урок 3 ОРКСЭ Религия и культура
методическая разработка (4 класс) по теме

методическая разработка урока 3 в 4 классе из курса "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. Религия и культура

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .

Задачи урока:

  1. Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
  2. Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
  3. Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

  1. учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  2. электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
  3. карточки для игры «Собери пазлы»;
  4. демонстрационные карточки-термины;
  5. карта «Религии мира»;
  6. слад-шоу «История религий»;
  7. тетради учащихся.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Учащиеся под музыку входят в класс, получив от учителя посадочные талоны зеленого и розового цвета и рассаживаются по секторам (зеленый сектор и розовый сектор).
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Как вы понимаете слово «религия»?
  2. Какие религии называются национальными?
  3. Какие религии называются мировыми?
  4. Какие религии считаются традиционными для России?
  5. Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем селе?
  1. Игра «Собери пазлы».

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это иудаизм, индуизм.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

  1. Выступление учителя «Что такое культура?»

Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

        В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

        Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

  1. Задание детям: рассмотрите фотографии учебника на страницах 8, 9 и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, - они относятся?
  2. Чтение рубрики «Это интересно» (с.9)
  1. Игра.

Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка. 

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

  1. Беседа с учащимися:
  1. Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
  2. Что входит в понятие «культура поведения»?
  1. Выполнение творческого задания.
  1. Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 1-й команды).
  2. Придумайте свои правила культурного поведения  в гостях (для 2-й команды).
  1. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

        В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман – мечети. Сейчас буддистские, христианские храмы и мечети можно встретить повсюду.

        В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9) 

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. Наконец, религия нашла свое отражение в языке, на котором мы с вами разговариваем, и в нашем повседневном поведении.

  1. Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером).
  2.  Домашнее задание:
  1.  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  3 «Культура и религия».
  2. Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
  3. Индивидуальное задание: подготовить книгу-раскладушку или папку-презентацию по теме:

1)«Памятники духовной культуры»,

2)«Памятники материальной культуры».

МОУ СОШ №2

Степновский район

Ставропольский край

Урок основ мировых религиозных культур в 4 классе по теме

Учитель: Ласлова В.А.,

учитель истории и обществознания

1-й квалификационной категории

С. Иргаклы,2011г.

Правила культурного поведения за столом:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Правила культурного поведения в гостях:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Правила поведения в храме:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Церковь

Лезгинка

Карета

Мечеть

Знания

Буддизм

Кукла

Ислам

Народная песня

Монета

Копье

Законы

Платье

Сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"

методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

урок+презентация "Религия и культура"

Урок и презентация "Религия и культура" к  уроку №2 ОРКиСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

ОМРК Тема:"Религия и культура" 2 урок

Курс "Основы мировых религиозных культур" 2 урок . 4 класс....

урок ОРКСЭ по теме Культура и религия

Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур...

Урок по основам религиозных культур и светской этики на тему: "Религии мира"

С 1 сентября 2012 года во всех школах нашей страны  ввели курс Основы религиозных культур и светской этики, в 4 классах. Вашему вниманию предлагаю одну из разработок урока по теме: "Религии мира"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....