЕМЛЕЙ ОБЕТОВАННОЙ (обещанной). Через некоторое время здесь начался голод, и потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Со временем евреи оказались на положении рабов: выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.

        Моисей повел свой народ обратно в ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

        Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме ХРАМ        . Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в другое царство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи вернулись в Землю Обетованную и заново отстроили храм. Однако нашествия продолжались, и в конце концов власть над землями иудеев перешла в руки римлян.

  1. Обсудим вместе:
  1. У какого народа возникла вера в Единого Бога?
  2. Кто является родоначальником евреев?
  3. Как евреи оказались в Египте?
  4. Кто помог евреям вернуться в Землю Обетованную?
  5. Что такое Завет?
  1. Закрепление знаний (работа с тренажером).
  2. Словарная работа:
  1. Пантеон – многообразие богов.
  2. Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
  3. Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
  4. Завет – договор иудеев с Богом.
  1. Рефлексия. Ученики вместе с учителем проговаривают слоган:

- русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир!

- ты татарин, русский я, но мы добрые друзья!

- все в России мы живем, Иргаклы – наш общий дом!

  1. Домашнее задание:
  1. Прочитай и перескажи родителям или другим взрослым материал урока 4,
  2. Запомни слова: «пантеон», «многобожие», «единобожие», «завет»,
  3. Почему древние люди заботились о душах своих предков?

Рилигия

Ретуал

Индуисм 

Будизм 

Эслам 

Хрестеанство

Иудоизм  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"

методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

урок+презентация "Религия и культура"

Урок и презентация "Религия и культура" к  уроку №2 ОРКиСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"...